Русский поход на Америку
Начало Великого Северного пути. Художник — Е. Широков

Начало Великого Северного пути. Художник — Е. Широков

Как Великая Северная экспедиция Беринга навсегда изменила геополитическое положение России и вектор ее интересов

24 мая в Прикамье стартует автопробег, посвященный Великой Северной экспедиции, в которую более 280 лет назад отправились российские офицеры и ученые под руководством «русского Колумба» Витуса Беринга. Участники пробега соберут и уточнят информацию об экспедиции, часть маршрута которой проходила по территории Пермского края, побывают в городах Оса, Каменск-Уральский, Екатеринбург, Кунгур и Соликамск, сыгравших значимую роль в ее подготовке. По результатам акции будет создан туристический маршрут, повторяющий путь российских мореплавателей и исследователей.

Историки рассказали «Русской Планете», почему Великая Северная экспедиция навсегда изменила судьбу большинства регионов России и до сих пор остается событием, для которого сложно найти сопоставимые по масштабу аналоги не только в российской, но и в мировой истории.

Измеряя континенты

Капитан-командор Витус Беринг вернулся в Санкт-Петербург из первого плавания к берегам Камчатки в 1730 году. Почти сразу после этого он представил в Адмиралтейств-коллегию докладные записки, в которых высказал убеждение, что на территории Сибири и Дальнего Востока можно выращивать хлеб, добывать соль, пушнину и железную руду. А явная близость Камчатки с Северной Америкой и существование пролива между ними позволяют в перспективе развернуть взаимовыгодную торговлю между двумя континентами. Однако чтобы эти планы стали реальностью, необходимо провести беспрецедентные по масштабу географические исследования арктического и восточного побережий России. Эта задача и была поставлена перед второй экспедицией под руководством Витуса Беринга, получившей впоследствии название Великой Северной.

«Чтобы охватить весь огромный фронт работ, было сформировано семь отрядов, каждый из которых представлял собой фактически отдельную экспедицию, — рассказывает корреспонденту РП кандидат исторических наук Дмитрий Малыгин. — Всего в проекте было задействовано несколько тысяч человек, более 550 из них занимались непосредственно научными исследованиями».

Арктическое побережье России исследовали пять сухопутных отрядов. Перед морским отрядом под командованием Мартына Шпанберга была поставлена цель составить опись Курильских островов, берегов Охотского моря и по возможности достичь берегов Японии, чтобы проложить торговый путь к этой таинственной по тем временам стране.

Не остались без инструкций и принимавшие участие в экспедиции ученые. Так, например, академикам Гергардту Миллеру и Иоганну Гмелину поручалось провести всестороннее естественноисторическое исследование внутренних районов Сибири.

Фото: http://www.510mln.ru/

Фото: http://www.510mln.ru/

Под российским фартовым флагом

«Самая сложная задача была поручена непосредственно Витусу Берингу, осуществлявшему также общее руководство всей экспедицией. Командору и его ближайшему помощнику капитану Алексею Чирикову поручалось построить корабли и отправиться на них "для обыскания американских берегов, дабы они всеконечно известны были", — поясняет РП историк Владимир Толмачев. — Им предстояло "на оных побывать и разведать подлинно, какие на них народы, и как то место называют, и подлинно ль те берега американские"».

На подготовку продовольствия и снаряжения для плавания к берегам Северной Америки ушло семь лет: справиться с бюрократическими препонами местных властей оказалось крайне сложно, а подготовительные работы требовались огромные.

«Так, специально для обеспечения экспедиции железными изделиями под Якутском пришлось построить Тамгинский железоделательный завод. И это лишь одна из задач, которую вынужден был решить Витус Беринг, — продолжает Владимир Толмачев. — Российский академик Карл Бэр, изучавший историю этой экспедиции, так прокомментировал работу командора в этот период: "Нельзя не удивляться его мужеству и терпению, вспомнив, что он должен был преодолевать невероятные трудности, строить в одно время в разных местах суда, высылать огромные транспорты провианта и корабельных принадлежностей через пустынные дикие страны, как, например, разом 33 тысячи пудов тяжести из Якутска в Охотск, что постоянно, и в особенности при съемке северного берега, он встречал препятствий больше, нежели ожидал, и что при всем том он боролся с этими трудностями, не унывая"».

Двум пакетботам «Святой Петр» и «Святой Павел», построенным специально для этого плавания в Охотске, удалось отправиться к восточному побережью Камчатки лишь в 1740 году — через семь лет после того, как было принято решение об организации экспедиции. На Камчатке, в районе Авачинской бухты, суда успешно перезимовали; было основано поселение, ставшее впоследствии столицей этого края — городом Петропавловском-Камчатским.

