Утилизация бюджета
Утилизация автомобилей. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Утилизация автомобилей. Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

Государство продолжит оплачивать лень и непрофессионализм автопроизводителей

Минпромторг предлагает изменить условия, на которых автоконцерны получают госфинансирование. Вместо распределения денег в зависимости от объема выпуска предлагается поддерживать производителей соответственно степени локализации их производства. Как считают чиновники, при таком раскладе в выигрыше точно останется отечественный автопром. Правда, надолго ли хватит очередной порции господдержки и стоит ли радоваться россиянам, планирующим приобрести авто, большой вопрос.

Главное — локализация

«Обновление парка колесных транспортных средств» — так на официальном языке называется та самая утилизация, которая позволяет автодилерам делать значительные скидки (40–350 тыс. руб.) в случае, если старая машина отправляется на переплавку или сдается в trade-in. По программе, запущенной в сентябре 2014 года, недополученную прибыль автопроизводителям компенсирует государство, а растущий спрос на скидочные авто вроде бы стимулирует развитие отрасли. С большой вероятностью программа будет продлена и в 2016-м.

В 2015 году на «утилизацию» было выделено около 20 млрд руб., и за январь-октябрь продано около 280 тыс. машин. Из них 95 тыс. — автомобили «АвтоВАЗа» (42% от всех продаж марки). Квоты по программе распределены соответственно объему выпускаемых автомобилей. Вот эту-то позицию и предложено пересмотреть. Вместо чисто арифметической характеристики Минпромторг предлагает рассматривать характеристику качественную, а именно степень локализации автопроизводства. С подобным предложением, как оказалось, вышли сами автоконцерны — разумеется, те из них, которые рассчитывают таким образом обойти конкурентов.

От перемены мест слагаемых…

На первый взгляд, все справедливо. «Почему компании, которые инвестируют в российский рынок, запускают новые цеха и заводы, должны получать господдержку наравне с предприятиями с низким уровнем локализации?» — говорят автопроизводители. Но существует и другая сторона вопроса. Уровень локализации четко определен в соглашениях с государством о промсборке, и не совсем понятно, отчего среди участников рынка, выполняющих свои обязательства, одних следует так явно предпочитать другим. Тем более что объемы производства и продаж у компаний с более высокой степенью локализации в России и так значительно выше, чем у их конкурентов.


СПРАВКА:

Согласно данным за 2014 год, самый высокий уровень локализации, 68%, у «АвтоВАЗ» — Renault — Nissan; в Петербурге на заводе Hyundai (там собирают и Kia) он достигает 46%, у Volkswagen Group в Калуге — 45%. Соответственно, на заводе Nissan — 39%, а на «Автоторе» (выпускает BMW, Hyundai, Kia) — в среднем 18–25%.


В данном случае понятно, кто начинает и кто выигрывает. И в целом это естественно. Однако будет ли достигнут желаемый результат и удастся ли вызвать оживление на рынке, остается под вопросом. Пока, скорее, наблюдается обратный процесс. Для Hyundai, показавшей минимальное падение продаж в этом году, доля автомобилей, проданных по программе утилизации, совсем не велика — 7–10%. Kia с лета вообще отказалась от участия в программе. А для более дорогих марок скидки от утилизации и вовсе не имеют почти никакого значения.

В итоге «АвтоВАЗ» как был главным участником процесса «обновления парка колесных транспортных средств», так им и останется. Дело, в сущности, идет лишь о нюансах, а также об идеологии проекта. Идеология верная, сомнений нет. Поощрять надо тех, кто развивает производство здесь, в России. И если моментального эффекта это не даст, в долговременной перспективе может оказаться весьма полезным. Но подвох в том, что автопроизводитель, привыкший к государственным деньгам, сможет и дальше кормиться из бюджета, не заботясь о повышении своей эффективности. Бюджетные средства будут поступать в любом случае — дело только за схемой и ее обоснованием. Конкурентоспособность от этого, как легко можно сообразить, никак не растет.

Концепт-кар компании «АвтоВАЗ» Lada XRay. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Новые автомобили на старых дорогах

На самом деле для развития отрасли и стимуляции рынка автопроизводители должны не придумывать, как бы еще стрясти денег с государства, а делать одну простую вещь — выпускать новые модели. Именно они способны оказать значительное влияние на изменение динамики рынка. В этом плане дела у «АвтоВАЗа» худо-бедно, но все же продвигаются. В начале ноября было объявлено о запуске в предсерийную сборку новой модели кроссовера Lada Xray (максимальная отпускная цена — 600 тыс. руб.). 25 ноября стартуют продажи Lada Vesta, первого по-настоящему нового российского автомобиля последнего десятилетия. Одновременно глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон заявил, что вскоре должна появиться длиннобазная Lada Vesta Signature. Она призвана наконец удовлетворить чиновников и предпринимателей, которым еще со времен достопамятной затеи Бориса Немцова никак не хочется пересаживаться на отечественные машины.

