О русском туризме замолвите слово
Туристы на Красной площади. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Туристы на Красной площади. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Почему России нужен свой курортный сбор и как правильно его использовать

Приближение лета в России традиционно возрождает интерес власти к теме туризма. Не стал исключением и нынешний год. Президент Владимир Путин уже подписал указ о введении выездного туристического сбора. Согласно новому закону работающие в этой сфере российские туроператоры должны будут уплачивать дополнительные взносы в созданные на базе ассоциации «Турпомощь» резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператора.

Аналогичные инициативы инициируются рядом местных администраций «курортных регионов» России и для внутреннего туризма. Мол, во всем цивилизованном мире существует практика курортного сбора, и только в России он отсутствует. А ведь эти деньги могут помочь развитию внутреннего туризма в стране и стимулировать так необходимый в нынешнее кризисное время экономический рост регионов.

Идея, как всегда, звучит красиво. Только в ней желания собрать еще сколько-то денег явно больше, чем понимания, как их потом использовать. Хотя мировой опыт в области стимулирования туризма действительно обширен и содержит много такого, что можно и нужно бы было реализовывать у нас.

Сборы по-европейски

Строго говоря, идея собирать с туристов деньги вполне обоснована. Когда в сезон в город приезжает туристов в пять раз больше его собственного населения, неизбежно возрастает нагрузка на инфраструктуру, с которой она может не справляться. Появляются горы мусора, возникает перегрузка электросетей, систем водоснабжения, канализации и пробки на дорогах. Введение курортного сбора создает местным администрациям источник дохода, позволяющий финансировать восстановление и совершенствование инфраструктуры.

Такой налог существует в 500 городах Италии, во многих городах Германии, есть он в Нидерландах, Испании, Франции, Австрии, Швейцарии, Черногории, Польше, Латвии, да почти везде в Европе. И не только там. Действуют подобные сборы в ОАЭ, США, да, собственно, почти во всех популярных у туристов странах.

Называют эти деньги по-разному: экологический сбор, туристический, курортный или городской налог. Их обычно взимают в виде фиксированной разовой суммы либо при въезде на территорию (экологический или парковый сбор), либо при заселении в гостиницу из расчета за каждые сутки пребывания. Например, в Венеции они составляют 3,5 евро с человека за ночь в отеле класса «3 звезды» и 4,5 евро за «4 звезды». В Риме сутки в «5 звездах» сопровождаются сбором в 7 евро. Даже владельцы кемпингов и съемных квартир в Италии платят его по минимальной ставке в 1 евро в сутки.

Сколько денег это приносит местным бюджетам, точных сводных данных нет. В среднем только в один Рим в год приезжает больше 40 млн туристов. Даже если каждый из них проводит в городе трое суток и платит по 4 евро, то в год этих сборов набегает без малого на полмиллиарда евро.

Туристы во время экскурсии по городу

Туристы во время экскурсии по городу. Фото: Сергей Ермохин/ТАСС

Прежде чем стричь, доходы сначала надо вырастить

Впрочем, туристические сборы не рассматриваются как примитивный способ пополнения местного бюджета, у которого надобностей всегда больше, чем доходов. В Европе и США эти деньги полностью направляются на развитие местной туристической индустрии. Например, 60% расходов на развитие туризма в Цюрихе покрывается как раз из сборов «городского туристического налога», и это дает ощутимые результаты. Средние темпы роста туризма в Европе вот уже третий год подряд превышают 4%. За 2015 год количество туристов, включая иностранных, достигло 1,2 млрд человек — это несмотря на экономический кризис и проблемы с нелегальными мигрантами. А все потому, что от общих разговоров о необходимости роста, они сформулировали четкие задачи и приступили к их методичному решению.

Три пути к успеху

В первую очередь усилия были сосредоточены на модернизации инфраструктуры и всех базовых сервисов, направленных на максимальное повышение комфортности пребывания туриста в городе: скажем, удобство транспорта, доступность и адекватность такси (далеко не только у нас туристов возят самой дальней дорогой ради накручивания счетчика). Особый упор также делается на чистоту. Какими бы очаровательными ни являлись местные достопримечательности, но переполненные, а то и вообще отсутствующие урны способны испортить сколь угодно положительное впечатление. Не менее важна доступность и чистота общественных туалетов.

Вторым пунктом является стандартизация и выравнивание условий размещения (гостиницы) и организации питания. Порядок в гостиничном хозяйстве наводился прежде всего посредством сертификации отелей с присуждением единого рейтинга. Наиболее известным является рейтинг «в звездах», хотя, кроме него, в ряде стран существуют собственные системы, например, «короны» в Великобритании, «буквы» в Греции или «яблоки» для обозначения экологичности ферм в Словении.

