«У нас лучший вратарь в стране»
Детище магнитогорских робототехников AnDor-2. Фото из архива центра

Детище магнитогорских робототехников AnDor-2. Фото из архива центра

В Магнитогорске школьники создают роботов, известных по всему миру

Роботов с мировой славой собирают в Магнитогорске, в классе Центра детского творчества Орджоникидзевского района. Несколько парт, три ноутбука, большой монитор и десять конструкторов — этого достаточно, чтобы создавать роботов для всевозможных задач, в том числе и для японской забавы — киберфутбола.

Ребята из кружка лего-конструирования входят в число сильнейших специалистов на межнациональном уровне. Они обладатели специального приза Роскосмоса на Всемирной олимпиаде роботов 2014 года, победители всероссийского этапа соревнований «ИКАР-2015», чемпионы регионального этапа Международной олимпиады роботов WRO-2015.

— Секрет в том, что дети горят своим делом. В наших группах нет «лишних», все они пришли в кружок осознанно и поэтому выкладываются в полную силу. Учитывая интерес современных детей к данному направлению, в будущем мы планируем расширить лабораторию и дооснастить ее, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Соколова.

Ведет занятия воспитанник центра, а сейчас тренер, педагог дополнительного образования и студент третьего курса Института энергетики и автоматизированных систем при МГТУ им. Носова Павел Хаменя.

— Сразу и не скажешь, что эти с виду обычные дети решают инженерные задачки не хуже многих взрослых. Чем мотивируете?

— Нас просят дать результат — мы его даем, — поясняет Павел. — На самом деле мотивировать особо не приходится, они сами хотят развиваться, потому что им интересно. И вы правильно заметили, что это совершенно обычные дети, просто у них хобби такое — делать роботов.

— Сами давно роботов делаете?

— С пяти лет. Тогда как раз открылся кружок лего-конструирования в моей школе. Благодаря тому, что занятия вели хорошие программисты, основа получилась твердая, достаточная для того, чтобы в дальнейшем самому развиваться. Вскоре кружок переехал сюда, — собеседник по-хозяйски машет рукой в сторону парт, за которыми юные конструкторы решают очередную техническую головоломку. — Сюда же пришли и мы. Прежний педагог, работавший здесь, преподает теперь в Челябинске, а я тут.

Ребята из кружка лего-конструирования входят в число сильнейших специалистов на межнациональном уровне

Ребята из кружка лего-конструирования входят в число сильнейших специалистов на межнациональном уровне. Фото: Владимир Бартков/«Русская планета»

— Что самое сложное при создании робота?

— Для кого что, но для меня самый сложный этап — программирование. Не так уж тяжело продумать механику и то, как будет выглядеть машина, нужно заставить ее правильно действовать, а это не один день кропотливой отточки программы.

— Если процесс столь трудоемок, как удается заставить детей подолгу выполнять рутинную работу?

— Лего-конструирование тем и замечательно, что учит детей усидчивости, с одной стороны, с другой — тут есть возможность видеть результат своего труда, и это постоянно подогревает интерес. К тому же никто не отменял банальный спортивный момент: когда видишь промежуточный результат, хочется сделать работу еще лучше.

— Кроме усидчивости, чему еще учат занятия по робототехнике?

— Школьники получают знания в проектировании и конструировании, изучают язык программирования, причем программная среда очень схожа с той, что используется в промышленности, только адаптирована под детей.

— Где можно применить полученные знания?

— Как дисциплина лего-конструирование не предполагает разработку роботов, которых можно сразу же поставить на службу человеку, — поясняет Павел. — Однако подобные кружки позволяют обыгрывать идеи, а затем внедрять их на практике. Например, на всероссийских соревнованиях «ИКАР» (Инженерные кадры России. — РП), где мы однажды заняли первое место, среди прочего, предлагалось сделать модели станков. Не исключено, что какие-то наши идеи могли вдохновить настоящих инженеров, пристально следящих за такими соревнованиями.

— Со скольких лет лучше всего начинать занятия?

— Оптимально с пятого класса. Ребенок уже знаком с базовыми понятиями логики и математики, что существенно упрощает процесс обучения роботостроению.

Подопечные Павла уже готовы продемонстрировать свои варианты решения поставленной перед ними задачки: создать небольшого робота, который сможет двигаться по заранее заданному алгоритму, считывая цвета стоящих в ряд кубиков.