Командор и его острова

В июне следующего года российские корабли отправились к своей главной цели — берегам Северной Америки. Однако вскоре их настиг шторм, который разбросал суда, и они не сумели отыскать друг друга в густом тумане. Дальнейшее плавание экипажам пакетботов пришлось продолжить самостоятельно.

«16 июля 1741 года "Святой Петр" под командованием Витуса Беринга достиг Северной Америки в районе острова Кадьяк, став третьим российским кораблем, прибывшим к берегам этого континента, — говорит Владимир Толмачев. — "Святой Павел" под командованием капитана Алексея Чирикова пришел к ним ровно на день раньше, став вторым. А первым российским кораблем в Америке, вопреки распространенному заблуждению, приписывающему эту честь Берингу, был бот "Святитель Гавриил" под командованием Гвоздева и Федорова девятью годами ранее».

Убедившись, что добраться до Америки вполне реально, Беринг повернул обратно к Камчатке, чтобы продолжить исследование российского побережья. Следуя вдоль Аляски и Алеутской гряды, команда «Святого Петра» открыла ряд островов, нанеся их на карту. Однако 5 ноября произошло трагическое событие, положившее конец всем планам. «Святой Петр» подошел к одному из Командорских островов, чтобы пополнить запас пресной воды. Но сильный ветер выбросил пакетбот на берег, и команде пришлось зимовать в самых не подходящих для этого условиях. За зиму в покрытых брезентом землянках погибла большая часть экипажа, включая самого Витуса Беринга.

«Причем если все остальные члены экипажа умерли от цинги, то командор скончался от какой-то другой болезни: в 1991 году специально организованная российско-датская экспедиция отыскала его могилу, эксгумировала и исследовала останки, — уточняет Дмитрий Малыгин. — Следов цинги обнаружить не удалось».

Весной 1742 года выжившие члены команды «Святого Петра» сумели построить из обломков своего корабля и выброшенной морем на берег древесины небольшое одномачтовое судно и добрались на нем до Авачинской губы. Так стало известно о печальной судьбе командора Беринга.

Великое географическое открытие

Несмотря на отдельные неудачи, общие результаты работы Великой Северной экспедиции оказались колоссальными. Благодаря ей впервые в истории были описаны часть побережья Северного Ледовитого океана от устья Печоры и до Чукотки, Алеутские и Командорские острова, подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережья Камчатки и Охотского моря, а также часть побережья Японии. Таким образом была заложена основа доминирования российской науки в исследовании Арктики. А составленные по результатам экспедиции карты положили конец многим географическим мифам, которые веками тиражировали европейские картографы, достоверно не представлявшие себе эти земли.

«Академик Карл Бэр с полным на то основанием заявил, что по размаху с Великой Северной экспедицией могут сравниться только два схожих события в мировой истории: путешествие финикийцев вокруг Африки и географическая съемка Китая в начале XVIII века. Однако, как подчеркивал академик, территория, исследованная Великой Северной экспедицией, была несопоставимо больше, чем в двух первых случаях, — рассказывает Дмитрий Малыгин. — К XVIII веку ни одно государство мира не сумело организовать и провести настолько масштабное, представительное и значимое для науки исследование».

Нельзя забывать и о колоссальных результатах Великой Северной экспедиции, не имевших непосредственного отношения к географии. Так, Иоганн Гмелин впервые познакомил научный мир с сибирской флорой во всем ее объеме, Иоганн Фишер написал объемный труд «История Сибири», а Георг Стеллер описал многих представителей сибирской фауны. Это научное наследие, затрагивающее самые различные области знаний, велико и до конца не изучено до сих пор.

«С волжско-прикаспийского направления юг России надежно прикрыт» Далее в рубрике «С волжско-прикаспийского направления юг России надежно прикрыт»О болевых точках, замыслах и достижениях каспийской столицы России рассказывает «Русской Планете» кандидат исторических наук, доцент кафедры восточных языков Астраханского государственного университета Виктор Викторин

Комментарии

29 мая 2016, 22:57
Читал, уже не помню и где что основная роль не Берингу, а Чирикову принадлежала, он был локомотивом
29 мая 2016, 23:50
Никому наш Север не нужен, кроме нас. Не хватит ни у кого сил разрабатывать и трудиться на его безкрайних просторах
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»