Убить нельзя оставить
Фото: ruvesna.ru

Фото: ruvesna.ru

Русский взгляд на проблему абортов

Аборты – одна из самых серьезных проблем современной России. Если верить официальной статистике, Россия вымирает: вплоть до 2030 года демографы прогнозируют рост естественной убыли населения, которую не компенсирует даже миграция. Невозможно выйти из демографического кризиса, если не вести активную работу по всем фронтам и биться за жизнь каждого россиянина – тех, кто уже появился на свет, и тех, кто еще не родился.

Еще в 90-е годы статистика по абортам в России шокировала. 35 абортов на 1000 человек - Столько нерожденных детей не губили ни в одной стране мира! Но, к счастью, за последние годы удалось добиться стабильного снижения количества абортов.

«Благодаря работе при женских консультациях и родильных домах более 1,5 тыс. кабинетов и центров медико-социальной и психологической помощи, а также взаимодействию с РПЦ, удалось существенно снизить число абортов в нашей стране: на 8% только за 2016 год и более чем на 25 % - за последние пять лет. Это позволило сохранить более 250 тысяч жизней», - сообщила 7 марта министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

Звучит оптимистично, но достаточно ли этих мер, чтобы свести количество абортов к минимуму? Для этого сперва следует разобраться с причинами.

Аборт как норма

Современное общество очень сильно отличается от того, каким оно было даже 20 лет назад. Урбанизация, социально-экономические изменения, перестройка общественной морали – все это напрямую влияет на отношение общества к абортам.

«К сожалению, современные молодые люди стремятся жить по-западному: в первую очередь, они заботятся о личном материальном благополучии, а лишь потом женятся (если вообще женятся официально, а не живут «гражданским браком») и заводят детей. И даже не детей – а одного ребенка, у которого «все будет». Поэтому даже в полных благополучных семьях нередко возникает вопрос о прерывании беременности, поскольку родители материально не готовы к рождению второго или третьего ребенка», - рассказал «Русской Планете» Олег Иванов, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.

По мнению эксперта, сейчас аборты перестали быть чем-то стыдным. «Это обычная бесплатная для большинства российских женщин медицинская процедура. Даже называется не громким словом «аборт» (которое все-таки режет слух и вызывает отторжение), а заменяется на более благозвучное «прерывание беременности». Существенно упала культура поведения: молодые люди стали более распущенными, в интимные отношения вступают совсем юными и оттого не задумываются о последствиях ранней любви», - считает Иванов.

«Русский взгляд на проблему абортов - такой же широкий и многополярный, как наша страна», - считает психолог, эксперт по коммуникациям Алена Август. «Потому что в каждой семейной традиции - свое. Как и свой опыт потерь и обретений, опыт искренности и отчуждения. Для кого-то козырнуть – «да мать моя на аборты как на танцы бегала» - нормально, а для кого-то тема табуирована, да и само отношение к ней обустроено множеством замалчиваний», - рассказала эксперт «Русской Планете».

По ее словам, любая тема меняется со временем и пространством. «От древнего священного страха перед православным богом до боязни огласки в ранне-советские времена, от незнания элементарных основ планирования семьи и детей - до отрицания этой возможности». По словам эксперта, даже современные гаджетопросвещенные подростки, не говоря уже о более старших поколениях – недостаточно знают о сфере управления беременностью. «Понятно, что потом неискренние отношения в семье, неумение делить и принимать ответственность приводят к аборту и чаще даже позднему, что чревато серьезными негативными последствиями».

Страна-кладбище        

Почему же в России – стране, сильной своими традициями, хранимой Богом, защищаемой Богородицей на протяжении столетий, аборты стали чем-то обыденным? На русской земле дух милосердия, материнской любви и радости детства традиционно был связан с христианскими основами жизни, христианской культурой, рассказал «Русской Планете» священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института.

«Достоевский указывал на всемирную отзывчивость русского народа. Но в XX веке добрые традиции русского народа разрушались, и это прежде всего было связано с целенаправленным уничтожением большевиками церкви и самого народа. Нужно помнить, что после советского периода наша страна – страна-кладбище, мы ходим по костям, и кровь десятков миллионов неоплаканных жертв до сих пор вопиет к Богу. Отношение к нерожденному человеку как к материалу, биологическому сырью, очень сильно связано с этим духовным наследием, которое мы в себе несём. Поэтому сегодня, чтобы вернуть ценность человеческой жизни, надо сначала пожалеть и оплакать всех жертв и призвать себя и всех к покаянию за всех и за всё содеянное. Дело церкви здесь – христианское просвещение, связанное с умягчением злых сердец и пробуждением в каждом человеке живой совести и веры, а в нашем народе ещё и способности к дружелюбному и глубокому общению».

Что делать?

По мнению протоиерея Максима Обухова, члена патриаршей комиссии по вопросам семьи, руководителя православного медико-просветительского центра «Жизнь», можно выделить три ключевых пункта в борьбе за снижение количества абортов. Все эти методы действенны и дают результат.  Первое – это просвещение. Причем просвещение в самом широком смысле этого слова. Потому как на решение женщины пойти на аборт влияют не только ее собственные страхи и установки, но и мнение окружающих.

