В Арктике братья на век
Северный морской путь. Фото: А. Соломонов/РИА Новости

Северный морской путь. Фото: А. Соломонов/РИА Новости

Россия освоит Северный морской путь совместно с Китаем

Северный морской путь вновь оживет. В стремительно меняющемся мире, когда значительная доля промышленного производства перемещается в Азию, новый транспортный коридор даст немало выгод тем, кто начнет его интенсивную эксплуатацию. Россия здесь имеет естественное преимущество. О перспективах развития СМП на правительственном часе в Совете Федерации РФ в минувшую пятницу рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Речь также шла о национальной безопасности России в арктической зоне.

Вице-премьер обратил внимание, что значение Северного морского пути увеличилось после того, как резко ухудшились отношения России и Турции. Сбитый в небе Сирии Су-24 и отсутствие официальных извинений вынудили Россию ввести санкции в отношении южного соседа. Дальнейшее развитие событий в Сирии, несмотря на перемирие, не исключает даже военных действий между нашими странами. Это значит, что Турция в соответствии с конвенцией Монтре может закрыть для российских судов пролив Босфор, перекрыв выход из наших южных портов в Индийский и Атлантический океаны. «России необходим надежный, свободный и, самое главное, круглогодичный выход к большой воде. В этом аспекте альтернативы Севморпути, на мой взгляд, не существует», — пояснил политик.

Отметим, что не меньшей опасности российские морские грузоперевозки могут подвергнуться и в северной Атлантике. На фоне эскалации военной напряженности, когда страны НАТО перебрасывает в Прибалтику все новые и новые подразделения, размещая их там фактически на постоянной основе, судоходство в этом районе не может быть безопасным. Гражданские суда, выходящие из порта в Петербурге, станут легкой добычей для военных. Тем более американский генерал Филипп Бридлав недавно заявил о «готовности США сражаться и победить Россию в Европе». Напомним, во время холодной войны военно-воздушные базы в Норвегии, Шотландии и Исландии работали совместно с авианосными ударными группами, чтобы перекрыть России доступ к морю. Таким образом, предложение вице-премьера прозвучало как нельзя вовремя.

Озвученная Рогозиным в СФ «сенсационная» информация о том, что концепцию развития проекта будет разрабатывать американская компания McKinsey, которая якобы выиграла конкурс, оказалась ложной и впоследствии была опровергнута Минвостокразвития. Его глава Александр Галушка пообещал к июню новаторскую модель отечественной разработки. Ее автором станет Аналитический центр при правительстве РФ, с которым уже заключен договор. «Это новый взгляд в целом на глобальную карту транзитных потоков, на то, что происходит сегодня в мире, те изменения, которые порождаются ростом китайской экономики, обострением некоторых противоречий, в том числе в рамках тех существующих транзитных коридоров», — пояснил министр.

Похоже, именно на Китай Россия и делает основную ставку. Экономический гигант и впрямь подходит для того, чтобы заполнить новый транспортный коридор своими грузами. Рогозин намерен лично продемонстрировать преимущества и надежность Северного морского пути для торговли. Для этого состоится его встреча с китайским вице-премьером Ван Яном, которая пройдет непосредственно в Арктике. Отметим, что российский чиновник не занимается здесь самодеятельностью. Цель была поставлена президентом страны. «Наша задача — сделать Северный морской путь конкурентным транспортным коридором глобального значения», — заявил Владимир Путин с трибуны Восточного экономического форума.

Китайский сухогруз Yong Sheng. Фото: ROBIN UTRECHT / AFP

Китай и сам не раз высказывал заинтересованность в использовании нового транзитного маршрута. Все-таки он почти в 2,5 раза короче, чем в обход Индостана, через Суэцкий канал. И к тому же безопаснее — здесь нет сомалийских пиратов. Кроме того, именно Европа является одним из основных потребителей китайских товаров. В 2013 году Китай получил статус наблюдателя в Арктическом совете, объединяющем восемь приполярных держав. Тогда же по Северному морскому пути прошел первый китайский контейнеровоз Yong Sheng. Его путь лежал из порта Далянь в голландский Роттердам. По прогнозам КНР, к 2020 году транзит по данному маршруту может составить 15% внешнеторгового оборота Китая. С таким настырным и мощным партнером-конкурентом лучше договариваться заранее и на наших, российских, условиях.