Стандартизация носит не общепринудительный, а стимулирующий характер. Приведение владельцами своих гостиниц к стандартам для присуждения рейтинга означает не абстрактную «звезду», а открывает доступ к участию в системе информирования, а значит, привлечения туристов, которая является третьей важной составной частью общего термина «развитие туризма». Информация о возможных вариантах размещения, об уровне сервиса, наличии свободных мест, стоимости номеров должна быть максимально доступна каждому приезжему буквально с первого его шага в городе, а то и задолго до того. Даже в очень развитой Европе не менее 45% турпотока формируется, как у нас говорят, дикарями, т.е. туристами, путешествующими вне организованных групп. Интернет позволяет им самостоятельно планировать маршруты, бронировать номера в отелях, заказывать транспорт или билеты к достопримечательностям. Местные администрации из туристических сборов финансируют создание, функционирование и актуальность таких онлайн-справочников, тем самым создавая практическую пользу, ради которой отели сами идут на получение сертификатов.

И не только они. Очевидный позитивный эффект дает объединение в одной информационной системе сведений не только о вариантах размещения, но и о местах общественного питания (тоже, кстати, со своей рейтинговой системой), а также всего, что в данном месте можно посмотреть, посетить, попробовать или в чем поучаствовать. Наиболее прозорливые местные администрации даже платят перевозчикам из «туристических денег»: так, например, власти Сицилии заплатили 7 млн евро авиаперевозчику Ryanair для сохранения им недорогих рейсов в местный аэропорт.

Сделать что-то новое

Кроме улучшения того, что уже существует, на протяжении последних трех-пяти лет, развитие туризма производится через стимулирование новых направлений. Так, например, Болгария намерена в ближайшие три года войти в пятерку основных мест для гольф-туризма. Там сейчас закладываются и сертифицируются новые поля для гольфа, соответствующие ведущим стандартам. Нидерланды, Португалия и Испания намерены продвигать велотуризм, под который формируется инфраструктура, прокладываются различные маршруты, интересные и доступные для туристов разного уровня. В Северной Европе, в том числе в Бельгии, новым трендом становится индустриальный туризм, позволяющий увидеть, например, как льют сталь, делают автомобили или строят корабли. В Германии и Австрии набирает популярность экологический туризм. Отдельно стоят проекты, ориентированные на целевую аудиторию: например, для любителей рафтинга, дайвинга, бездорожья, верховой езды или прыжков с парашютом. Новую жизнь получил санаторный туризм. Чтобы он не ассоциировался только с отдыхом для пенсионеров, производится его ребрендинг в формат спа.

Век живи, век учись

Конечно, далеко не все перечисленное можно впрямую пересадить на российские условия, однако учитывать мировой опыт необходимо — прежде всего в части улучшения сервиса, системности и плотности информационного сопровождения туристической отрасли. Пока же у нас все сводится к раздаче грозных инструкций, покраске парковых лавочек и организации тендеров по сдаче в аренду территории пляжей. Раньше этого хватало, но с тех пор многое изменилось. Даже с учетом роста спроса на туристический отдых «у теплого моря» в связи с закрытием Турции и Египта.

Если мы хотим действительно развить внутренний туризм, а к тому в стране есть все возможности, надо переходить от восприятия туристов как мигрирующих птиц с деньгами, которые «все равно прилетят», к организации туризма именно как индустрии, с обеспечением качественного сервиса и роста широты предложения. Требуется стимулировать не только количественный рост турпотока, но и предпринимать меры по его переводу на круглогодичный режим. Туризм ведь не ограничивается только лежанием на теплом пляже, что в России возможно только три-четыре месяца в году. Зимний туризм не менее интересен, а экологический или спа от времени года вообще не зависят.

Остается надеяться, что эти курортные сборы действительно пойдут на развитие туристической отрасли страны, а не пропадут на затыкание всяких далеких от туризма сиюминутных местных дыр.

Российских «грушников» обменяют на Савченко Далее в рубрике Российских «грушников» обменяют на СавченкоЭксцентричная военнослужащая «Айдара» станет головной болью украинских политиков

Комментарии

24 мая 2016, 13:52
Уж где-где, а в России такие сборы вводить надо просто обязательно. И чем больше и раньше, тем лучше. Потенциальных туристов это все равно не отпугнет, а нам инфраструктуру развивать, дел еще непочатый край.
25 мая 2016, 10:17
А почему бы не ввести дополнительно налог на отдых?
25 мая 2016, 09:48
С одной стороны сбор уравнивает цену путевок с российскими. но с другой стороны он увеличивает цены на дешевые иностранные курорты. которые дешевле поездки на Северный Кавказ. теперь они будут недоступны для наших граждан.
25 мая 2016, 13:12
Статью читали вообще? Обсуждается введение сбора для прибывающих в Россию иностранцев. Если вы когда-нибудь интересовались заграничным туризмом, то должны знать, что помимо путевки вы дополнительно оплачиваете курортный сбор. В России до последнего момента такого платежа не было
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»