Новости – Общество
Общество
Великая пятница: день, когда страдал Христос
Распятие Христово. Фреска Феофана Критянина
Великая пятница, или Великий пяток, — кульминация Великого поста, воспоминание о Крестных Страданиях Христа и о его смерти ради искупления человеческих грехов
29 апреля, 2016 07:00
5 мин
В этот день богослужения имеют особо скорбный характер, а каноны предписывают пост, которому по строгости нет равных в годовом цикле.
Хронология
Христиане первых веков нередко понимали праздник Пасхи именно как память о Распятии Христовом, а не как праздник Его Воскресения. Христианский мыслитель III века Ориген, например, трактовал это так: «На Пасху мы вспоминаем страдания Христа, поскольку Его Воскресение и так празднуется каждую неделю».
Как описывают евангелисты день, в который сбылись ветхозаветные пророчества о том, что люди не узнают Мессию и отправят его на смерть?
Завершив Тайную вечерю, Христос с учениками удаляется в сад у подножия Елеонской горы; его еще называют Гефсиманией, или Гефсиманским садом. Здесь Мессия проводит остаток ночи в молитве. Вскоре появляется Иуда в сопровождении стражников и целует Христа, давая стражникам условный знак, затем происходит арест Спасителя.
Еще до рассвета Иисус предстает перед синедрионом, судом первосвященников, его допрашивают Анна и Каифа. Утром синедрион приговаривает Христа к смерти. В это же время Петр, ожидавший во дворе исхода дела, трижды отрекается от Учителя.
Христа доставляют к Понтию Пилату, римскому наместнику, чтобы утвердить приговор. После разговора Пилат заявляет народу, что не видит вины задержанного, и предлагает отпустить Иисуса по случаю праздника еврейской Пасхи (исхода из Египта), однако люди выбирают разбойника Варавву. Чтобы осмеять Христа, его подвергают бичеванию, а после надевают на голову терновый венец. Под давлением первосвященников Пилат утверждает приговор — казнь через распятие, а после умывает руки, что по древнему иудейскому обычаю означает непричастность к происходящему.
Под насмешки толпы Христа выводят за пределы Иерусалима к месту казни — Лобному месту, или Голгофе. Это происходит около полудня. Приговоренный должен сам нести свой крест, однако у Спасителя уже нет на это сил, он несколько раз падает. Одного из прохожих заставляют помочь Христу нести крест.
В третьем часу совершается распятие. На кресте надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Воины делят одежды Христа. Любопытные, пришедшие посмотреть на казнь, злословят.
«В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого», — пишет евангелист Марк. К губам Иисуса, просящего пить, стражники прикладывают губку с уксусом. «Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух», — говорит евангелист Иоанн. Один из воинов, желая удостовериться в смерти, пронзает ребра Христа копьем, из них истекают кровь и вода.
Финальный эпизод Великой пятницы — снятие тела с креста и отнесение в гроб. На этом событии наступает следующий день Страстной седмицы — Великая суббота.
Аскеза
«Какое это было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием и вместе потрясало души их? — пишет в "Слове на Великий пяток" святитель Игнатий Брянчанинов. — На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им, и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои… оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившимся на ней».
Из этих строк мы получаем, пожалуй, лучшее понимание того, как вести себя в Великую пятницу. Этот день Церковь считает днем великой скорби.
На Руси говорили: «Кто в Страстную пятницу веселится, потом весь год проплачет». В городах и деревнях в эти дни прекращалось всякое веселье. Оно было редкостью и в иные дни Страстной седмицы, но к пятнице отношение было особое. Возбранялись песни, гуляния, деревня притихала, словно погружаясь в сопереживание Страстям Христовым, пишет священник Борисовский, исследователь народной жизни Новгородчины XIX века. По словам Борисовского, доходило до того, что, если встречался людям в этот день пьяный, его могли и побить.
Церковный устав предписывает в Великую пятницу полностью отказаться от пищи, причем это правило применялось как к священнослужителям и монахам, так и к мирянам. Впрочем, меру поста лучше обговорить со своим священником и поститься по силам. Все мирские дела — приготовление еды к Пасхе, уборку помещений, работу по хозяйству — лучше закончить накануне, чтобы посвятить пятницу молитвам, размышлениям и походу в храм.
Плащаница
Богослужения Великой пятницы — это символическое следование Крестным Страстям. Они открываются утреней, которую служат вечером четверга. На этой службе читают двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых. Утреня — воспоминание об аресте Христа в Гефсиманском саду и об осуждении на смерть. Утром пятницы служат так называемые Великие часы, которые посвящены суду Пилата, Крестным Страданиям и смерти Спасителя. Ключевое событие богослужений Великого пятка — вечерня, во время которой происходит вынос Плащаницы. Плащаницу (изображение Христа, лежащего в гробу, на большом плате) торжественно выносят из алтаря на середину храма и кладут на особо приготовленный стол, олицетворяющий гробницу.
Вечерня Великой пятницы, вслед за которой идет малое повечерие, — одна из ключевых служб Великого поста, апофеоз евангельских Страстей. И если на другие службы в этот день вы не попадаете, то посетить эту очень важно для понимания всего новозаветного благовестия.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости