Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Варлам Шаламов — советский поэт

Варлам Шаламов. Фото: А. Лесс / ТАСС
«История советской поэзии» в изложении Виктора Бердинских — вероятно, одна из лучших обзорных научно-популярных книг о самой противоречивой поэтической эпохе России
Сергей Простаков
9 ноября, 2014 11:01
11 мин
Во времена сносимых памятников Владимиру Ленину советская эра продолжает нуждаться в спокойном и тщательном исследовании. Особенно это касается сфер, которые с эпитетом «советский» вызывают устойчивое негативное восприятие: торговля, тюрьма, философия и так далее. Одной из первых в этом ряду стоит литература, которая не без основания, оценивается как часть коммунистической машины пропаганды.
В этой ситуации Кировский историк Виктор Бердинских предлагает спокойный, по-энциклопедически фундаментальный разговор о советской поэзии. Его книга начинается с анализа творчества «большой четверки» поэтов: Пастернака, Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой. Их он помещает вне контекста советской поэзии, но однозначно считает поэтическими вершинами эпохи. А далее автор подробно разбирает советскую поэзию по полочкам: советский неоромантизм, советский неоклассицизм, лагерная поэзия, бардовская поэзия и так далее вплоть до также выносимого за скобки эпохи Иосифа Бродского.
«Русская планета» с разрешения издательства «ЛомоносовЪ» публикует отрывок книги Виктора Бердинских «История советской поэзии», посвященный творчеству Варлама Шаламова.
Всю свою жизнь Шаламов ощущал себя именно поэтом. Всего он создал более тысячи стихотворений, из которых известно и опубликовано лишь около сотни. А формирование его как мастера слова протекало непросто и определялось одной — жесткой и непреклонной — парадигмой.
В 1962 году он писал Александру Солженицыну: «Лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту — не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна... Со своей стороны, я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».
Стихи «Колымских тетрадей» (1937 — 1956) и есть попытка поэта донести постигнутую им страшной ценой правду до всего мира: да, зло побеждает добро, но жизнь все‑таки продолжается.
В своем эссе 1970‑х годов — «Поэт изнутри (секреты стихов или стихи стихов)» Шаламов как бы реконструирует в ретроспективе процесс своего поэтического становления. Именно стихи, утверждает он, придали ему самоотверженность и твердость в лагерном аду, где зло всегда торжествует над добром.
Ранняя его лирика (а до первого ареста он написал около двухсот стихотворений) утрачена. Сам Шаламов считал, что это были «плохие, но неизбежные стихи»: в поэтической форме в них невольно фиксировались жизненные впечатления и мысли познающего мир молодого человека. Этот опыт «копился подсознательно и выходил на свет Божий невольно». В стихах, шедших наружу, появлялись какие‑то новые мысли и чувства, до этого неведомые поэту.
Возобновленные (после десяти лет лагерей) лирические опыты поначалу были так же беспомощны. «Я, — вспоминает Шаламов, — выходил на лед ключа Дусканья каждый день и успевал замерзшей рукой наработать, начертать на обрывке газет, в рваной тетради все новые и новые строчки... Потребность стихосложения была невероятная. Любое событие жизни исходило размером, любая картина природы».
Но настоящего — «своего» — в этом стихотворном потоке еще не обнаруживается. В 1949 году (будучи лагерным фельдшером, а не «горбатясь» на «общих работах») Шаламов сочиняет стихи как графоман — не отрываясь. Это было возрождение личности, ранее несколько раз, казалось бы, погибавшей.
Между тем стихи Шаламов читал и любил с малых лет. В годы его детства лучшим русским поэтом в провинциальном обществе считался Николай Некрасов. Но он самостоятельно «набрел», по его выражению, на Игоря Северянина и Сергея Есенина — «ощутил их подлинность». Затем — «брел сам от книги к книге», формируя свой поэтический вкус. Творчество «новых русских поэтов» (кроме Валерия Брюсова) «пленило» его. А в своих ранних стихах он не видел тогда главного — «новизны и судьбы». Затем — уже в Москве — ему не понравились ни «новолефовцы» («балаган, кто кого грубее перехамит»), ни «конструктивисты» («абра-кадабра»). Стихам, по мнению Шаламова, не было места в «литературе факта».
Единственным человеком, в которого (после «живых» литвечеров) он поверил тогда — как в носителя «высоких поэтических истин», — стал Борис Пастернак.
К 1951 году, находясь в якутском Оймяконе, Шаламов уже окончательно обрел свой лирический голос, свое поэтическое лицо: в его стихах появились «кровь и судьба», эмоциональный напор и новизна интонации. Он понял, что может «рвануть» по своему желанию на некую «высшую ступень», где «отключены зрение и слух», а мобилизовано лишь одно — «познание мира с помощью стихов». Он «перестал бояться, что стихи уйдут и больше не вернутся».
Упадет моя тоска,
Как шиповник спелый,
С тонкой веточки стиха,
Чуть заледенелой.
На хрустальный, жесткий снег
Брызнут капли сока,
Улыбнется человек,
Путник одинокий...
Он сосет лиловый мед
Этой терпкой сласти,
И кривит иссохший рот:
Судорога счастья.
Георгий Адамович справедливо отмечал, что стихи Шаламова — «умные», но «суховатые». Его учитель — Евгений Баратынский, от которого он перенял стремление «сочетать чувство с мыслью». Он пренебрегает «легковесным лиризмом». Баратынский научил его «конкретности, антизыбкости поэтических приемов, причудливой точности образов».
Варлам Шаламов, фото из следственного дела 1937 года. Источник: protivpytok.org
Варлам Шаламов, фото из следственного дела 1937 года. Источник: protivpytok.org
Стихи Шаламова не похожи на большинство современных версификаций, а в особенности — на «советские» рифмованные тексты. И все же во многом отношение к его поэзии определяется «колымской» тематикой. Такой подход неизбежен, хотя, конечно же, гораздо полновеснее и объективнее являлась бы оценка, дистанцирующаяся от биографии автора (или, по крайней мере, не касающаяся ее напрямую). Но что поделать, если эта биография «выпирает» буквально из каждой шаламовской строчки: она (эта биография) и питает стихи подлинной жизнью.
Вместе с тем, как тонко подметила Наталья Иванова, Шаламов стоит в ряду крупнейших русских поэтов и прозаиков ХХ века вовсе не потому, что страшен его личный опыт — через Гулаг прошли миллионы. Но потому, что он (Шаламов) превратил этот свой личный опыт в литературу.
Что касается профессиональной «технологии», то здесь Шаламов, в общем‑то, традиционен. Уверовав в себя как в поэта, он по утрам «торопился к бумаге», дабы записать рождающееся стихотворение. В его «мозговой базе данных» существовал запас канонических размеров, который по первому же требованию сознания (или подсознания) двигался навстречу мысли, «выталкивая из гортани то, что скопилось там». Повисшее в воздухе, но не дошедшее до бумаги — пропадало безвозвратно.
Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Андрей Вознесенский «набалтывали» свои стихи, расхаживая по комнате, по саду, по городу: очевидно, поэту необходим какой‑то поддерживающий ритм. Центры устной и письменной речи располагаются в разных сегментах человеческого мозга.
По Шаламову, стихи — не только «чудо и загадка», но и «летопись души поэта». Их сердце — современность, «абсолютная и сиюминутная»: «Одним людям стихи нужны меньше, другим больше. Но нужны они всем. Поэтам, кстати, стихи нужны меньше всего, чужие стихи их портят, смущают».
Эти россказни среза,
Биографию пня
Прочитало железо,
Что в руках у меня.
Будто свиток лишений
Заполярной судьбы,
Будто карта мишени
Для учебной стрельбы...
Это скатана в трубку
Повесть лет временных
В том лесу после рубки
Среди сказок лесных.
Стихи, по убеждению Шаламова, — «род искусства, где главное ритм». Произнесенные внутри себя, они не равны выговоренным гортанью. Громкое чтение — внешний предел. Внутри же себя оно может расширяться и сжиматься, формируя «душу, язык, интеллект»: «Суть вопроса, что стихи рождаются в ритме, уже подготовленном в мозгу, и когда этот ритм подготовлен, то тут используется весь запас согласных букв». Все большие русские поэты ХХ века, для коих стихи стали судьбой, считал Шаламов, писали классическими размерами. Возможности отечественной стихотворной традиции вообще безграничны. «Ямб и хорей, на славу послужившие русским поэтам, не использовали и в тысячной доле своих удивительных возможностей», — утверждал он. А возврат к ассонансу от рифмы для русского языка бесплоден. Корневые окончания и есть обыкновенный ассонанс. «Свободные» и «белые» стихи могут быть поэзией, но это — «поэзия второго сорта». Поиски же интонации, метафоры, образа в классической традиции плодотворны и беспредельны... По жесткости и глубине суждений о поэзии Шаламов удивительно напоминает аналогичные оценки Надежды Мандельштам (особенно — в ее «Второй книге»): крайне любопытна поэтому и многолетняя их переписка.
Интересна также история общения Шаламова с Борисом Пастернаком — после возвращения в Москву, когда возрождавшийся из небытия поэт элементарно «учился жить». Отметим: при всей горячей шаламовской симпатии к Пастернаку (кстати, в молодости Шаламов был близок к Ольге  Ивинской [последняя любовь Пастернака. — РП]) влияние «переделкинского гения» на зрелую поэзию «певца Колымы» ничтожно. Скорее Шаламов в чем‑то влиял на Бориса Пастернака.
Борис Пастернак в Переделкино, 1958 год. Фото: ТАСС
Борис Пастернак в Переделкине, 1958 год. Фото: ТАСС
Истина проста и непреложна: стихи не рождаются от стихов, они производятся на свет только от реальной жизни. И равно как Шаламов в ранней своей лирике подражал Пастернаку, «бормотал про себя» (желая выжить) стихи последнего в лагере, так он (Шаламов) и прожил с ними до конца своих дней.
Лучшее, по мнению Шаламова, в русской поэзии вообще — это «поздний Пушкин» и «ранний Пастернак». Близка ему и вся поэтическая традиция, взрастившая Пастернака: Лермонтов — Тютчев — Анненский.
При всем этом Шаламов остался как поэт вполне самостоятельным и самодостаточным. Его парафраз пушкинского «Памятника» может показаться несколько высокомерным, но это вполне обоснованная гордость поэта, органически и по праву присущая ему.
У Шаламова-поэта никогда не будет массового читателя. Его стихи живут как бы в тени его же прозы. Но относительно узкий круг ценителей шаламовской лирики очень прочен и долговечен — как и колымский лед в краях вечной мерзлоты (излюбленный и самый странный образ в стихах этого мужественного поэта).
Поэзия — дело седых,
Не мальчиков, а мужчин,
Израненных, немолодых,
Покрытых рубцами морщин.
Сто жизней проживших сполна,
Не мальчиков, а мужчин,
Поднявшихся с самого дна
К заоблачной дали вершин...
И действительно: мужской голос в поэзии востребован всегда, и более всего в лихие, переломные времена.
Бердинских В. История советской поэзии — М.: ЛомоносовЪ, 2014
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