Новости – Общество
Общество
Убрать всех друзей
Фото: Евгений Стецко/fotoimedia/ТАСС
Как распознать вербовщика ДАИШ среди виртуальных знакомых
21 февраля, 2016 12:00
8 мин
Специалисты кафедры теологии Уральского горного университета создали памятку «Как понять, что тебя вербуют в ИГИЛ» (ИГИЛ —ДАИШ — террористическая организация, деятельность которой запрещена в России). Они планируют распространять ее в мечетях, высших и средних учебных заведениях, а также в муниципалитетах региона. «Русская планета» узнала, какие технологии и психологические приемы при пополнении рядов своей организации используют вербовщики ДАИШ и как уберечься от таких «друзей».
Геббельс в чалме
— После недавнего задержания террористической группы ИГИЛ в Екатеринбурге, наверное, ни у кого из жителей Урала не осталось сомнений, что угроза международного терроризма — это реальность, с которой мы сталкиваемся каждый день, — отмечает в разговоре с корреспондентом РП один из авторов памятки, заведующий кафедрой теологии Уральского государственного горного университета Алексей Старостин.
По его словам, вербовщикам ДАИШ уже удалось привлечь на свою сторону более 2,5 тыс. россиян. В отличие от своих предшественников «Аль-Каиды» и «Талибана», ДАИШ ведет пропаганду в интернете и соцсетях, пользуясь самыми продвинутыми методами социального маркетинга.
— По масштабам угрозы ИГИЛ можно сравнить разве что с фашистами, — отмечает Алексей Старостин. — И те, и другие хотели создать новый мир на пепелище старого. ИГИЛ организовало целый медиахолдинг, включающий несколько продакшн-студий, издает собственный глянцевый журнал, активно использует соцсети. Когда их начали блокировать Фейсбук и Твиттер, они стали пользоваться телефонными мессенджерами. Когда их лишили и этой возможности, они тут же создали собственный мессенджер для смартфонов.
Контент для террористических масс-медиа создают самые опытные профессионалы. Как правило, это бывшие сотрудники спецслужб, завербованные в развитых странах. Даже кошачий тренд в интернете пропагандисты ДАИШ уловили одними из первых. Фотографии боевиков с «мяуджахедами» публиковались в отдельном сообществе.
Новый друг лучше старых двух
Для ДАИШ социальные сети являются не только средством пропаганды, но и эффективным инструментом вербовки новых сторонников. Вербовщики проходят профессиональную подготовку. Они владеют разными методами психологического давления, вплоть до гипноза и нейролингвистического программирования.
— Можно выделить несколько типов потенциальных жертв вербовщиков, — рассказывает корреспонденту «Русской планеты» Александр Котов, психолог, специализирующийся на изучении тоталитарных сект. — Это те же самые люди, которые первыми попадают в различные секты. В первую очередь в группе риска находятся те, кто оказался в трудной жизненной ситуации и не видит из нее выхода. Когда им предлагают готовое решение, они, как правило, соглашаются на него. Так же легко поддаются влиянию люди, пережившие горе, например, потерю близких.
Часто жертвами вербовщиков становятся представители маргинальных слоев общества, остро ощущающие социальное неравенство и уверенные, что жизнь обошлась с ними несправедливо. К этой группе примыкают романтики-интеллектуалы, ищущие смысл жизни и мечтающие изменить мир к лучшему.
— Для них ИГИЛ придумало красивый миф о том, что они станут «исламскими Че Геварами», — продолжает Александр Котов. — Отдельная категория — латентные садисты. Такие люди мечтают заполучить в руки оружие, которое, по их мнению, даст им ту власть над другими людьми, которой им так не хватает в обычной жизни. В общем и целом, легче всего поддаются вербовке одинокие люди, неуверенные в себе, не сумевшие реализоваться в обществе, карьере и семье.
С чего начинается вербовка в соцсети? Допустим, человек оставляет острый комментарий на злободневную тему, демонстрируя свое недовольство жизнью в целом. Или вступает в группу, где одинокие люди могут познакомиться друг с другом. Или регистрируется на страничках, предлагающих легкий заработок. Все это маркеры, говорящие о том, что с ним легко будет вступить в диалог.
Потом у него неожиданно появляется виртуальный друг. С ним легко общаться, у него такие же убеждения, ему нравится та же музыка и те же книги, он смотрит на мир под тем же углом. Постепенно отношения переносятся в реальную жизнь. Для жертвы новый друг станет именно таким человеком, которого ей больше всего не хватает. Для забитого неудачника — «старшим братом», который может решить все проблемы. Для разочаровавшейся женщины — «каменной стеной». Для романтика-анархиста, ищущего смысл жизни, — новым гуру.
Imago-Images/ТАСС
Полоса отчуждения
На языке психологов-сектоведов такой человек называется мотиватором. Его главная задача — оборвать все социальные связи жертвы, замкнуть их на себе и стать незаменимым. Для этого мотиватор на начальном этапе может даже усугубить те проблемы, которые подтолкнули к нему жертву. Если человек испытывал определенные финансовые трудности, мотиватор постарается сделать так, чтобы они стали непреодолимыми. Если человек был замкнутым и одиноким, тот попробует лишить его последних друзей. Если у потенциальной жертвы были проблемы в семье, вербовщик сделает все, чтобы вбить клин в его отношения с близкими.
— Мотиватору крайне важно убедить свою будущую жертву в том, что ее проблемы абсолютно неразрешимы, что единственный выход — убежать от них в другую реальность, — объясняет Котов. — Он обрывает социальные и эмоциональные связи жертвы, закладывая фундамент для того, чтобы полностью поменять все ценностные ориентиры. Яркий пример — завербованная ИГИЛ московская студентка Варвара Караулова, которую удалось вернуть с сирийской границы лишь благодаря самоотверженности ее родителей. В ее истории меня поразила одна деталь: девушка очень любила свою собаку, но через некоторое время, в соответствии с канонами ислама, стала считать ее нечистым животным. Для мотиватора это крайне важный момент: сделать так, чтобы жертву ничто не держало, чтобы в ее привычной жизни не осталось ничего, что вызывает позитивные эмоции.
Когда «клиент» эмоционально созрел, то есть начал походить на жертву дементоров из книги о Гарри Поттере, мотиватор переходит к следующему этапу. Он вводит жертву в «свой круг», знакомит ее с «хорошими людьми», которые наконец-то помогут решить все проблемы.
На этом этапе и происходит вербовка. Человек становится желанным гостем в кругу «избранных», ему дают почитать «правильные» книги, ведут с ним многочасовые беседы о смысле жизни. Он снова чувствует себя успешным, востребованным, довольным жизнью. На подготовленную почву новые друзья бросают семена мировоззрения.
— Алгоритм вербовки можно описать так: сначала жертва становится «чужой среди своих», а потом «своей среди чужих», — объясняет Александр Котов. — На этапе «введения в круг избранных» вербовщики, как правило, используют всю имеющуюся в их распоряжении артиллерию: от НЛП и эриксоновского гипноза до психотропных средств, подсыпанных в чай. Очень важно, чтобы, находясь среди новых знакомых, жертва испытывала состояние эйфории. Если это получается, то объяснить человеку, что черное — это белое, а белое — это черное, становится делом техники.
Через некоторое время возникает эффект, ради которого и было потрачено столько усилий: у жертвы появляется ощущение, что ей открылась истина. Человек начинает делить всех, с кем контактирует, на «своих» и «чужих», на «познавших истину» и «прочих».
Когда этот эффект достигнут, жертву можно отправлять в учебный лагерь. Как правило, делается это неожиданно. Билеты покупаются на ближайший день, времени на раздумья не оставляют.
По информации спецслужб, вербовка в ДАИШ в основном ведется через интернет и в местах компактного проживания мусульман. В первом случае жертву, как правило, обращают в ислам в его экстремистском варианте, во втором объясняют, что традиционный ислам — якобы «неправильный». Подходы к этим двум категориям людей используются разные, но общий алгоритм остается неизменным. Поэтому памятка, подготовленная специалистами УГГУ, ориентирована как раз на то, чтобы вовремя вычислить вербовщика.
— Мы обсудили получившийся документ с экспертами: представителями правоохранительных органов, исламского духовенства, научного сообщества, — рассказывает Алексей Старостин, — и в целом он был признан работоспособным. Сейчас наша памятка адресована как мусульманам, так и представителям других конфессий. Думаю, в дальнейшем мы сделаем отдельный документ для размещения в интернете и еще один — для распространения в мечетях и местах проживания мусульман.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости