Великий канон Андрея Критского
Андрей, архиепископ Критский. Фреска церкви святителя Николая.

Андрей, архиепископ Критский. Фреска церкви святителя Николая.

Почему песнь о покаянии сопровождает начало поста

В первые четыре дня поста в Церкви читают Великий покаянный канон святого Андрея Критского — плач перед Богом о человеческих грехах. Что значат тексты канона, когда они были созданы и почему долгое время считали, что канон не мог составить один человек, — разбиралась «Русская планета».

Автор

Житие Андрея Критского говорит: родившись в Дамаске в благочестивой христианской семье, он до семи лет был немым — и исцелился, приняв причастие. Это событие определило его жизнь: в 14 лет Андрей поступил в монастырь преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Здесь он вел строгую монашескую жизнь, заслужив уважение братии, и в 680 году поехал как посланник Иерусалимского патриарха на шестой Вселенский собор в Константинополе. Ученость и смирение молодого монаха (на тот момент ему было около 20 лет) пришлись по душе Вселенскому патриарху: после Собора Андрея отозвали из Иерусалима и поставили архидьяконом в соборе Святой Софии.

При императоре Юстиниане II Андрей стал епископом в городе Гортины на Крите (отсюда за ним закрепилось прозвище Критский). На этом острове он раскрылся как проповедник и поэт, именно здесь им были написаны строки Великого канона, который в Церкви читают за великопостным богослужением вот уже 1200 лет.

Согласно житию, святитель Андрей скончался в 740 году, когда возвращался на Крит из Константинополя. На Руси его особенно почитали в княжеской среде: полагают, что Андрей Критский являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и сына святого Александра Невского.

Канон

Великий канон Андрея Критского входит в число покаянных церковных песнопений. Его поют и читают по частям на великом повечерии в понедельник, вторник и среду первой седмицы Великого поста. К канону же возвращаются в четверг пятой великопостной седмицы — на утрене в этот день его читают полностью.

Тексты канона — покаянный плач перед Богом, в котором предстают события библейской истории. Святой Андрей вспоминает все грехопадения — от первого человека Адама и ветхозаветных патриархов до Нового Завета, но вместе с этим он показывает добродетели, образцы благочестивой жизни и подвиги святых. Через персонажей библейской истории автор канона говорит о страстях, которые продолжают досаждать человеку. Опираясь на примеры праотцов, он призывает к покаянию, переосмыслению собственной жизни и отвращению от злых дел.

Канон Андрея Критского называют Великим не только из-за его глубокого смысла, но и из-за количества тропарей (тропари — краткие молитвенные песнопения). Всего в каноне их 250. Среди историков имела место версия, что Андрей не мог самостоятельно составить канон и написал лишь ряд тропарей, которые позже связали в единое текстовое полотно (эту заслугу приписывали, например, Иосифу Песнописцу, святому IX века). Однако современная религиоведческая наука находит эти предположения несостоятельными: за исключением последних 40 тропарей, посвященных самому Андрею Критскому и Марии Египетской, историки считают автором канона именно святого Андрея Критского.

Значение

Покаянный канон не случайно читают во время Великого поста. Пост — время очищения и аскезы, время увидеть свои недостатки и попытаться исправить их с Божьей помощью. Канон святого Андрея Критского призван направить человеческую душу к осознанию своих грехов и последующему раскаянию.

Учение Церкви толкует Великий пост как своего рода странствие, которое начинается у человека плачем о собственных грехах и несовершенстве, а кончается ликованием о Воскресении. Покаянный канон святого Андрея Критского — это тот исходный тон в начале поста, которым определяется вся великопостная мелодия, наставлял в XX веке протопресвитер Александр Шмеман. Канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием, но и надеждой, писал он: «В течение четырех вечеров девять песен Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время — история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа — единственная и неповторимая — проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью».

Почитать текст и послушать Великий покаянный канон в исполнении хора Сретенского монастыря можно здесь: http://www.pravoslavie.ru/45118.html

Навальный разжигает Далее в рубрике Навальный разжигаетПопытки «Фонда борьбы с коррупцией» создать напряжение в межнациональных отношениях должны быть пресечены

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»