Новости – Общество
Общество
В России нашли неправильную коррупцию
Фото: Елена Пальм/ТАСС
Оценки международных аудиторов очень повеселили российских бизнесменов
29 декабря, 2015 14:45
8 мин
Международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers (PwC) оценила крупнейшие российские фирмы на соответствие требованиям антикоррупционного законодательства и составила рейтинг Индекса противодействия коррупции (ABCI). Полученные западными аналитиками результаты удивили как отечественных экспертов, так и самих участников рейтинга. Почему на самом деле PwC занялась рейтингом ABCI и победили ли коррупцию в коммерческих компаниях, разбирался корреспондент РП.
Оторваны от реальности
Выводы специалистов PwC — которая, к слову, пользуется в мире большим авторитетом и входит в так называемую большую четверку аудиторских компаний — и правда вызывают много вопросов. Ознакомившись с рейтингом (имеется в распоряжении редакции) по просьбе РП, эксперты подтвердили, что данное, с позволения сказать, исследование не соответствует ни действительности, ни даже представлениям самих участников рынка о той среде, в которой им приходится работать.
В частности, самый высокий показатель (76%) соответствия антикоррупционному законодательству получили компании телекоммуникационного сектора, так как (внимание!) большинство из них котируются на российских и зарубежных биржах, объяснили в PwC. Мол, в отношении компаний, зарегистрированных на биржах, действует более строгое регулирование, к ним всегда повышенное внимание СМИ. Это якобы должно стимулировать рынок телекома играть по официальным правилам.
Но это на бумаге. А на деле, отмечает ведущий аналитик Mobile research group Эльдар Муртазин, на рынке телекоммуникаций огромное количество точек соприкосновения с властными структурами, и у менеджмента много возможностей действовать в своих интересах, а не в интересах акционеров. «Строительство базовых станций, получение разрешительных документов, закупки оборудования — это все имеет коррупционную составляющую», — констатировал Муртазин. Представители телекома рассказывают, что в некоторых странах вообще невозможно работать без того, чтобы не терпеть убытки от действий менеджеров среднего и низшего звена и «давать на лапу» местным чиновникам. Например, в государствах Средней Азии (коррупционный скандал в Узбекистане, который может обойтись «Билайну» более чем в 775 млн долларов, наглядное тому подтверждение).
Аутсайдером рейтинга с результатом 51% стали компании автомобильного рынка, однако представители автодилеров — живущие, по версии PwC, активной коррупционной жизнью, — отказались обсуждать плоды трудов заокеанских аудиторов, сославшись на полную незаинтересованность в результатах исследований «уважаемой международной компании».
Фото: Антон Ваганов/ТАСС
Метода подвела
«В любом случае мне не очень понятно, что такое 76% соответствия антикоррупционному законодательству, — признался в беседе с РП Эльдар Муртазин, — как и что такое 0%». Степень ценности исследования и правда являются, пожалуй, главным вопросом.
Если эти оценки отражают реальное количество нарушений, допущенных той или иной компанией, рейтинг уже давным-давно должен быть «настольной книгой» сотрудников российских правоохранительных органов. Тем более что, как с удовольствием сообщили «Русской планете» в PwС, в основу исследования лег чрезвычайно богатый опыт компании «в области финансовых расследований и противодействия мошенничеству и коррупции». «И мы хотели поделиться им с широкой общественностью», — пояснили в PwС, говоря о целях составления антикоррупционного рейтинга (впрочем, нельзя не отметить, что делиться своими наработками с конкурентами и тем более с широкой общественностью — довольно странное желание для фирмы, зарабатывающей миллионы на консалтинге и аудите).
Однако то, что опыт работы в рамках западного законодательства и западных же бизнес-реалий может быть корректно применен по отношению к России, вызывает большие сомнения. Член рабочей группы по противодействию коррупции Сергей Стрельников, например, напрямую связывает странные результаты рейтинга с априори неподходящей методологией оценки. У PwC такая методология одна и для всех стран применяется одинаково. «Международные компании, когда говорят о коррупции, имеют в виду частный бизнес прежде всего. Но в России в бизнесе присутствует очень много игроков, подконтрольных государству», — отметил Стрельников, говоря о принципиальных отличиях западного бизнес-мышления от российского.
А что еще важнее, саму коррупцию там понимают совсем по-другому: «На Западе под коррупцией подразумевают сугубо внутренние проблемы бизнеса — когда менеджер действует в собственных интересах, а не в интересах акционеров», — продолжает Стрельников. Не удивительно, что нам — с нашим отсталым пониманием коррупции, «когда менеджер/чиновник действует в собственных интересах, а не в интересах народа и страны» — непонятны расчеты западных аудиторов…
«Когда видишь такой огромный отрыв результатов индекса от действительности, начинает казаться, что нам хотят навязать международные стандарты, свои ценности», — резюмировал член антикоррупционного комитета.
Что это было на самом деле
Рекомендации по повышению соответствия антикоррупционному законодательству, выработанные западными консультантами для российских компаний, и вовсе трудно воспринимать всерьез. В частности, нашим бизнесменам советуют сформировать культуру, в которой были бы недопустимы взяточничество и коррупция, и укрепить эту культуру путем обращения к общественности, например в виде послания генерального директора, размещенного на веб-сайте компании. Видимо, с этим и связаны высокие рейтинги соответствия, полученные нашими компаниями из сферы того же телекома или, например, ритейла (второе место в общем списке). У них сайты буквально обвешаны заявлениями в духе «наша политика устанавливает ряд требований в области противодействия коррупции».
Такая наивность — вкупе с невнятностью объяснений PwC касательно целей проведения исследования и намеками на то, что оно может повлиять на инвестиционную привлекательность наших компаний, — наводит на мысль, что поводом для составления рейтинга стало отнюдь не желание поделиться опытом. Несмотря на международный статус, PricewaterhouseCoopers прежде всего ориентирована на американский рынок. А инвестиционные капиталы потихоньку утекают с американского рынка и приходят в том числе и в российские компании, акции которых сильно подешевели на фоне санкций и теперь имеют огромный потенциал для роста. В Штатах не без оснований опасаются, что этот процесс будет нарастать, постепенно лишая американскую экономику живых денег и к тому же сводя на нет все усилия по международной финансовой и экономической изоляции России. Потому инвесторов, поглядывающих в сторону российских рынков, надо отпугнуть — например, высоким уровнем коррупции в бизнесе.
Надо признать, на западных толстосумов подобные рейтинги действуют достаточно эффективно. «Несколько лет назад обвинения в коррупции компании Daimler привело к тому, что было серьезно ограничено ее сотрудничество с рядом игроков рынка и даже стран, — рассказал президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — То же самое США делают в отношении китайских компаний». Что примечательно, в Канаде и США рейтинги коррумпированности компаний PwC не составляет, указывает эксперт.
***
Какой бы ни была истинная цель западных специалистов, изучавших российский бизнес со всем своим очень богатым опытом в противодействии коррупции, хочется объяснить одну простую вещь: коррупция в России, безусловно, есть, и в масштабах гораздо больших, чем уместится в любой рейтинг. Но она не ограничивается частными интересами группки акционеров. В нашей стране, говоря на понятном господам консультантам языке, 150 млн акционеров, страдающих от коррупции, и реальная борьба с этим злом заключается не в обращениях через интернет или кодексах этики, а в исключении самой возможности что-либо своровать.
Но начинать надо не снизу, а сверху. Государство, управляемое коррупционерами, никогда не станет бороться с коррупцией в бизнесе. Зачем пилить сук, на котором сидишь?
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости