Уроки послушания
Фото: Станислав Красильников/ ТАСС

Фото: Станислав Красильников/ ТАСС

Автор учебника «Нравственные основы семейной жизни», рекомендованного к изучению в школах РПЦ, рассказал о том, чему пособие научит старшеклассников

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что Русская православная церковь порекомендует включить в школьную программу новый учебный курс — «Нравственные основы семейной жизни». Два года назад по инициативе РПЦ в российских школах появился еще один обязательный предмет «Основы религиозных культур и светской этики», который уже изучают 1,5 млн учащихся четвертых классов.

Дмитрий Смирнов

Дмитрий Смирнов. Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

РПЦ рекомендует изучать основы нравственности по одноименному пособию «Нравственные основы семейной жизни», разработанному екатеринбургским священником Димитрием Моисеевым и монахиней Среднеуральского женского монастыря Ниной (Крыгиной). «Русская планета» узнала у одного из авторов, в чем суть нового учебного предмета, насколько он необходим современным школьникам и чему он их научит.

— Отец Димитрий, какой круг тем охватывает учебный курс «Нравственные основы семейной жизни»?

— Объединив знания, накопленные такими науками, как психология, социология, биология, богословие, мы создали системный курс о семье, отразив в нем основные аспекты семейной жизни. В учебнике рассматривается целый спектр вопросов. Как рождается и развивается семья. Какие возникают на этом пути кризисные моменты и как их преодолевать. Какова роль семьи в обществе. Какой должна быть иерархия семейных отношений. Каково значение семьи в плане осознания смысла жизни. И, разумеется, какие духовные традиции в вопросах семьи накоплены такими авраамическими религиями, как христианство, иудаизм и ислам.

— На какой возраст учащихся рассчитан учебник?

— Это не один учебник, а целый набор материалов, который включает два учебных пособия для учащихся 10-х и 11-х классов, две методических рекомендации и две хрестоматии для учителя, несколько мультимедийных дисков.

Курс адресован старшеклассникам, поскольку они скоро покинут стены школы и нужно подготовить их к созданию семьи. Это не просто предмет, а образовательный проект, который направлен на изменение отношения к семье во всем обществе. Ведь сейчас у нас, к сожалению, к созданию семьи относятся менее серьезно, чем к покупке дорогого автомобиля.

— Какой образ идеальной семьи должен сложиться у школьников, если они успешно усвоят новый предмет?

— Образ традиционной семьи. Ее глава — мужчина, который является защитником и добытчиком. Женщина, жена — помощница и хозяйка, она рожает и воспитывает детей. Представители старшего поколения воспринимаются как носители мудрости, о которых следует заботиться. Детей воспитывают как восприемников положительных семейных традиций. Примером для них являются взаимоотношения между родителями. Когда в семье есть послушание жены мужу, то есть и послушание родителям, а соответственно, и в обществе есть послушание младших старшим. Это залог прочности как семейных, так и общественных отношений.

Еще одна значимая характеристика образа традиционного брака в том, что он должен быть крепким, пожизненным, чтобы дети не оставались в неполных семьях или не росли с отчимом. И, конечно, важна многодетность. Когда в семье несколько детей, им легче расти и адаптироваться потом к взрослой жизни, чем единственному ребенку. Они с детства приучаются к ответственности, к тому, что есть другие люди, интересы которых нужно учитывать — их братья, сестры. Забота взрослых не сконцентрирована на них одних. Многодетность важна и для самих родителей, поскольку если возникают трагические ситуации, связанные с утратой детей, то они легче их переживают.

— Не возникнет ли у учеников противоречия между двумя образами семьи — о том, о котором они услышат на уроках, и реальным? Ведь традиционных семей, соответствующих вашему описанию, почти не осталось…

— Действительно, благополучных семей сейчас очень мало. Но именно поэтому и нужен учебный курс, который познакомит детей с представлением о прочной, счастливой, многодетной семье.

— Во многих современных семьях главой семьи является не муж, а жена, которая вполне успешно решает все семейные проблемы. Это не повод для когнитивного диссонанса?

— То, о чем вы говорите, это кризис женственности, который наблюдается не только в России, но и во всем мире. Карьерные мотивы у женщин возобладали над естественными материнскими чувствами. Поэтому они часто стали отказываться быть матерями и воспитывать детей. Отсюда и аборты, предохранение от зачатия, чтобы дети не препятствовали карьерному росту. И в результате в большинстве современных семей утрачен один из главных смыслов их создания — рождение и воспитание детей.

У мужчин кризис мужественности проявляется в том, что они до 30 лет живут под опекой родителей и не готовы взять ответственность за жену и детей. Идет инфантилизация мужского населения, собственно мужские качества не развиваются. Поэтому и возникают такие явления, как пробные браки. Вы правы в том, что в современных семьях мужчина чаще прилагательное к жене, он не может быть ее главой, защитником и добытчиком.

— Разумно ли ограничивать область сферу применения женских сил и способностей исключительно домом? Образование, карьера, может, и не должны занимать в жизни современной женщины первое место, но все же они играют важную роль

— Здесь есть момент недопонимания: в традиционной семье женщина вовсе не должна быть необразованной и забитой. Современная женщина может иметь высшее образование, хорошо, если у нее есть профессиональные навыки в педагогике, воспитании детей. Тогда она сможет дать своей семье, детям очень многое помимо того, что они получат в образовательных учреждениях. Она сумеет проявить себя в творческой деятельности. Дети, видя ее творчество, смогут сами приобщиться к творческому процессу.

Высокий образовательный уровень жены становится препятствием для семейного счастья лишь тогда, когда его нет у мужа. Но и в этом случае умная женщина найдет выход — понимая, что мужчина должен быть главой семьи, она преподнесет ему любую проблему так, что ее решение станет очевидно. Но обязательно скажет: «Вот так, мол, и так, а решение принимай сам». Оно само собой и родится.

— Преподаватели каких специализаций будут учить «Нравственным основам семейной жизни»?

Взяться за преподавание нашего курса могут учителя любых предметных линий. Главный критерий — желание сделать добро своим воспитанникам. Эти учителя должны понимать, что без серьезного разговора о семье, их воспитанники могут потерпеть неудачу в будущей семейной жизни.

— Важно ли, чтобы его преподавали учителя православного вероисповедания?

— Хочу подчеркнуть принципиальный момент: наш курс изначально разрабатывался как светский. Не конфессиональный, а светский курс в полном смысле этого слова.

Конфессиональный курс — это когда приходят в школу и говорят: «Мы люди православные, в православной традиции надо поступать так и так, и не иначе». Такой подход уместен в православных гимназиях, в воскресных школах. А в обычных школах мы должны учитывать, что преподавание ведется для широкой аудитории — и для иудеев, и для мусульман. Поэтому в курсе «Нравственные основы семейной жизни» духовные вопросы рассматриваются не только с точки зрения христианства, но и с позиций мусульманской и иудейской религий. Мы представляем все три позиции.

— Означает ли это, что, к примеру, школьник из мусульманской семьи сможет прослушать этот учебный курс без внутреннего дискомфорта?

— Разумеется. Тем более что в вопросах семейного образа жизни у нас с этими религиями есть редкая точка пересечения интересов. Они тоже заинтересованы в многодетности, крепкой семье. Кризис семьи, который сейчас наблюдается, волнует их не меньше, чем православную церковь.

«Секрет семейного счастья»

Курс «Нравственные основы семейной жизни» уже прошел апробацию в качестве факультативного занятия в школах Свердловской, Калужской, Калининградской, Костромской, Курганской, Оренбургской и Челябинской областях, в Санкт-Петербурге — более чем в 30 регионах России. «Русская планета» собрала отзывы о нем преподавателей, школьников и их родителей.

Татьяна Спиридонова, учитель литературы, преподаватель курса «Нравственные основы семейной жизни»:

— Если честно, я взялась вести этот факультатив по личным причинам. Я выросла в традиционной семье, где отец добывал деньги, а на маме был весь дом. Она всех нас кормила, обстирывала, убирала за нами. Работа ее не интересовала, она там только отбывала положенное время, и сразу домой. Еще в детстве я решила, что для себя хочу большего. Что не стану бесплатной обслугой для мужа и детей, заставлю, чтобы моя семья со мной считалась. И у меня все получилось. Причем два раза — оба моих брака распались. И знаете, что я сейчас думаю? А может, моя мама была умнее, когда готова была лишний раз уступить, уйти на второй план? Да, ей приходилось идти на компромиссы, зато мы с братом выросли в полной семье, с отцом. А мой сын хорошо помнит только отчима, да и того сейчас рядом нет. Не хочу, чтобы он тоже был несчастлив в семейной жизни, и своим ученикам этого не желаю. Поэтому сейчас мы вместе с ними пытаемся разобраться, где спрятан секрет семейного счастья. Далеко не со всеми постулатами из учебника я согласна, но обсуждать заявленные в них темы можно и нужно. Я сужу об этом по тому, насколько живой интерес они вызывают у учеников, какие жаркие дискуссии у нас развертываются на факультативе.

Семен Ткачук, ученик 10-го класса, слушатель курса «Нравственные основы семейной жизни»:

— Забавный факультатив. Но я считаю, что все эти рассуждения о традиционной семье — полная чушь. Вот нам объясняют, что мужчина должен быть главой семьи, и тогда все будет хорошо. Да если бы мама позволила отцу решать, как нам всем жить, мы бы жили в хрущевке, ходили в одежде с китайского рынка, а питались «Дошираком». Зарплаты отца как раз только на это и хватило бы. Хотя, нет, не хватило бы: он бы ее на пиво спустил. Наша семья целиком держится на маме. Она для меня образец и пример. Мне, конечно, приятно слушать, что моя будущая жена должна мне во всем подчиняться, но так не бывает. Я таких семей не видел, и не зря. У нас хорошая школа в хорошем районе, у детей из традиционных семей на нее денег нет.

Наталья Михалева, мама ученицы 10-го класса Полины Михалевой, которая изучает «Нравственные основы семейной жизни»:

— Это я настояла, чтобы дочка посещала этот факультатив. Я поднимаю ее одна, мужчины в доме нет. Она не знает, какую роль в семье он должен играть, какие обязанности брать на себя. У нее нет перед глазами наглядного примера, как муж с женой должны договариваться, идти на компромиссы, находить выходы из конфликтных ситуаций. Я очень боюсь, что когда дочка выйдет замуж, то будет обречена на развод. Я ей такой судьбы, как у меня, не пожелаю. А научить, как сохранить семью, не могу — у самой не получилось. Может, в школе ее этому научат. Хотя, надо признаться, пока что она ко всему, что им там рассказывают, относится с большим скепсисом. Говорит, что все это работало в XIX веке, а сейчас совсем другая жизнь. Но хорошо хотя бы то, что она над такими вопросами задумалась. Может, у нее получится найти свой рецепт семейного счастья. 

Пенсионные накопления пойдут на сельхозпроекты Далее в рубрике Пенсионные накопления пойдут на сельхозпроектыИмпортозамещению помогут НПФ и страховщики

Комментарии

29 мая 2015, 15:08
Если курс будет светским, то вопросов нет, но несмотря на позитивный настрой. у психологов и святых отцов, считаю все идет из семьи, если там порядок, то и у детей порядок в голове
29 мая 2015, 15:43
Очень правильная тема поднята. И очень страшно читать слова детей о том, что полноценные семьи -это ерунда.
29 мая 2015, 16:04
Очень здравая инициатива. Ведь за последние 20 лет роль семьи была занижена и втоптана в грязь. Гедонизм ни к чему хорошему не привел, как видим.
29 мая 2015, 17:00
Пора уже приоритеты в обществе расставлять. Еще бы соцподдержку на уровень поднять в доказательство благих намерений.
30 мая 2015, 17:15
Очень правильная идея говорить с детьми о позициях разных религий относительно одних и тех же ценностей. Это вдобавок будет учить детей толерантному отношению к вере другого.
31 мая 2015, 15:18
Нашему народу это пойдёт на пользу.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»