Варсонофий Оптинский: «Цепляйтесь за ризу Христову, и Христос — не оставит»
Варсонофий Оптинский. Фото: optina.ru

Варсонофий Оптинский. Фото: optina.ru

Как святые отцы разглядели подвижника задолго до того, как он действительно стал им

14 апреля Православная церковь чтит память Варсонофия Оптинского — святого из плеяды великих Оптинских старцев. Этот человек бросил карьеру военного и ушел в Оптину после встречи с преподобным Авмросием: тот определил, что Варсонофию предстоит стать великим подвижником — задолго до того, как Варсонофий сам понял это.

Офицер

Отец Варсонофий — в миру Павел Иванович Плиханков — родился 5 июля 1845 года в Самаре, в семье выходца из оренбургских казаков. С молодости он встал на путь военной службы — поступил в военную гимназию в Полоцке, оттуда, закончив ее, ушел учиться в Оренбургское военное училище. Все прочили ему блестящую карьеру: Павел Иванович быстро поднимался в чинах, дослужился до звания полковника.

Сам он, по его собственным воспоминаниям, одно время жизнь в монастыре считал скукой. «Там только редька, постное масло, да поклоны», — говорил он. Поэтому тем сильнее было удивление окружавших его офицеров, когда в 46 лет полковник Плиханков, которому всего ничего было до генеральского звания, попросил об отставке и ушел в Оптину пустынь.

Уже потом, когда он стал известен под именем старца Варсонофия, сослуживцы начали вспоминать «странности» его жизни: во все годы службы он чурался обычных офицерских развлечений — азартных игр, балов, спиртного, театров, избегал роскоши, а комната его полна была только иконами да житиями святых. А еще — часто и надолго исчезал: как выяснилось потом, чтобы молиться в небольшом монастыре у мощей святителя Варсонофия Казанского, в честь которого его и позже и нарекут.

Сам Варсонофий часто вспоминал случай из детства: «Был я в саду с отцом. Вдруг по аллейке идёт странник. И дивно, как он мог попасть в сад, когда сад окружён большими собаками, которые без лая никого не пропускают. Тихо подошел странник к отцу и, показывая на меня ручкой, говорит: «“Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!” — и после этих слов он вышел. Потом мы его нигде не могли найти. И Бог его знает, кто это был за странник».

Преемство

Священники и старцы, которые общались с Павлом Плиханковым в годы его военной службы, все как один видели в нем будущего подвижника. Так произошло, например, с праведным отцом Иоанном Кронштадтским, с которым Павел Иванович встретился в Москве. Отец Иоанн, увидев его, отложил свои дела, поцеловал ему руку и отошел, не сказав ни слова. «Все присутствующие переглянулись, и говорили после, что это означает какое-нибудь событие в моей жизни, и решили, что я буду священником, — вспоминал позже старец Варсонофий. — А теперь видишь, как неисповедимы судьбы Божии: я не только священник, но и монах».

Оптинский скит

Оптинский скит. Фото: optina.ru

Нечто подобное произошло и в Оптиной пустыне, о которой будущий подвижник узнал из духовного журнала. Вдохновившись прочитанным, он приехал просить совета к преподобному Амвросию Оптинскому. По преданию, когда он только подходил к скиту старца, его встретила одна из богомолиц, которая — видя его впервые — произнесла: «Павел Иванович приехали!» На что сам преподобный Амвросий отозвался: «Вот и слава Богу!»

Позже Амвросий скажет прибывшему к нему Павлу Ивановичу: «Искушение миром должно продлиться еще два года. После этого приезжайте в Оптину, я вас приму».

Старец

Приезд в обитель по истечении этих двух лет задержали обстоятельства — не давали отставку, задерживали жалование. В Оптину он приехал в последний день срока, отпущенного ему преподобным, и уже не застал старца в живых. Но его принял ученик Амвросия, преподобный Анатолий.

10 февраля 1892 года Павла Плиханкова зачислили в число братии. Через год он был пострижен в рясофор, а в 1900 году в мантию, получив новое имя Варсонофий. В 1904 году начинается Русско-японская война — преподобного отправляют нести послушание на фронт при лазарете имени преподобного Серафима Саровского. Спустя четыре года отец Варсонофий возвращается в Оптину — здесь его возвели в сан игумена и сделали настоятелем Оптинского скита. Отсюда начинается новая глава его жизни, когда он станет известен, без преувеличения, всей России.

Прибывавшие к старцу посетители всегда отмечали его необыкновенную прозорливость: он мог назвать имя и обстоятельства жизни человека, неправедные поступки и пути их исправления. Сохранились воспоминания о чудесах исцеления, совершенных им. Так, уже на исходе жизни он исцелил глухонемого юношу. «Страшная его болезнь — следствие тяжкого греха, совершенного в детстве», — объяснил старец его матери, а затем стал что-то тихо шептать на ухо глухонемому. «Батюшка, он же вас не слышит», — сказала мать. «Это он тебя не слышит, — ответил старец. — А меня слышит». И тотчас глаза юноши расширились от услышанных впервые за много лет звуков, и он стал покорно кивать головой — так описывали это событие составители жития преподобного.

В 1910 году в Оптину пустынь приезжал писатель Лев Толстой, но повидаться со старцем так и не решился. Позже Варсонофий, узнав, что Толстой при смерти, сам поехал к нему на станцию Астапово для напутствия умирающего. К Толстому его не пустили, о чем старец сокрушался: «Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана».

В последний год жизни преподобного назначили настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря в Коломне. Варсонофий не хотел покидать Оптину, но был вынужден подчиниться — в Старо-Голутвине он принимал страждущих до последних дней своей жизни, несмотря на то что недуги разъедали уже и его собственное тело. Приходящих к нему он часто напутствовал: «Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову — и Христос не оставит вас».

Преподобный Варсонофий оставил земную жизнь 14 апреля (1 апреля по старому стилю) 1913 года. В 1996 году его причислили к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года Архиерейский собор Русской православной церкви прославил его для общецерковного почитания. 

Ватиканские «хотелки» Далее в рубрике Ватиканские «хотелки»Зачем римский понтифик едет в христианские страны, где почти нет католиков

Комментарии

14 апреля 2016, 09:49
Цепляемся, святой отец, из последних сил цепляемся! Только вот ряса с каждым годом всё более скользкая...(
14 апреля 2016, 10:28
Для всех разная.
А вы крепче хватайтесь и грехи свои отмаливайте
14 апреля 2016, 10:29
Удивительная история. Как ни крути, получается, судьба Варсонофия была предопределена с детства.
15 апреля 2016, 11:57
Эх, уйти бы тоже куда-нибудь в Оптину пустынь, в деревенскую глушь... Да только и там теперь не скрыться от вездессущей "цивилизации"...(((
Уход от новой реальности есть путь слепых во мраке. Личности меняют мир вокруг себя , а слабаки уходят....
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»