Кстати, активность Китая, его возможная кооперация с Россией, крайне обеспокоила Японию, которая, хоть и не является приполярной державой, так же как и Китай, имеет в Арктическом совете статус наблюдателя и даже обнародовала собственную арктическую программу. Впрочем, всерьез рассматривать Японию как конкурента по СМП России, наверное, не стоит, а вот как партнера и будущего заказчика — да. В конце концов, размер японской экономики сопоставим с китайской. Россия могла бы искусно играть на противоречиях двух азиатских «тигров», на их стремлении получить преимущество перед соперником в цене и скорости доставки своих грузов на Запад. Для этого у нашей страны есть все условия.

Во-первых, подавляющее техническое превосходство в специфической полярной технике. Например, самый большой ледокольный флот — 32 судна против 8 у занимающей второе место Финляндии. В том числе тяжелые, способные ходить по многолетним льдам толщиной свыше 2 метров.  В 2017, 2019 и 2020 годах планирует сдать в эксплуатацию еще три атомных ледокола. Осенью 2016 года на Балтийском заводе планируется спуск на воду первой плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов» мощностью 70 МВт. В порту Певек уже строится береговая инфраструктура для подключения станции к энергосистеме Чукотского автономного округа. Планируется, что станция будет работать 12 лет до первого ремонта без выгрузки топлива и не менее 40 лет до истечения ресурса. Ничего подобного у наших потенциальных конкурентов в Арктике нет и в помине.

Но ключевым преимуществом является все же география. Конечно, времена, когда весь арктический сектор, до Северного полюса включительно, СССР считал своим, прошли. После ратификации Россией в 1997 году Конвенции ООН по морскому праву об этом пришлось забыть. Стране осталась лишь узкая 12-мильная прибрежная полоса. Однако поданная в ООН заявка на расширение территории на 1 миллион квадратных километров за счет арктического шельфа позволяет надеяться на изменение ситуации. Пусть не все и не сразу, но Россия получит новые территории, на которых будет распоряжаться как полноправная хозяйка. А пока достаточно контроля над береговой линией и системы военных баз, которые здесь спешно строит Минобороны.

Все это позволяет надеяться на успешное развитие Севморпути уже в ближайшие 2–3 года. В этом случае, согласно оценкам экспертов Высшей школы экономики, грузооборот СМП к 2020 году может увеличиться в 20 раз и достичь 50 млн тонн. По мнению зампреда комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаила Слипенчука, это сделало бы национальный арктический транспортный коридор «новым геополитическим скрепом России».  В любом случае у России, похоже, нет выбора — только свои собственные транспортные возможности обеспечат стране независимость и возможность развития.

Боевики Бандеры хозяйничают в Москве Далее в рубрике Боевики Бандеры хозяйничают в МосквеРадикализация и объединение либеральной оппозиции, осуществляемые под фашистскими лозунгами, являются серьезной угрозой для России

Комментарии

29 февраля 2016, 23:42
В Рос... в РФ отложили развитие флота из-за того, что судовые двигатели производить некому. Как бы "китайские братья", занявшие в мире место СССР - второй экономики мира, не оттяпали вместе с Сибирью и Арктику
01 марта 2016, 10:39
Бросьте вы напраслину наводить. В Арктике никто кроме нас крутиться не будет, кишка тонка. Сейчас на Ямале «НОВАТЭК» и французская Total построят арктический порт Сабетта (объем инвестиций 900 млрд. рублей!!) и начнут танкеры с СПГ с ямальских месторождений таскать, закрутится дело
01 марта 2016, 10:55
Да, китайцы те еще братья)) По поводу того, что с ними надо поосторожнее, полностью согласен с товарищем Хлебниковым.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»