Новости – Люди












Люди
Великий Курдистан: очередная ставка Вашингтона

Курдские ополченцы. Фото: Bram Janssen / AP / TACC
В случае ликвидации ДАИШ и других исламских группировок США могут попытаться разыграть «курдскую карту» для дальнейшей дестабилизации Ближнего Востока
18 февраля, 2016 08:00
9 мин
Успехи антитеррористической коалиции в Сирии, сумевшей при поддержке российской авиации вплотную подойти ко второму по значимости городу страны Алеппо и занять ряд стратегических пунктов вокруг него, неразрывно связаны с действиями курдского ополчения. С самого начала экспансии ДАИШ на Ближнем Востоке именно курды стали одной из основных сил, противостоящих террористам. Мужество курдских ополченцев вызвало уважение во всем мире, они пользовались поддержкой и России, и стран Запада с самого начала кампании.
При этом не следует забывать о том, что еще недавно курды, компактно проживающие в Сирии, Ираке, Иране и Турции, выступали не против исламских террористов, а против властей перечисленных стран, требуя предоставления им больших прав, а в перспективе — даже образования собственного, единого государства курдов, для создания которого региональные державы должны пожертвовать частью собственных территорий, передав их под юрисдикцию новообразованного Курдистана. Это, разумеется, не входит в планы правительств ближневосточных государств.
Впрочем, помешать образованию Курдистана может не только сопротивление региональных держав, но и противоречия, существующие между курдскими группировками.
Среди друзей согласья нет
Пока сирийские курды отчаянно сражаются с ДАИШ и подвергаются обстрелам турецкой артиллерии, их иранские собратья, возглавляемые Масудом Барзани, активно сотрудничают с террористами и Анкарой, выступая в качестве посредников при перепродаже нефти, полученной экстремистами на захваченных в Ираке месторождениях. Под видом курдской нефти топливо, незаконно полученное ДАИШ, транспортируется на территорию Турции, откуда уже поступает на мировой рынок. Когда Минобороны РФ предоставило снимки, доказывающие причастность Анкары к контрабанде нефти ДАИШ, турецкие власти заявили, будто бы нефтевозы, пересекающие турецкую границу, принадлежали иракским курдам. В Москве полагают, что в действительности транспортируемая нефть имеет иное, преступное происхождение, а «курдская» версия используется лишь для прикрытия.
Сотрудничество Барзани с турецкими властями распространяется и на военную сферу. Напомним, в конце прошлого года Анкара направила на территорию Ирака свои боевые подразделения, не имея на то разрешения Багдада, а руководствуясь лишь приглашением курдских представителей. После того как власти Ирака выразили решительный протест против таких действий, турецкие военные покинули страну. По заявлениям премьер-министра Ирака Хейдар аль-Абади во время Мюнхенской конференции по безопасности, подобные действия Анкары просто неприемлемы.
Дружеские контакты Барзани и Эрдогана происходят на фоне дискриминации курдского населения в Турции и прямых актов агрессии турецкой армии по отношению к сирийским курдам. В частности, занявшие 11 февраля стратегическую авиабазу под Алеппо курдские ополченцы вскоре подверглись обстрелу турецкой артиллерии.
Премьер-министр Турции Давутоглу заявил о готовности властей страны начать военную операцию против сирийских курдов — собственно говоря, она уже началась.

Последствия турецкой спецоперации против курдского населения. Фото: Mahmut Bozarslan / AP / TACC
Помощь из-за океана
Что интересно, Вашингтон вовсе не спешит поддержать Анкару в ее агрессии против курдов, невзирая на союзнические отношения с Турцией по линии НАТО. Напротив, реакция США на обстрелы курдских позиций турецкими военными оказалась столь резкой, что всерьез омрачила отношения Белого дома с турецкими властями. В частности, президент Турции Реджеп Эрдоган выступил с резкой критикой визита спецпосланника президента США Бретта Макгерка в город Кобани, контролируемый сирийскими курдами и партией «Демократический союз». Турецкий лидер заявил, что Штаты должны сделать выбор между Турцией и курдами.
Впоследствии посол США был вызван в МИД Турции для дачи объяснений по поводу заявления пресс-секретаря Госдепа Джона Кирби, призвавшего прекратить обстрелы курдов в Сирии и сообщившего, что он не считает сирийскую курдскую партию «Демократический союз» террористической организацией.
Параллельно Вашингтон продолжает наращивать связи с Иракским Курдистаном. Известно, что стороны ведут переговоры о размещении в Ираке подразделений американского спецназа — отчасти эти договоренности были реализованы, несмотря на протест официального Багдада.
На днях власти Иракского Курдистана обратились к Пентагону с просьбой оказать финансовую поддержку в связи с тратами курдов на борьбу с ДАИШ, а также размещение беженцев. С призывом о помощи к американскому военному ведомству обратился находящийся с визитом в Соединенных Штатах глава департамента по международным отношениям правительства Курдистана Фалах Мустафа Бакир. Фактически Иракский Курдистан давно ведет обособленную от Багдада политику, мало считаясь с интересами Ирака.
Что касается иранских курдов, то следует отметить, что на территории ИРИ действует радикальная курдская организация «Партия свободной жизни» (PJAK), которая базируется на территории Иракского Курдистана и периодически совершает террористические атаки в Иране. По мнению иранских властей, финансирует эту организацию (которую большинство иранских курдов считают бандитским образованием) МОССАД. Тегеран обвиняет Израиль в поставках оружия курдским сепаратистам, а США — в политической поддержке движения.
Новый фактор нестабильности
Существует мнение, что Вашингтон и монархии Персидского залива могут быть заинтересованы в реализации проекта единого Курдистана: ведь в этом случае их давние противники, Иран и Сирия, окажутся в условиях очередного витка политической и военной дестабилизации. Пока что в активации «курдского фактора» просто нет нужды: с ролью разрушителей стабильности прекрасно справляются исламистские группировки вроде ДАИШ, «Джабхат ан-Нусры» и т.д. Но не попытается ли Вашингтон использовать курдский сепаратизм для провоцирования очередной большой конфронтации в том случае, если исламский терроризм падет под ударами России, Сирии и самих же курдов?
По мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Владимира Сотникова, это вполне реалистичный сценарий развития событий.
«Сейчас, когда курды добиваются очевидных успехов в борьбе с ДАИШ и другими террористическими группировками, курдский народ может получить исторический шанс на создание собственного государства. В этом стремлении едины все курдские группировки, единый Курдистан — давняя цель всех курдов, вне зависимости от их места проживания. Благодаря активной борьбе сирийских курдов с ДАИШ эта цель вполне может воплотиться в жизнь», — считает эксперт.
Что касается будущей роли США в этом процессе, то, судя по реакции американцев на обстрелы курдов в Сирии, у Вашингтона есть далеко идущие планы по отношению к курдскому движению, отметил эксперт. Востоковед добавил, что появление в перспективе курдского квазигосударства может поменять расклад сил в регионе коренным образом, и возможно, что далеко не на пользу интересам России.
«Москва не игнорирует возможность подобного развития событий, а проводит свою прагматичную политику. Открыв в России представительство Курдистана, мы установили прямые контакты с курдами в рамках нашего внешнеполитического планирования на случай возникновения курдского квазигосударства на мировой карте», — полагает Владимир Сотников.
Мнение о способности курдов образовать собственное государство разделяет и советник директора Российского института стратегических исследований востоковед Елена Супонина.
«Полагаю, что курды будут рано или поздно вознаграждены за свои усилия по борьбе с ДАИШ. В дальней перспективе возможно, что сирийские, иракские, турецкие и иранские курды смогут преодолеть существующие на данный момент между ними противоречия. К каким результатам это приведет — к единому курдскому государству или образованию на какой-то отдельной территории, пока предположить сложно. Но курды движутся на этом направлении, хотя произойдет их объединение не так скоро, как хотелось бы некоторым из них».
Несмотря на то что ослабление Турции благодаря возрастающей активности курдов было бы на руку России, не следует забывать также и о том, что курдский сепаратизм может угрожать стабильности и наших союзников — Дамаска и Тегерана. Если процесс объединения курдов политически подомнет под себя Вашингтон, неизбежен новый этап большой войны на многострадальном Ближнем Востоке — пусть и в очень отдаленной перспективе. Поэтому Москва должна уже сейчас прикладывать максимум усилий для того, чтобы заручится симпатиями курдов. В будущем это позволило бы России стать справедливым арбитром между курдским движением и ближневосточными государствами во избежание большого кровопролития.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости