ВАЗ-2106 — «Мерседес» соцлагеря
Автомобиль ВАЗ-2106. Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости

Автомобиль ВАЗ-2106. Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости

Путь «шестерки» от FIAT 124 Speciale до самой знаменитой советской модели автомобиля

ВАЗ-2106 («Жигули 2106») — самый популярный из «классических» седанов

ВАЗ-2106 «Шестерка», как окрестили ее в народе, в отличие от предшествующих моделей Тольяттинского автозавода, была предметом особого обожания автолюбителей в СССР. Причин здесь несколько, и чтобы понять их, необходимо знать не только обстановку на дорогах середины и конца семидесятых годов, но и ценности советского общества тех лет.

ВАЗ-2106 «Мерседес» соцлагеря

В 1976 году, в момент начала выпуска модели, как и сейчас, в обществе существовали представления о престиже и статусности вещи. Любая модель «Жигулей» попадала под эти критерии, так как они были близкой копией иномарки, а купить настоящий иностранный автомобиль тогда могли разве что знаменитые артисты, дипломаты или «цеховики».

Новая модель 2106 была переработана из итальянского автомобиля FIAT 124 Speciale 1972 года и адаптирована для российских дорог. Первый автомобиль сошел с конвейера 21 февраля 1976 года, и сразу стало ясно, что ВАЗ снова совершил революцию в дорожном движении и в головах автолюбителей. Те, кому довелось видеть оригинал FIAT, отметили, что вазовская версия отличается от него непринципиально. Именно от итальянского прототипа (а не от BMW, как гласит легенда) ВАЗ-2106 унаследовал сдвоенные головные фары в запоминающихся пластиковых «очках». При этом новая модель была такой же надежной и неприхотливой в обслуживании, как и ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103.

А самое главное, «шестерка» ездила заметно быстрее! Усовершенствованный двигатель ВАЗ-2103 объемом 1,6 литра при своих 80 «лошадях» способен без излишнего насилия разгонять автомобиль до 150 километров в час. Сам по себе этот факт ставил водителя ВАЗ-2106 на одну ступень с владельцами ГАЗ-24, самого быстрого и престижного автомобиля СССР на тот момент. Но купить «Волгу» можно было только «с рук», а цена ее достигала 25 тысяч рублей… Для сравнения, двухкомнатная кооперативная квартира в Москве стоила в 1976 году 14 тысяч рублей. Цена ВАЗ-2106 плавно выросла с 7500 рублей в семидесятые до 9100 в восьмидесятые, но все-таки это были деньги, которые можно было заработать честным трудом.

Fiat 124 Speciale. Фото: fiat124specialt / Flickr

Fiat 124 Speciale. Фото: fiat124specialt / Flickr 

Прозвище «Мерседес соцлагеря», придуманное для ВАЗ-2106 в ГДР, было вполне оправданным с любой стороны, хотя и содержало определенную долю насмешки.

«Шестерка» королева советских трасс

Основной конкурент автомобиль «Москвич-2140»  не шел с «шестеркой» ни в какое сравнение. Салон ВАЗ-2106 был шире на 10 сантиметров, и это было невероятно важно по двум причинам. Во-первых, на переднем сиденье «шестерки» не нужно было толкаться локтями, как в «Москвиче», а во-вторых, эти 10 сантиметров делали автомобиль действительно пятиместным. И в «Москвичах» люди ехали на дачу впятером и даже вшестером, но какой ценой, учитывая стоящие на коленях ящики с рассадой. При этом разогнать до 150 км/ч «Москвич» на задней рессорной подвеске решился бы только самоубийца.

ВАЗ-2106 был примечателен не только комфортабельным интерьером рельефными кожаными сиденьями с регулирующимися подголовниками, приборной панелью с часами и тахометром и т.п. Он обладал выдающейся по тем временам динамикой. Лучше всего это было заметно на трассе. К примеру, на автодороге, ведущей в Крым, поток тяжелогруженых легковых автомобилей, плетущихся друг за другом, нарушали лишь «шестерки» да редкие «Волги». Только у 2106 хватало запаса мощности для постоянных обгонов по встречной полосе. Этому способствовала модернизированная КПП с измененными передаточными числами для лучшей динамики разгона. Благодаря этому владельцы «шестерок» стали первыми массовыми нарушителями скоростного режима.

По принятой в СССР классификации 1966 года по весу ВАЗ-2106 попадал во вторую группу легковых автомобилей малого класса, а по объему двигателя (более 1500 кубических сантиметров) — в третью группу. В современном автомобильном мире такие машины относят к категории GT или ST.

«Шестерка»  самая массовая «классика»

Спрос на 2106 был таким же выдающимся, как и сам автомобиль. 21 февраля 1976 года стартовал выпуск, а 3 июня 1978 года «шестерка» стала четырехмилионным автомобилем «классической» серии. Всего же за годы производства на АвтоВАЗе было выпущено 26 млн экземпляров «классики», среди которых доля «шестерок» свыше 4,3 млн.

После распада СССР цена на «шестерку» стала постепенно снижаться. Благодаря этому спрос на модель сохранялся до начала 2000-х годов. Правда, устаревшая конструкция и огромное количество хлынувших в страну иномарок превратили ВАЗ-2106 из предмета роскоши в автомобиль экономкласса.

В 1998 году производство «шестерок» переехало на завод «Рослада» в Сызрани, а головное предприятие полностью перешло на выпуск переднеприводных моделей. Затем в 2001 году сборка этой модели была налажена в украинском городе Херсоне, а в 2002 году в Ижевске. Именно там был произведен последний экземпляр, сошедший с конвейера в январе 2006 года.

Изменения в конструкции ВАЗ-2106

За время производства автомобиль неоднократно модифицировался. Сложные экономические условия в стране как будто «отражались» в комплекте хромированных молдингов одной из самых заметных внешних отличительных черт 2106. В постсоветские годы исчезли нижние блестящие молдинги, хромированные водостоки, окантовка колесных арок и боковых указателей поворотов. Хотя не все изменения были к худшему: в 1986 году на модель начали устанавливать более совершенные тормоза от ВАЗ-2105, а несколько позже пятиступенчатую коробку передач от той же модели. Во второй половине 1990-х появились «невисячие» инерционные ремни безопасности и одна из первых «жигулевских» опций электростеклоподъемники передних дверей. Собранные в Ижевске машины комплектовались передними сидениями от автомобиля «Ода». Для них же характерна окраска кузова в металлик в том числе серебристый.

Интересные факты о ВАЗ-2106

В советское время ВАЗ-2106 поставлялся на экспорт, в том числе в капиталистические страны, включая Великобританию, для которой производилась модификация ВАЗ-21061 с правым рулем.

Автомобили этой модели поставлялись и в канадскую провинцию Онтарио, где они изредка встречаются и в наши дни. Модификацию для канадского рынка можно безошибочно узнать по модифицированному алюминиевому переднему бамперу от ВАЗ-2121 «Нива» с установленными в нем подфарниками. Эта деталь была введена в конструкцию ради соответствия американским стандартам безопасности тех лет.

Один экземпляр модификации, известной под прозвищем «Полседьмого» был изготовлен по заказу самого известного коллекционера автомобилей в СССР Л.И.Брежнева в 1979 году. Капот этого автомобиля был сделан вручную для установки радиаторной решетки от новой модели ВАЗ-2107, существовавшей в то время только на стадии проекта.

Материал подготовлен редакцией Блампер (Blamper.ru) – Автомобильная социальная сеть

«Из всех обывателей гражданина не сделаешь» Далее в рубрике «Из всех обывателей гражданина не сделаешь»Член Московской Хельсинкской группы Вячеслав Бахмин рассказал, как формируется гражданское общество в России и почему патриотизм должен быть просвещенным

Комментарии

23 марта 2014, 16:13
Хорошая машина, кстати, в некотором роде, и по-своему очень даже стильная! )
И уж во всяком случае, для своего времени она смотрелась гораздо лучше той же убогой Лады-Калины. Классика - есть классика!
24 марта 2014, 18:09
В странах Восточной Европы, Средиземноморских странах и странах бывшего соцлагеря, в том числе Куба и север Южной Америки, "Жигули" в свое время очень пользовались спросом, так как стоили в разы дешевле любого мало-мальски приличного седана!
Сейчас, правда, назвать их седаном язык как-то не поворачивается...)
23 марта 2014, 16:19
Мытая шестерка смотрится неплохо. Но это было так давно, что стало неправдой, хотя я застал времена, когда восьмера и девятка были круче любых мерседесов сейчас
Если бы жили во времена своих родителей наверняка знали бы сколько шестерка отбегала по нашим дорогам и дорогам Европы,на самом деле культовый автомобиль,который и до сих пор служит доброй службой тысячам автолюбителям.
23 марта 2014, 22:35
Много в жизне свзязано с шохой, как ее еще называли в самом Тольятти, на ней учился ездить, но самое большое удивление, вызвала шестерка увиденная около Исакиевского собора в 1994 с правым рулем, реально глаза протер от удивления думал показалось, но статья подтвердила, не приглючило)
24 марта 2014, 00:56
Да,шестерка это целое поколение,романтика,ностальгия...Что ни говори я бы купил себе новую шестерку,только с конвеера,не пожалел бы денег.
24 марта 2014, 10:20
Мы - FIATO, разъезжанто целый день в Кабриолето, Оу-Ес ! ))
24 марта 2014, 08:57
До сих пор в гараже стоит старый агрегат ВАЗ-2106. В свое время верой и правдой послужила "шестерочка". Сейчас конечно можно такую машинку купить даже на одну зарплату в 20000 р., не то, что раньше
24 марта 2014, 09:05
Некоторые знакомые умудрились годами заниматься в шестерке сексом, и ниче, даже дети рождались
24 марта 2014, 13:11
это калька с американских фильм, но у них автомобили широкие, и там все эти процедуры делать не в пример нашим автомобилям удобно и комфортно, сам несколько раз использовал наши автомобили для утех, постоянно надо было включать фантазию
24 марта 2014, 13:04
Если учитывать статистику аварийности на российских дорогах на сегодняшний день, то езду в подобном авто можно приравнять к игре в русскую рулетку. Очень опасно
24 марта 2014, 14:50
Недавно посчастливилось в очередной раз узреть вблизи Волгу ГАЗ-21 - вот это махина! Какая же все-таки она огромная и стильная, друзья! В ней реально жить можно, а как траходром - просто незаменима! Туда бы движок посовременнее, по-мощнее, да немного поколдовать над остальными внутренними узлами - и это была бы просто бомба!!!
А Жигули 2106 - это жигули. Простая, надежная, и весьма симпатичная прогулочно-рабочая лошадка.
24 марта 2014, 16:02
ГАЗ-21 это гроб на колесах. Как, впрочем, и любая вазовская классика
24 марта 2014, 18:07
Главное - не разгоняться! ) В этом кроется секрет успешной езды на классике. )
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»