Успенский пост: значение, еда, история, настроение
Прихожане у храма Христа Спасителя. Фото: Юрий Кавер / РИА Новости

Прихожане у храма Христа Спасителя. Фото: Юрий Кавер / РИА Новости

Все, что нужно знать о грядущем посте, — в материале РП

В пятницу, 14 августа, начнется Успенский пост. Он длится две недели и считается самым строгим постом после Великого. Какие ограничения он накладывает, зачем нужно поститься посреди летнего изобилия и почему считается, что после Успенского поста природа поворачивает на зиму, — в гиде «Русской планеты».

Значение

История Успенского поста связана с последними днями земной жизни Богородицы. По преданию, она заранее знала день своего ухода из мира и провела это время в молитве и аскезе. «Узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужды в посте, — пишет святой Симеон Солунский, подвижник XV века. — А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее».

В желании приблизиться к идеалу Богородицы, в подражании ее подвигу заключен основной смысл Успенского поста.

Сроки

Успенский пост продолжается две недели — с 14 по 27 августа. Он открывается праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 августа). Этот праздник берет начало в древнем Константинополе: в августе город нередко охватывали эпидемии болезней, и, чтобы избежать этого, стали носить по улицам крест, освящая им дома и улицы, а по завершении хода предлагали поклониться кресту горожанам. На Руси этот день называют еще Медовым Спасом — 14 августа начинался сбор и освящение меда, совершалось малое освящение воды.

Верующие во время освящения меда в Преображенской церкви. Иваново

Верующие во время освящения меда в Преображенской церкви. Иваново. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

К концу первой недели поста следует праздник Преображения Господня (19 августа). Он посвящен евангельскому эпизоду, когда Христос взял с собой для молитвы трех ближайших учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и явил им свое Божественное величие. Во время молитвы лицо Христа «просияло, как солнце», а одежды сделались «белыми, как свет». К нему явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые беседовали с ним. Иисус запретил ученикам упоминать о произошедшем до своего воскресения. В народе этот день называют Яблочным Спасом, освящая плоды нового урожая. Считается, что именно с этого дня природа поворачивает на осень и зиму.

Финал поста — праздник Успения Пресвятой Богородицы. В годовом церковном календаре это последнее крупное торжество (двунадесятый праздник), после которого 14 сентября начинается церковное новолетие.

Строгость

Успенский пост — один из самых строгих в году, он подобен Великому посту. Устав предписывает воздерживаться не только от мяса и молочных продуктов, но и от рыбы.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста полагается сухоядение — вкушение пищи без ее отваривания. По вторникам и четвергам варить пищу можно, но без «елея» (масла). В субботу и воскресенье допустимы некоторые послабления: устав разрешает добавлять в еду масло и выпивать немного вина.

Церковь обязует воздерживаться от винограда и яблок до праздника Преображения Господня. В монастырях древности на монахов, вкушавших виноград прежде праздника, налагалось наказание — им запрещалось есть «от грозди» до конца августа. В сам праздник Преображения разрешается есть рыбу.

Со строгостью предписано относиться и к развлечениям. Нельзя ходить в кино, театры, развлекательные заведения. Лучше ограничить себя в просмотрах развлекательных программ по телевизору и в праздном сидении в интернете. Святитель Василий Великий пишет: «При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Настоящий постник — тот, кто удаляется от всякого зла».

Настроение

Митрополит Антоний Сурожский призывал подходить к Успенскому посту с радостью. Он называл дни поста временем, «когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, чтобы вновь обрести способность жить со всем простором, со всей глубинной интенсивностью».

До тех пор пока не будет радости, писал он, вместо мнимого благочестия будет «получаться чудовищная и кощунственная пародия»: «Мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми».

Пожили — и хватит Далее в рубрике Пожили — и хватитВ России дорожает все, кроме человеческой жизни

Комментарии

13 августа 2015, 22:20
Главное - это настроение! Хорошее настроение на все благодатно влияет. в нем корень здравой жизни!
14 августа 2015, 09:56
Пост - хорошее дело. Согласен, что он позволяет стряхнуть с себя "отмершее".
14 августа 2015, 10:04
Я поддержу пост. Дело хорошее. Главное, непродолжительное, в отличие от Великого Поста.))
14 августа 2015, 10:19
РПЦ давно пора заняться сменой "лица". Вместо стареньких бабушек в платочках, на фоне образов и лампад нужно изображать людей репродуктивного возраста.
14 августа 2015, 11:26
Медовый Спас - это годится! Чисто русская тема! А вот Успенский Пост - это уже религиозные предрассудки! )
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»