Окупятся ли выдумки вазовских инженеров, покажет время. Может, да, а может, наоборот, провалятся в продаже и принесут убыток. Но это рынок, таковы его правила. Большая ошибка, которую совершают авторы наших госпрограмм, — это возложение убытков, понесенных бизнесом в результате неэффективной работы и непродуманной стратегии, на плечи государства. Почему-то принято считать, что вливание бюджетных средств — чуть ли не единственный эффективный инструмент для поддержки промышленности. Но ведь можно идти и от обратного. Например, ввести гибкую налоговую политику для отдельных отраслей или предприятий. Вместо того чтобы давать деньги из бюджета, в который они поступают в том числе и в виде налогов, можно просто их не отбирать — то есть одарить конкретную «страждущую» отрасль налоговыми льготами. Показываешь высокую локализацию — получи льготу. Готов расширять производство, строить новые заводы и цеха, модернизироваться — получи еще большую льготу. И так далее. Главное, чтобы налоговые скидки раздавались за реальные показатели развития и эффективности, а не авансом, просто потому, что надо кому-то дать. Конечно, это потребует сложной бюрократической процедуры и — что еще существеннее — перестройки мышления наших чиновников. Но именно в новых подходах и нуждается страна в первую очередь.

Без налоговых льгот и послаблений для крупного, среднего и даже мелкого отечественного производителя трудно представить, как мы собираемся слезать с сырьевой иглы и перестраивать отечественную экономику. Нельзя всех стричь под одну финансовую гребенку. В конечном счете одни выводят деньги из страны, другие вкладывают их в нее. Предприниматель предпринимателю рознь, это надо научиться видеть на практике и пока длится кризис, и когда он закончится. 

«Брачные игры» министров с нефтяниками Далее в рубрике «Брачные игры» министров с нефтяникамиОтношения правительства и «нефтянки» становятся похожи на фарс Читайте в рубрике «Экономика» На смерть Гейдара ДжемаляФилософ скончался в ночь на понедельник, оставив после себя неоценимое интеллектуальное наследие На смерть Гейдара Джемаля

Комментарии

12 ноября 2015, 16:13
Не вовремя Лада новую модель запустила, совсем не вовремя. Вот если бы пару лет назад поставили бы на конвейер - сразу бы раскупили. А сейчас, когда в стране непонятно что творится, о новом авто задумываются только единицы. Остальные думают, как бы прожить.
16 ноября 2015, 16:31
Хотя модель получилась очень даже ничего, вполне достойная и качественная. Но цены кусаются, так как сопоставимы с ценами на импортные аналоги. Хотя, и саму "Ладу" полностью отечественной уже и не назовешь...
12 ноября 2015, 16:20
Вся проблема в моногородах, в СССР их строили не думая о капиталистическом будущем страны...
16 ноября 2015, 16:32
Или же наоборот - проблема именно в этом самом "капиталистическом будущем", ставшем для нас плачевной реальностью...(
12 ноября 2015, 18:10
АвтоВАЗ как бездонная яма: сколько не вливай, всегда в убытке.
13 ноября 2015, 09:20
Интересно получается. С одной стороны правительство озабочено поднятием отечественного автопрома, и с другой - делает совершенно противоположные вещи, которые только отбивают желание садиться за баранку авто. Дороги (особенно в регионах) - убиты в хлам. Цены на бензин (для людей со средним по России доходом) просто заоблачные, и снижать их никто не собирается. Тарифы ОСАГО поднимают не спрашивая, транспортный налог, все расходники - вкупе получаются такие расходы, что позволить себе их могут немногие. Нужно помогать автовладельцам. тогда и спрос на авто появится. Например, владельцам ВАЗ можно было бы выдавать ежемесячный купон на 10 литров бензина. Мелочь, а приятно
13 ноября 2015, 14:06
Плюс еще повсеместные платные дороги и сейчас еще прибавится дорожный сбор с грузовых. Красота.
13 ноября 2015, 14:35
Лада иксрей, Лада иксрей.... Сделали бы кузов помоднее советской вездеходной и неубиваемой ниве, вот и всех делов то... Небось на дизайне уже кучу денег отмыли, а сделать ничего приличного не могут!
16 ноября 2015, 16:29
У нас сейчас и само понятие "отечественнный автопром" весьма лукавое, а его смысловое выражение не вполне соответствует действительности.
Например, тот же горячолюбимый "наш" ОАО «АвтоВА́З» — на деле принадлежит зарубежному промышленному обьелинению Renault-Nissan. Горьковский автозавод, входящий ныне в «Группу ГАЗ», принадлежит олигарха Олегу Дерипаске. Та же история с УАЗом, принадлежащим Вадиму Швецову. Легендарный автозавод «Москвич» обанкротился и прекратил существование...

А по сему, государственную поддержку, в рамках существующего правобладания "российских" автозаводов, считаю мерой весьма сомнительной, и даже во-многом абсурдной...!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»