Взять хотя бы школьные учебники биологии и то, как проиллюстрирован раздел об эмбриологии человека. «Эти картинки нанесли нашей стране ущерб больший, чем нашествие Батыя или Чингиз-хана!», - считает Максим Обухов. Дети видят эти картинки, как на каком-то этапе человеческий эмбрион похож на рыбку, затем – на ящерку… значит, и сам человек был рыбкой, ведь графические образы детьми воспринимаются намного лучше, чем текст. И такая подача материала накладывает неизгладимый отпечаток на сознание. «Мы ведь прекрасно из той же генетики знаем, что это никакая не рыбка, а человек – даже если там всего одна-две клетки. Весь школьный курс нужно привести в соответствие с современными знаниями по эмбриологии и генетике, которые не были доступны человечеству несколько десятилетий назад».

Протянуть руку

Второй немаловажный шаг – благотворительность. Чтобы максимально снизить количество ситуаций, когда к такому страшному шагу человека толкают бедность и нищета.

«Благотворительность не только помогает конкретному человеку, но и имеет огромное моральное значение для нашего общества. Вот уже 17 лет в нашем центре «Жизнь» работает телефон доверия кризисной беременности. На него поступает много очень звонков, и благодаря им мы знаем практически все ситуации, в которые попадают женщины», - рассказывает отец Максим.

Есть еще одна проблема, которая часто выпадает из внимания, но существует и оказывает большое влияние на социум: это атомизация общества. «Сейчас очень много людей, в том числе молодых, у которых разорваны семейные связи. Патриархальное, традиционное общество – социум, который состоит из семей, больших и малых, нуклеарных, и между этими семьями есть связь. Но в последнее время все больше индивидуумов, у которых эти связи полностью разорваны. Например, девушка уезжает из деревни в город, она не в браке, разорваны связи с родителями и родственниками -  дядями, кузенами… она, по сути, болтается одна. И когда она попадает в кризисную ситуацию – она остается с этой проблемой один на один. У нее нет ни жилья, ни родственников, и, конечно, таким женщинам приходится очень тяжело».

Права эмбриона – права человека

Третий шаг – законодательная защита. Причем, по словам отца Максима, речь вовсе не о запрете абортов, а введение разных подходов к проблеме, например, так называемая неделя тишины.

«Наше законодательство, касающееся человеческой личности, давно устарело. Необходим законодательный пересмотр статуса эмбриона, ведь его как объекта права сейчас просто не существует!» - считает отец Максим.

Современная биология однозначно определяет эмбрион как отдельный организм, а не как часть чьего-то тела. У него уникальный генотип. Он дышит, питается, у него есть мозговая активность – важнейшее юридическое определение жизни. «Но юридически его просто не существует. Он не может получить страховку, на него нельзя завести карту в медучреждении, и так далее. Многие страны (Венгрия, Польша) уже пришли к тому, что нужно менять статус эмбриона – считать живым не с момента рождения, а с зачатия. Это не значит, что аборты автоматически будут запрещены. Но это очень важный шаг».

Еще один вопрос, который часто возникает – это патологии развития. Что делать, когда врач предупреждает: ребенок родится неполноценным, с таким-то диагнозом? «В наше время, когда ужасная экология, радиация и прочее, количество разного рода повреждений, в том числе генетического плана, уже в утробе матери огромно, о чем я всегда предупреждаю готовящихся к браку», - говорит священник Георгий Кочетков. «При плохом диагнозе я стараюсь говорить женщине, что, хотя ее право решать, но в любом случае надо стараться сохранить жизнь ребенка. Что делать, мы живем в таком мире, когда чем дальше мы развиваемся, тем больше повреждается именно человек – самое хрупкое существо в этом мире. Самое гениальное и самое хрупкое!

Мне много раз приходилось убеждать матерей сохранять плод, несмотря на медицинские показания, и в 90% случаев они потом об этом никогда не жалели. Часто ребенок рождался более здоровым, чем предполагалось. Но бывали и тяжелые патологии, из-за чего вскоре после рождения младенец умирал. Но все-таки его не убили. И для родителей это было важнейшим опытом, ведь они всячески старались сохранить ему жизнь».

Аборты – это болезнь, которая протекала в России годами, ее не вылечить за один день. И чтобы ее решить - необходимы очень большие системные изменения в обществе.

Играй и помогай Далее в рубрике Играй и помогайБлаготворительный турнир по сквошу поможет детям, перенесшим рак

Комментарии

28 марта 2018, 17:20
"Почему же в России – стране, сильной своими традициями, хранимой Богом, защищаемой Богородицей на протяжении столетий, аборты стали чем-то обыденным?"

Я бы выделил следующие причины:
- погоня за западными "ценностями", в том числе пресловутые права человека. Провозглашая западные ценности, мы утратили свои.
- феминизация
- алкоголизация
- развал сельского хозяйства страны в результате "реформ".

Я понимаю, что женщины не считают феминизацию чем-то плохим, но на самом деле это зло, причем в первую очередь для женщин. Именно феминизация влечет половую распущенность и разрушение института семьи. В семье, где женщина ведет себя как мужчина и "качает" права, никогда не будет согласия.

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»