Церковь против епископа
Михайло-Архангельский храм Ейска. Фото: соборма.рф

Михайло-Архангельский храм Ейска. Фото: соборма.рф

В православной общине Ейска отказываются поминать правящего архиерея. «Русская планета» съездила в Ейск и узнала, отчего верующие города разделились на два противоборствующих лагеря

Почти год назад, с прошлого Рождества, верующие Михайло-Архангельского храма Ейска — городка на азовском побережье Краснодарского края — разделились на две общины. Большая часть ушла за настоятелем архимандритом Серафимом (Кошелем), 20 лет назад построившим не только центральный храм, но и прилегающий комплекс с часовнями, парком, административным корпусом и небольшим зверинцем. Меньшая, подчиняясь церковной дисциплине, осталась в юрисдикции назначенного епископа Германа (Камалова). Приютившаяся в одноэтажном молитвенном доме «община в изгнании», как называют себя сторонники отца Серафима, живет самостоятельно, из-за забора смотря на чаще полупустой храм, который построила своими силами и средствами.

Страдание по очереди

Отделившаяся от епископа община собирается в небольшом молитвенном доме, построенном буквально за месяц. Верующие называют это чудом: даже доброжелатели сомневались, что кирпичное одноэтажное здание можно возвести за четыре недели. «Это удалось прежде всего благодаря сплоченности. Юрист, закатав рукава, возил в тележке песок, подготавливал дорожку для площадки. Кадровый офицер, забежав после службы, разгружает плитку, — описывает стройку одна из прихожанок. — Клумбу украшал предприниматель, учительница высаживала цветы. Старушки занимались рассадой. Так, словно в начале 90-х, когда строился Михайло-Архангельский храм, трудились всем миром».

Не все прихожане готовы говорить на камеру и подписываться своим именем. Те, кто работает в бюджетных учреждениях или организациях, зависимых от администрации, откровенно побаиваются давления со стороны Московской Патриархии. Но в воскресные и праздничные дни в молитвенном доме действительно не протолкнуться, приходит несколько сотен человек.

В молитвенном доме («у нас такой же храм, как остальные, только беднее», — гордо говорят прихожане) сегодня служат архимандрит Серафим, бывший второй священник ейского храма Игорь Киргизов и протоиерей Роман Драморецкий. На вопрос, откуда в молитвенном доме антиминс (плат, в который вшита частица мощей мученика – без него совершать службу нельзя), уклончиво отвечают, что «передала православная делегация из Сербии». За службой поминают митрополита Исидора – главу Кубанской митрополии, а не своего архиерея.

«Самое печальное, — обращается к верующим архимандрит, — что конфликт, произошедший в Ейске, — не единственный случай. В последнее время подобное происходит в разных уголках страны. И это неудивительно, потому что прихожане сегодня бесправны перед настоятелем, священники — перед епископом, епископы, в свою очередь, — перед патриархом. Пришла наша очередь пострадать».

Раскол

Несколько лет назад патриарх Кирилл инициировал разделение крупных епархий на отдельные церковно-административные единицы. Официальной целью реформы провозглашалось приближение епископа к рядовым верующим. До этого обычный прихожанин в некафедральном городе (то есть в городе, где не расположен собор с кафедрой епископа) мог попасть на службу с архиереем в лучшем случае раз в один–два года, когда Владыка приезжал в их храм. Из-за сотен верующих, пришедших на епископскую службу, получить благословение было еще сложнее.

Епископ Герман. Фото: edsem.ru

Епископ Герман. Фото: edsem.ru

Кубанская епархия, вписавшаяся в границы Краснодарского края, оставалась одной из последних крупных церковных единиц, не тронутых разделением. Поговаривают, что представители губернатора Александра Ткачева еще летом 2012 года ездили в Московскую Патриархию с просьбой ничего не менять до Олимпиады. Но позапрошлой весной епархию раздробили. Вместо одного кубанского митрополита Исидора (Кириченко) сегодня здесь пять самостоятельных епископов в Краснодаре, Ейске, Тихорецке, Новороссийске и Армавире.

На деле, как и в других регионах, вопрос назначения новых архиереев столкнулся с интересами местных священников, которые за многие годы выстроили взаимоотношения с местной властью и приезжающим раз в несколько лет «из края» Владыкой.

Таким оказался и отец Серафим — властный, по-хозяйски деловой и строгий настоятель. С охотой он вспоминает, как строился храм, как оставшуюся с дореволюционных времен церковную сторожку приходу в 1990-е помог вернуть Владимир Жириновский, собственноручно написавший заявление о включении в общину. Среди других почетных членов — атаман Кубанского казачьего войска, вице-губернатор Николай Долуда. К слову, если высшие церковные власти заняли выжидательную позицию, атаман Долуда уже после разделения прихода прямо поддержал архимандрита и поздравил его через районную газету.

Батюшка рассказывает о конфликте: после назначения в Ейск Алишер Камалов (епископа Германа он подчеркнуто называет только мирским именем) потребовал отдать недостроенное двухэтажное здание во дворе храма. Получив отказ, архиерей «облил грязью» настоятеля перед одним из влиятельных спонсоров. Узнав об этом, архимандрит отказался поминать епископа и участвовать с ним в богослужении.

В Ейской епархии называют другую причину: действительно, у настоятеля попросили передать пустующий короб кирпичного здания, но, получив отказ, «закрыли вопрос». После этой истории отец Серафим полностью игнорировал епархиальное начальство — не являлся на собрания священников, пропустил совместное богослужение на Пасху. Когда епископ Герман в праздник Архангела Михаила приехал в храм, настоятель демонстративно не явился, сказавшись больным. Толчком же к скандальной истории стала жалоба порядка 20 прихожан на грубый характер настоятеля и пропажу с икон золотых украшений. После этого решением епархиального совета его сняли с должности, а после откровенного неповиновения запретили в священнослужении — архимандриту нельзя совершать службы, носить крест и рясу. За настоятелем ушел и второй священник храма отец Игорь Киргизин.

Справедливость против канонов

Когда представители епархии накануне Рождества пришли в храм, их попросту не пустили: сотни человек собрались во дворе и на ступеньках, отгородив церковь от епископа. В дело вмешалась полиция. Стражи правопорядка вместе с приехавшими с Владыкой Германом священниками сделали «коридор» для его прохода. Потом «болгаркой» распиливали замок в часовню, плечом открывали запертые царские врата в храме.

У верующих (а за отцом Серафимом ушло большинство) остается вопрос: почему новый епископ не захотел общаться с народом, прежде чем отстранить заслуженного настоятеля? Церковная дисциплина, рассуждают прихожане, это одно, но есть же еще и справедливость, есть мнение верующих.

Архимандрит Серафим (в центре) во дворе Михайло-Архангельского храма. Фото: соборма.рф

Архимандрит Серафим (в центре) во дворе Михайло-Архангельского храма. Фото: соборма.рф

С прихожанами встретился прежний архиерей, ныне глава Кубанской митрополии митрополит Исидор. Выслушав их, митрополит не дал однозначного ответа. Верующие категоричны: в раскол уходить не собираемся, патриарх Кирилл — наш патриарх, но с епископом Германом не по пути. Епархия отвечает: существует церковная субординация, если каждый священник будет перебирать епископами, значит, он плюет и на назначившего епископа патриарха. Тогда вся иерархия разваливается как карточный домик. Сохранить ее может только железная дисциплина, как в армии.

«Насколько мне известно, эта группа продолжает совершать богослужения. Правящий архиерей к ним дважды обращался с призывом к покаянию, но данные обращения они проигнорировали», — пояснил «Русской планете» секретарь Ейской епархии протоиерей Александр Ковалев. По его словам, совершаемые общиной архимандрита Серафима богослужения «не имеют благодатной силы, они попросту обманывают людей, вводят их в заблуждение и погибель». Епархиальный секретарь также уточнил, что к бывшему настоятелю и второму священника отцу Игорю Киргизину присоединился запрещенный в священнослужении за многоженство еще митрополитом Исидором протоиерей Роман Драморецкий.

До патриарха далеко

В Кубанской митрополии, изначально старавшейся не вмешиваться в эту историю, сегодня однозначная позиция — из-за своих амбиций отец Серафим оказался в расколе. «Владыка Исидор обращался к архимандриту Серафиму с просьбой примириться, но тот его не послушал. То, что они поминают митрополита — просто прикрытие, "крыша", — прокомментировал ситуацию РП референт митрополита Исидора архимандрит Трифон (Плотников). — В свое время отец Серафим убежал с Украины, чтобы не попасть в раскол. А здесь, хочешь не хочешь, сам попал в раскол».

Это не единственный конфликт в Ейской епархии. В апреле епископ Герман отстранил от дел 76-летнего протоиерея Николая Запорожца, настоятеля храма Иоанна Богослова в станице Кущевской. Очевидцы рассказывают, что при попытке представителей епархии зайти в храм построивший его настоятель выстрелил поверх их голов из дробовика. Сам отец Николай и проводившая проверку полиция этого не подтверждают. В отличие от архимандрита Серафима, кущевский батюшка, поконфликтовав с архиереем, мирно удалился на покой и сейчас на пенсии.

О событиях в Ейске хотели донести патриарху Кириллу: прихожане собрали сотни подписей с просьбой к церковному начальству если не разобраться, то хотя бы выслушать их. Но услышаны они не были.

Водитель как стрелочник Далее в рубрике Водитель как стрелочникАдвокат водителя снегоуборочной машины, с которой столкнулся самолет главы концерна Total, считает, что руководству аэропорта выгодно представить его подзащитного виновным

Комментарии

22 октября 2014, 22:23
Русь православная епархии делят, не ясно как там с Ейском, кто прав, а кто виноват, а то что кущевского протоиерея правильно выгнали, факт, это при нем, все эти зверства в станице творились
23 октября 2014, 01:00
Два раза был в Ейске , очень давно, знавал братву в конце 90-х, городом рулили известные авторитеты Лось и Дрофа, общались в одним кругах слава Богу по касательной..

теперь как видите времена другие и проблемы собственно боле духовные
23 октября 2014, 12:35
ага духовность так и прет, на самом деле мерзкая ситуация, грызня внутри церкви, авторитету среди молодежи, ей точно не добавляет
23 октября 2014, 16:44
"Получив отказ, архиерей «облил грязью» настоятеля перед одним из влиятельных спонсоров. Узнав об этом, архимандрит отказался поминать епископа и участвовать с ним в богослужении."
Спонсоры, сферы влияния, борьба за власть... Богомерзко все это, однако.
24 октября 2014, 10:46
Один момент. Церковь никогда не признавала ценностей демократии. Власть народа - это что-то от лукавого. И переносить принципы и ценности демократии в Церковь по меньшей степени странно.
Есть евангельские истины, есть апостольские правила, если не подчиняешься этому, то ты можешь себя считать демократом, но не православным.
Еще хотел бы добавить о том, что автор немного передергивает, когда говорит, что к о. Серафиму (надо бы его тоже теперь называть по-светски, ведь он запрещен в служении) перешло большее количество людей. Это не соответствует истине.
04 ноября 2014, 00:33
если по старинным христианским обычаям- то вся община управляла церковной жизнью, вся община избирала кандидата во священники и епископы, на вселенских соборах большинство было мирян, на равных принимавшие решения с епископами. У нас в старообрядчестве сохранилась эта система, когда вся община руководит храмом, который восстановила с нуля, а священник исполняет только духовные дела, но не имеет права управлять имущественными делами общины. Это делает председатель общины, который вместе со священником являются выборными членами общины. Если священник провинился, то вся община обращается к епископу с требованием справедливости.. нередки случаи, когда община не принимала священника , который провинился и меняла его на другого, которого посвящал епископ из членов общины. Не член общины не может быть священником конкретной общины. Соответственно у нас каждый может указать священнику на его ошибки. В церкви нет деления на учащую и учимых, все равны, только разные обязанности и миряне во всем равны со священством. Это подлинный дух соборности, а не бюрократическая командная система, которая в последнее время поразила большинство церквей.
22 сентября 2015, 23:55
прочитала комментарии и немного печально стало от того что старообрядец в церковной истории разбирается намного больше,чем представитель православных,а наш епископат порой так далек от народа что совершенно плевать хотел на мнение рядовых прихожан. Не знаю кто там прав кто виноват, но сама неоднократно была свидетелем что клир и прихожане совершенно бесправны перед произволом епископата и что как там не крути представители епископата частенько отнюдь по водам не ходят и как-то о второй заповеди Евангелия забывают. Но да Бог им судья. Молится надо,чтобы к нашей церкви вернулся дух соборности и любви и чтобы ну хотя бы уж если извергают клириков из сана за непочтение к епископу, то и епископа,уличенного в содомии из этого сана тоже извергали,а не "исчисляли на покой",потом назначали на несколько лет почетным настоятелем одного из храмов Москвы,а потом тихим сапом- обратно во епископы Пермские и в 2014- Кудымкарский епископ. И не подумайте что я за то, чтобы его камнями закидывать,но есть же каноны, которые должны действовать не только в отношении клирика или мирянина,но и в отношении епископа. И вот у нас почему-то клир действительно часто бесправен в отношении полного произвола епископата, а епископат- неприкосновенная каста((((. Все это грустно,потому что вряд ли нравится Богу и жаль что епископы это как-то не учитывают. Всего всем доброго. И помощи Божией во благих начинаниях.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»