Отдельно от остальных занимается только один ученик — Влад Каленов. Он готовится к мировым соревнованиям по киберфутболу. Соревнования WRO GEN II Football стартуют в ноябре в Катаре. Магнитогорская футбольная команда традиционно проходит все отборочные этапы и без особых трудностей попадает в основной состав сборной страны. Так случилось и в этом году.

— Занятиями в кружке тут не ограничишься, — рассказывает Влад. — Бывает, занимаешься посторонними делами, и тут раз — пришла идея. Тут же созваниваемся с напарником по команде и обсуждаем ее. Сколько помню себя — а я играю в киберфутбол с 4-го класса и не однажды выезжал и на сборы, и на соревнования, — мировое первенство отличается ежегодной сменой правил. Каждый раз приходится придумывать что-то новое, чтобы и правила не нарушить, и заполучить хотя бы минимальное преимущество для команды. Сейчас вот пытаемся придумать, как организовать захват мяча роботом и при этом обеспечить движение мяча вокруг оси при захвате: тогда такой прием не будет запрещен. Еще нужно улучшить конструкцию нападающего, так как в игре решающим оказывается даже не программный код, а именно конструкция. С вратарем все более или менее понятно: он у нас лучший в стране. Но и его можно доработать, есть кое-какие мысли на этот счет.

По мнению Влада, сейчас наиболее сильные киберфутбольные команды «прописаны» в Москве, Питере, Снежинске, Миассе и Екатеринбурге. Челябинская область при этом — один из регионов, где сложилась своя очень сильная школа.

— Мы реально можем соперничать практически со всеми, — отмечает Влад. — Даже с японцами, являющимися родоначальниками игры. Жаль только, что при поступлении в вузы победы на соревнованиях по робофутболу пока не учитываются. Правда, я слышал, что скоро ситуация изменится и участие во всероссийском этапе Всемирной олимпиады по робототехнике приравняют к участию в олимпиадах по другим общеобразовательным предметам. Мне бы это очень помогло, так как в будущем планирую связать свою жизнь с робототехникой.

Если Влад уже задумывается о будущей карьере, то его младшие товарищи — в группе занимаются ребята от 13 до 17 лет — пока просто получают удовольствие от процесса.

— Мне нравится собирать своих роботов, — говорит Дорофей Скрипников. — Особенно их программировать. У меня даже есть любимые роботы: NAO и AnDor-2.

Роботы серии AnDor считаются наиболее перспективными в кружке

Роботы серии AnDor считаются наиболее перспективными в кружке. Фото из архива центра

Первый — разработка французских ученых, всемирно известный бренд и модель, использующаяся во многих странах для обучения студентов. Второй — детище магнитогорских робототехников, он и название получил по именам первых разработчиков: Андрея и Дорофея.

Именно роботы серии AnDor считаются в кружке наиболее перспективными. Самые удачные находки реализуются на «Андорах». В частности, сейчас уже собрана модель AnDor-2.5, где, кроме элементов конструктора «Лего», имеются части, изготовленные на 3D-принтере. Робот умеет преодолевать рвы, обходить препятствия, захватывать предметы при помощи манипулятора и доставлять их в указанное место. Энергию механизм получает от солнечных батарей. Все секреты и возможности своего детища кружковцы не раскрывают: на носу следующие соревнования, и не нужно, чтобы соперники знали все хитрости.

Самым юным по возрасту учеником считается Глеб Макагонов. Он первый год в кружке, но уже проходит программу второго курса занятий

— Я буду программистом, — без тени сомнения заявляет Глеб. — Собирать роботов мне тоже нравится, если много деталей, но писать код интереснее.

Глеб признался, что однажды в интернете увидел ролик, где показывали модель механического дома. Его это настолько вдохновило, что в будущем он хотел бы создать нечто подобное в реальности. 

Как Ленин 96 страниц переписывал Далее в рубрике Как Ленин 96 страниц переписывалКак и чем учились писать российские школьники за последние три века

Комментарии

04 октября 2015, 16:30
Наши ребята умные и талантливые. Весь мир о них узнает в будущем. Я в это верю.
04 октября 2015, 22:03
Молодцы ребята, почитал и видимо приму решение отдать сына через год в кружок робототехники, пусть творит
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»