В новый учебный год — без телевизора
Фото: ООО «Издательский дом Родионова» / ТАСС

Фото: ООО «Издательский дом Родионова» / ТАСС

Появились новые факты, доказывающие вред телевидения для детей

Человеку присуще периодически начинать новую жизнь. Не всегда это удается, но иногда начинать что-то полезное надо. Вот и 1 сентября представляется отличным рубежом для того, чтобы оградить детей от телевизора. О вреде «ящика» говорится давно, еще с советских времен. Но предостережения той поры не сильно повлияли на воспитание нескольких  поколений. Сейчас наука имеет серьезные доказательства вреда, который причиняет детям телевизор, и основаны они на печальном опыте предыдущих десятилетий. 

Особенно интенсивно телевизор стал «воспитывать» детей в 1990-е. С одной стороны, школа утратила воспитательные функции, с другой — трудная экономическая ситуация заставляла родителей искать средства к существованию, работать без устали, что отнимало время для общения с детьми. К тому же буйно расцвела свобода слова: откровенно сексуальные сцены, сцены жестокости и насилия и плюс реклама и музыкальные клипы.

Обыватель может возразить: «Ну и что? Ведь ничего ужасного в конце концов с нами не произошло». Думается, произошло. Прежде всего, в обществе утвердилось толерантное отношение к самому факту постоянно работающего в доме телевизора.

Как отмечает директор Института социологии образования РАО, доктор психологических наук, профессор, академик Владимир Собкин, трансляции сцен насилия и эротики достаточно четко соответствуют дневному и недельному жизненному циклу. Сцены эти «встраиваются» в жизненный цикл человека как раз в те моменты, когда предполагается наибольшее расслабление, снижение контроля сознания (фазы подготовки ко сну, утренние часы выходных дней. — РП.).

А потом появился компьютер с интернетом, тоже «ящик», и тоже редко выключаемый.

Стоит ли удивляться, что ребенок безвылазно сидит в сети безотносительно того, надо это ему для учебы и для общения или не надо. Никаких сдерживающих факторов нет, и дите блуждает по паутине, набираясь там не ума-разума, а знаний и навыков, которые и взрослым-то не надобны. 

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Что же такого чрезмерно опасного в телевидении и интернете, где дети ищут в первую очередь видеоконтент? Прежде всего, телевидение влияет на самих родителей. Профессор Института психологии им. Л.С. Выготского Анна Прихожан считает, «что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счет уровня криминальных сюжетов. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни».

Как отмечают некоторые исследователи, огромный вред приносят не столько явные сцены жестокости и насилия в боевиках, сколько бесконечные ток-шоу. В них не только муссируются, порой со сладострастием отвратительные подробности человеческих отношений, но и присутствующих в студии зрителей поощряют к выражению предельной агрессивности: крики, ругательства, оскорбления льются нескончаемым потоком. «В результате, — утверждает профессор, доктор педагогических наук Марина Скуратовская в докладе "Влияние телевидения и интернета на развитие детей и подростков", — у людей возникает и апатия, и агрессия одновременно».

«Но если технологии телевидения так влияют на взрослых, то какое же влияние они оказывают на только формирующийся организм и психику ребенка, у которого еще не сформированы защитные механизмы? — задается вопросом Скуратовская. — Мозг ребенка генетически запрограммирован на развитие в условиях постоянного взаимодействия с окружающими взрослыми, а позже — со сверстниками. Без такого взаимодействия ребенок, каким бы гениальным он ни родился, не сможет реализовать свой потенциал — вспомним известные нам истории про детей-маугли, которые с раннего детства воспитывались в среде животных и затем, попав в человеческую среду, так и не смогли освоить речь и человеческие формы поведения».

«Для нормального развития ребенку просто необходимо эмоциональное и речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками, но не с телевизором!» — подчеркивает эксперт.

Исследователь из США Мэри Винн уточняет: «Самое главное, что должен получать ребенок, отсутствует: при просмотре телевизора ребенок не участвует в вербальной коммуникации — сотни или тысячи слов не произносятся и, следовательно, не имеют обратной реакции, вопросы не задаются, и поэтому нет ответов, диалог отсутствует».

Результатом одностороннего общения, как отмечает британский специалист по речи Салли Уорд, становится отставание в развитии уже с первого года жизни, а к трем годам дети, родители которых в качестве «няни» использовали телевизор, отстают от сверстников уже на год.

Поэтому понятно мнение Сьюзен Джонсон, исследовательницы из Калифорнии, изучающей взаимодействие мозга и телевидения, что «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка. Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка — тихое общение с матерью или отцом».

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Исследователи утверждают: 96% подростков, которые могли пользоваться интернетом только 3 часа в неделю (при полном отсутствии телевизора в доме), при сдаче ЕГЭ набирают практически максимально возможную сумму баллов. Оказывается, для образовательных целей по-прежнему гораздо полезнее ходить в библиотеку, а нескольких часов в неделю вполне достаточно, чтобы ознакомиться в интернете с той свежей литературой, которой еще нет в библиотеках.

Кроме того, намного меньшим становится соблазн тупо списать реферат или сочинение. Но самое главное, при отсутствии телевизора и интернета ребенок обязательно начнет читать классическую художественную литературу. Это будет развивать его личность и интеллект, и опять же он станет задавать вам вопросы, и у вас возникнет так необходимое всем дружеское общение.

Марина Скуратовская отмечает: «С широким распространением телевидения и интернета связана… проблема исчезновения детского любопытства. Окружающий мир всегда представлял для ребенка множество загадок, а взрослый был авторитетом, способным раскрыть эти загадки для ребенка. Интернет и телевидение делают информацию общедоступной, хоть далеко не всегда достоверной. И взрослые перестают быть авторитетным источником знаний для ребенка. В результате часто детское любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью».

«Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать, — продолжает Скуратовская. — Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий по их оценке и затормаживанию».

«Согласно социологическим исследованиям, проведенным учеными некоторых стран, ребенок, выросший в таких условиях, во взрослой жизни постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне, — завершает мысль Марина Скуратовская. — Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, он не имеет желания к этому».

Но самые большие проблемы возникают при формировании телевидением и интернетом нравственного облика ребенка — человека и гражданина. Как удачно подмечают публицисты и психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова в своей статье «Неучтенный фактор национальной безопасности», важно не то, что ЕСТЬ на телеэкране и в интернете, а чего там НЕТ. А там совсем отсутствуют упоминания про такую фундаментальную добродетель, как целомудрие, ибо «ценность целомудрия в современном обществе в лучшем случае равна нулю, а то и воспринимается с отрицательным знаком».

Не надо думать, что так как все вроде бы свыклись с таким явлением, как «пробный брак», когда молодые люди сожительствуют друг с другом без всякой регистрации и, стало быть, вообще без каких-либо обязательств, это установившаяся норма. Наоборот, божеские законы, как и вообще непреходящие законы бытия, говорят об обратном. То, что стало нормой в телевизоре и интернете, не означает, что это является нормой в жизни.

«Ставка нашей верховной власти на общенародный патриотизм в отрыве от целомудрия нереалистична», — делают вывод Ирина Медведева и Татьяна Шишова.

И в заключение приведем слова святого блаженного старца Паисия Святогорца: «Пусть (родители) растолкуют своим детям, что, смотря телевизор, они отупеют, потеряют способность мыслить. Телевидение, о котором мы говорим сейчас, это творение человеческое. Но ведь есть и иное — духовное телевидение. Когда совлечением ветхого человека очищаются душевные очи христианина, то он и без технических средств видит на далеком расстоянии. О таком "телевидении" мамы своим чадам не рассказывали? Вот его-то детям и надо уразуметь — это духовное "телевидение". Первозданные люди обладали даром проницательности, который был утерян ими после грехопадения. Если же дети сохраняют Благодать, полученную ими во Святом Крещении, то даром проницательности — духовным телевидением — они тоже будут обладать. Надо быть внимательным и духовно трудиться. Нынешние матери сами губят себя в бесполезном, а потом начинают причитать: "Что же мне делать, отче? Ведь я теряю своего ребенка!"»

МАКС против санкций Далее в рубрике МАКС против санкцийМосковский авиационно-космический салон показал: попытки давления США и Евросоюза на Россию не дают ожидаемого результата

Комментарии

01 сентября 2015, 22:11
Это получается в пещеры нужно вернуться?
01 сентября 2015, 22:18
Телевизор для ребенка должен ограничиваться 30 минутами в сутки, этого вполне достаточно, надо записывать детей в спортивные секции, или купите ему кубик Рубика, пусть развивает моторику и мозги
02 сентября 2015, 05:21
А для меня в детстве он ограничивался 12 часами в сутки.
02 сентября 2015, 10:14
Вы, видимо, до сих пор из детства не вышли? Мой детский период пришелся на 80-е, так помнится, по телеку и смотреть было нечего. Особенно для детей.
02 сентября 2015, 08:42
Вопрос в том, что за передачи смотрит ребенок , а не то сколько по времени он проводит у телевизора
02 сентября 2015, 09:17
Ну если ограничиться каналами Discovery, Animal Planet и прочими обучающими, то можно смотреть сколько хочешь, а если дома только 2 канала - Первый и Россия с их "Пусть говорят", скандалами, и вредными передачами, то лучше выбросить тв вообще.
02 сентября 2015, 10:16
Тут еще вопрос в возрасте ребенка. Если ему 3-4 года, то вряд ли он будет смотреть Дискавери, так же как и Первый канал. В таком возрасте интересно смотреть мультики.
02 сентября 2015, 10:18
телевизор он разжевывает и кладет сразу в мозг, не важно полезная программа или нет, а ребенок должен искать сам, потому телевизор - зло!
02 сентября 2015, 16:39
Года четыре прошло, как я выбросил телевизор и могу сказать с полной уверенность, что телевизор влияет даже на психику, жизнь и развитие взрослого человека. В частности развитие , в некоторых случаях, полностью останавливается и переходит в стадию деградации.
04 сентября 2015, 09:35
Красава, Анатолий, так держать! Больше позитива, больше движения и живого общения! А на досуге лучше почитать хорошую книгу, вместо того чтобы смотреть всякую муру!
03 сентября 2015, 16:57
Не зря ещё Кот Матроскин пел о "телевизире, заменившем ему природу"...! Тогда, в старые-добрые времена эта фраза считалась шуточной, теперь же мы начинаем осознавать сколько в ней было скрыто горькой правды...! Телевизоры, компьютеры, планшеты, смартфоны, прочие гаджеты... - всё это неуклонно ведет к деградации! Люди становятся рабами не только вещей, но и рабами "мусорной" информации!
04 сентября 2015, 09:31
Может быть чересчур драматизировано, но в общем и целом я согласен, особенно с тем, что касается пагубного влияния современного типичного видеоконтента на психику детей и молодёжи.
И если в интернете человек сам ищет то что ему хочется, то насилие и откровенная эротика на экране телевизоров - это вообще дикое безумие какое-то...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»