Новости – Общество
Общество
Валаам: чудо возрождения
Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Фото ИТАР-ТАСС/ Семен Лиходеев
Уничтожить обитель на Валааме в разное время пытались язычники, католики и безбожники, а она устояла
11 июля, 2015 07:58
7 мин
11 июля Православная церковь вспоминает преподобных Сергия и Германа Валаамских, основателей Спасо-Преображенского монастыря. Святейший Патриарх Кирилл в этот день отслужит в обители божественную литургию.
«Русская планета» вспоминает историю монастыря, где первый крест, по преданию, водрузил сам апостол Андрей, а сам монастырь в разные времена пытались уничтожить язычники-карелы, католики-шведы и безбожники-большевики.
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Фото: Владимир Неволайнен /Интерпресс/ ТАСС
Век апостольский
Предание говорит: Андрей, апостол, пошел вверх по Днепру и пришел к славянам, где нынче стоит Новгород. От Новгорода ушел к озеру Нево (ныне — Ладожское) и там на горах валаамских установил крест. Из этого креста и вырос потом монастырь.
Историк церкви Антон Карташев полагает: маловероятно, что апостол действительно ходил к Днепру, а уж тем более фантастическим видится тот факт, что потом он бывал в новгородских землях — якобы возвращаясь в Рим через Ладогу. Однако эта легенда очень важна для сознания людей, поскольку позволяет им полагать, что церковь их имеет апостольское основание, положена одним из учеников Христа.
Карташев добавляет: легенда о посещении Андреем Первозванным новгородских земель была вставлена в киевский летописный свод с простой целью: автор-киевлянин хотел подшутить над северянами-новгородцами. Центральным эпизодом при посещении севера апостолом в киевской редакции «Повести временных лет» становится описание северной бани: «И пришел (апостол Андрей. — РП) в Рим, и рассказал: "Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут».
«Так, — пишет Карташев, — автор-южанин, прекрасно возвеличив свой родной Киев, по русскому обычаю — трунить над всяким, кто не нашей деревни, решил выставить новгородцев пред апостолами в самом смешном виде». Мол, и вот еще какая невидаль у этих диких людей. Легенду же о кресте, якобы поставленном Андреем посреди озера Нево, вероятнее всего, присочинили уже позже местные жители. Раз апостол согласно летописи был в Новгороде и ушел через Ладогу — почему бы ему по дороге не освятить и Валаам, где спустя несколько веков выросла величественная обитель.
Отцы-основатели
Подобно тому, как спорят историки, существуют разные мнения и о фигурах преподобных Сергия и Германа, основателей монастыря.
Преподобные Сергий и Герман Валаамские. Икона конца 1890-х.
Преподобные Сергий и Герман Валаамские. Икона конца 1890-х
Церковная служба, посвященная отцам-основателям, называет их греками, пришедшими с Востока. Житие святого Авраамия Ростовского говорит, что монастырское братство, управляемое игуменом, существовало на Валааме уже в X веке — к этому времени часто и относят прибытие на Валаам Сергия и Германа. По легендам, оказавшись на этом острове, расположенном в северной части Ладоги, подвижники нашли только «язычников тьму» и капище Велеса и Перуна. При этом лингвистический анализ названия острова — Валамо — говорит о его финском происхождении: «Валамо» буквально могло означать «земля Велеса» (или Вала). Это делает предание вероятным.
Ряд исследователей относит основание монастыря к XII–XIV веку — эту версию поддерживали историки XIX столетия епископ Филарет (Гумилевский) и Евгений Голубинский. При этом, например, словарь Брокгауза и Ефрона, отсылая к местным легендам, и вовсе называет Сергия одним из учеников апостола Андрея (то есть фактически говорит об основании монастыря уже в I веке). При этом преподобный Герман в этой версии был не греком, а язычником по имени Мунг, которого окрестил Сергий и который потом вместе с ним стал управлять создаваемой обителью.
По ряду поздних данных, уже к началу XIV века на Валаамском архипелаге, которые включает в себя около 50 островов, обитали более 500 монахов. К ним охотно шли местные язычники-карелы — креститься (хотя в запутанной истории обители и на этот счет есть две версии: вторая, напротив, говорит о борьбе монахов против агрессивного местного язычества).
Вместе с этим все источники сходятся в одном: зарождавшуюся обитель постоянно атаковали шведы, что не раз приводило к ее разорению. Последний крупный шведский набег, после которого монастырь фактически перестал существовать, случился в 1611 году.
Чудо возрождения
Новую историю Валаамской обители принято отсчитывать с 1715 года — тогда Петр I подписал указ о восстановлении монастыря. Все это происходило сразу же по завершении финской кампании 1713–1714 годов. «Эта провинция, — писал Петр о важности карело-финских земель, — суть титькою Швеции… Не только что мяса и прочее, но и дрова оттоль». В 1719 году освятили деревянный Спасо-Преображенский храм, построили кельи, и монахи стали жить на Валааме вновь. Впрочем, время приготовило им еще много испытаний.
Например, после революции 1917 года монастырь отошел Финляндии, получившей независимость. То, что некоторыми трактовалось как разрыв связи обители с матерью-Россией, в некотором роде уберегло ее — большевики принялись рушить все церковное, а в Финляндии монастырь выжил.
В Советско-финской войне 1939–1940 годов обитель оказалась в зоне военных действий. По итогу военной кампании, передвинувшей границы, она вновь вошла в состав России.
В годы Великой Отечественной войны на месте монастыря работала школа боцманов и юнг. А позже здесь разместили Дом инвалидов войны и труда — ветеранов, потерявших на войне конечности, свозили на Валаам доживать свой век. Почему именно сюда? «Формальное объяснение: тут много жилья, подсобных помещений… пахотные земли. А неформальная, истинная причина: уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов — безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли еще где», — пишет в книге «Валаамская тетрадь» исследователь архипелага Евгений Кузнецов.
Первые монахи ступили на валаамскую землю спустя почти полвека после войны — в 1989 году. Монахов было шесть. Сегодня здесь живут уже более 200 насельников. Монастырь носит статус ставропигиального — то есть управляемого не епархией, а непосредственно патриархом. Силами братии и мира идет восстановление храмов и скитов.
«Огромная миссия лежит на монашеской братии — рассказывать о том, чем был Валаам, что с ним произошло, и рассказывать о чуде его возрождения, — сказал во время одного из визитов на Валаам Святейший Патриарх Кирилл. — Многие люди обретут в этом рассказе огромную духовную силу, соотнеся то, что произошло с Валаамом, со своей собственной судьбой, и поймут, что даже из самых тяжких обстоятельств всегда есть выход».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости