ФАНО наносит ответный удар
Вход в здание Министерства образования и науки РФ. Фото: Александр Вильф/РИА Новости

В ответ на жалобу президенту Минобрнауки сократит 8 с лишним тысяч ученых

Процесс сокращения числа ученых в стране, начатый четверть века назад, продолжается. Согласно документам Минобрнауки, подготовленным к бюджетному совещанию у премьер-министра Дмитрия Медведева, будут сокращены 8,3 тыс. сотрудников научных и образовательных учреждений. Вычеркнуть тысячи ученых из зарплатной ведомости предлагает печально известное Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) Минобрнауки. Процесс, как любят говорить чиновники, будет постепенным — увольнять будут в течение трех лет. Уже в следующем году могут быть уволены 3,5 тыс. человек.

Увольнения связаны с недостатком средств, выделенных на госпрограмму «Развитие науки и технологий». Доля научной госпрограммы в общих расходах бюджета сократится с 0,98% в 2015 году до 0,87% в 2019-м. Увольнения коснутся Академии наук, а также ряда передовых НИИ — в частности, Курчатовского института, где ФАНО предлагает уволить 1,5 тыс. человек уже в 2017 году. «Обычно, когда Минобрнауки решает кого-то сократить, первыми жертвами становятся гуманитарии, но здесь все иначе, — комментирует кандидат физико-математических наук Алексей Мордвинов. — Незадолго до начала кризиса у правительства сменилась парадигма — от науки в очередной раз требуют самоокупаемости: если не сейчас, то хотя бы в ближайшей перспективе. Собираются поддерживать лишь то, что интересно бизнесу, — понятно, что Курчатовский институт никакой быстрой отдачи в принципе принести не может».

Напомним, что совсем недавно российские ученые опубликовали открытое письмо президенту Владимиру Путину, где критиковали работу ФАНО, занимающегося имущественными вопросами Российской академии наук. Академики, членкоры и профессора РАН уверяли, что ФАНО занимается несвойственными ему вопросами — вместо чисто хозяйственной деятельности встревает в руководство научными исследованиями и оценку эффективности работы научных коллективов. «Вряд ли, конечно, ФАНО так быстро подсуетилось и решило отомстить за это письмо, — говорит Мордвинов. — Но то, что "обмен любезностями" происходит так быстро, свидетельствует о глубоком напряжении между организацией и учеными». Впрочем, ФАНО собирается не только увольнять ученых, но и урезать средства, выделяемые на научные исследования и развитие научно-технической базы.

Напомним, что сокращения готовятся на фоне массового выделения средств другим организациям, ответственным за науку: например, лишь на одно из направлений развития технологий, предложенных Агентством стратегических инициатив (АСИ), правительство собирается выделить 10 млрд руб. А ведь речь идет не только об экспериментах с несправедливо осмеянной СМИ квантовой телепортацией, но и о разработке отечественного языка программирования, который в рамках программы будет придуман к 2035 году. Зачем изобретать велосипед, когда в мире хватает языков программирования под самые разные нужды? Ни одно серьезное правительство не ставит разработку каких-то национальных языков в приоритеты. «Квантовая телепортация — это хорошо, но проверить, сколько денег направляется ученым, а сколько оседает в карманах "эффективных менеджеров", невозможно, — говорит Мордвинов. — Зарплаты у чиновников, которые, как они считают, придумывают разные остроумные стратегии, в среднем намного выше, чем у ученых».

Альтернатива для Америки Далее в рубрике Альтернатива для АмерикиВсе партии США, кроме Республиканской и Демократической, находятся на периферии политического и информационного пространства