Новости – Общество
Общество
Управляющие компании наживаются на жильцах
Фото: Валерий Титиевский/ РИА Новости
Лицензирование деятельности УК не повлияло на качество и стоимость услуг
14 мая, 2015 14:19
8 мин
Переделом рынка жилищно-коммунальных услуг обернулось лицензирование управляющих компаний (УК). К 1 мая 2015 года, согласно федеральному законодательству, закончился срок выдачи лицензий для деятельности УК, в результате отсеялось около 13% управдомов. При этом УК, которые прошли отбор, смогут и дальше зарабатывать на жильцах, потому что власти, увлекшись процессом выдачи лицензий, позабыли о тарифах на обслуживание домов.
Лицензии для управдомов придумало Министерство строительства и ЖКХ в 2014 году для того, чтобы отсечь из отрасли недобросовестные управляющие компании. После того как новый Жилищный кодекс вступил в силу в 2005 году, на смену муниципальным ЖЭКам и ДЕЗам пришли УК. За управление многоквартирными домами без лицензии после 1 мая 2015 года компании и их руководителей могут привлечь к административной ответственности.
Сколько компаний ушло с рынка
Лицензии выдали в срок, но данные о том, сколько юрлиц выбыли из коммунального бизнеса, разнятся, заявила первый зампред комитета Госдумы по ЖКХ Елена Николаева. На сайте ГИС ЖКХ есть информация о 2262 выданных лицензиях. Выступая перед депутатами Госдумы, министр строительства и ЖКХ Михаил Мень, в ходе правительственного часа отрапортовал, что в выдаче лицензий было отказано около 13% компаний — обратились 12,5 тыс., разрешение получили около 11 тыс. юрлиц. «Есть разные данные, прошу опираться на данные министерства», — подчеркнул Мень, таким образом косвенно признав, что оперативно составить единый открытый список домов, оставшихся без управдомов, не удалось.
Реформа коммунального бизнеса в регионах оказалась очень неравномерной. Всего по Московской области лицензии не получили 118 компаний из более чем 800 подавших заявки. В Алтайском крае остались без лицензий 89 УК (из 229), в Брянской области — 29 (из 110), в Томской — 8 (из 110), в Смоленске — 15 (из 46), в Улан-Удэ — 54 (из 65). При этом в ноябре 2014 года Минстрой заявлял о том, что сейчас в России работают 16 тыс. управляющих компаний, и рассчитывал, что лицензии не получат 10% участников рынка. Очевидно, что некоторые управляющие компании просто не стали подавать документы на лицензию, соответственно, настоящий процент выбытия в отрасли оказался больше, чем рапортует профильное министерство.
Новая метла: кто придет на смену «лишенцам»
Учитывая, что каждая компания обслуживала несколько, а то и десятки домов, объем «бесхозной» жилой недвижимости может составлять миллионы квадратных метров.
«Мы в закон с вами заложили то, что управляющие компании, даже лишенные лицензии, должны работать на тот период, пока люди не определятся, кто будет управлять их многоквартирным домом», — напомнил по этому поводу Мень. — Но мы понимаем и с губернаторами это обсуждали, что это будет условное управление. Поэтому многие регионы идут на замену — либо МУПЫ и ДЕЗы начинают управлять домами на время принятия окончательных решений, либо другие УК, которые управляют соседними домами, этим губернаторы занимаются».
Таким образом, муниципальные и частные структуры без конкурсных процедур на первое время получают в управление жилые дома с помощью местных властей. По рекомендации министерства органы местного самоуправления должны помогать жильцам в организации собраний в целях выбора иной управляющей компании либо альтернативного способа управления домом. Если же в многоквартирном доме проживают «молчуны», новую УК им определяет муниципалитет на основе открытого конкурса. Интерес муниципальных властей к «лишней» работе по проведению собраний жильцов очевиден, как и то, что в ходе конкурсных процедур временные управдомы имеют большой шанс стать постоянными.
Оплата коммунальных услуг
Оплата коммунальных услуг. Фото: Виктор Бартенев/Интерпресс/ТАСС
Реальная же конкуренция в выборе новой УК возможна, например, если в доме создано товарищество собственников или же жильцы настолько консолидированы, что могут собраться и проголосовать за нового управдома. На практике же во многих регионах жильцам не удается объединиться для защиты своих интересов, говорится в сообщении НП «ЖКХ Контроль». Дело в том, что с 1 сентября 2014 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс, который ввел новую организационно-правовую форму юрлица — товарищество собственников недвижимости (ТСН) на замену уже известному товариществу собственников жилья (ТСЖ).
Но на практике жители Новосибирской, Томской, Иркутской, Воронежской, Омской и других областей столкнулись с отказом властей регистрировать или допускать к управлению ТСН, так как данная форма не предусмотрена Жилищным кодексом. Регистрировать ТСЖ, в свою очередь, отказывалась налоговая инспекция — в ГК этой формы нет. Собственники жилья в многоквартирных домах попали в тупик, потому что не могут зарегистрировать ни ТСЖ, ни ТСН. Жилищные правозащитники обратились в Минстрой еще в феврале, однако ответ с обещанием направить разъяснительные письма регионам был получен только в мае. Жильцы ряда областей не смогли создать свои товарищества в преддверии передела рынка коммунальных услуг и хоть как-то повлиять на ситуацию.
По какому принципу выбывали управдомы
Можно ли сказать, что лицензирование управляющих компаний оставило на рынке только лучших? «К сожалению, появляются компании, к которым и у граждан много претензий, и долги у них перед ресурсниками, но по формальным основаниям им отказать практически невозможно», — говорит по этому поводу председатель комиссии по ЖКХ, капитальному ремонту и контролю за качеством работы управляющих компаний Общественной палаты Московской области Светлана Разворотнева. Эксперт обращает внимание на то, что основным нарушением лицензионных требований стало несоблюдение стандартов раскрытия информации. Согласно им, управляющая компания должна размещать в интернете определенную информацию о своей работе. Таким образом, проверка УК сводилась к изучению достоверности информации, представленной компанией о самой себе. Выдача лицензии зависела от штата грамотных юристов, а не от добросовестных дворников и сантехников.
Сейчас если более 15% жилищного фонда управляющей компании получило невыполненные предписания жилищной инспекции, то УК лишается лицензии. «Это правило позволяет быстро вычистить с рынка малые компании, фонд которых составляет от 1 до 10 многоквартирных домов. Претензий у жилинспекции к качеству оказываемых услуг стало меньше. Однако, согласно проекту доклада уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, «неэффективные и непрозрачные гиганты, чаще всего МУПы и ГУПы, иногда управляющие целыми городами, никогда не лишатся лицензии по данному правилу, так как изъять лицензию одновременно на сотни домов даже при грубых нарушениях проблематично». Намечается постепенное перераспределение доли рынка малых предприятий в пользу крупных, а также повышение доли рынка ГУПов и МУПов, что противоречит заявляемым Минстроем целям, говорится в проекте документа (есть в распоряжении редакции).
УК смогут и дальше хорошо зарабатывать
Насколько лучше станут содержать дома лицензированные управляющие компании, станет понятно в ближайшее время. Однако большинство УК государственный тест все же прошли, а значит, качество их работы признано как минимум удовлетворительным. Стимула для более качественной работы у них нет, так же как и стимула для снижения стоимости своих услуг. Тарифы на обслуживание домов во время выдачи лицензий во внимание не принимались. Несмотря на это, инициаторы реформы в целом считают ее успешной. «Требовалось навести порядок в этой отрасли: мы оставили людей один на один с УК, не дав ни губернаторам, не муниципалитетам рычага для влияния на УК», — подвел итог своего выступления в Госдуме Михаил Мень.
Впрочем, активные жильцы и раньше имели механизмы для свержения неугодной управляющей компании, достаточно было создать товарищество собственников и принять соответствующее решение на собрании. Кроме того, домоуправление не отличается от других видов потребительского бизнеса, и в случае финансовых нарушений к нему применим административный кодекс. Особенностью же этого рынка является его масштаб. Минстрой оценивает бизнес по управлению более 2,4 млн российских многоквартирных домов в 500 млрд руб. в год.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости