«Цена автомобиля выше трех миллионов запредельно необъяснима»
Всероссийский форум «Госзаказ — За честные закупки». Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Всероссийский форум «Госзаказ — За честные закупки». Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Руководитель проекта «За честные закупки» Антон Гетта предлагает вернуть советское нормирование для чиновников: одним — «Чайка», другим — «Волга»

Сколько должен стоить автомобиль чиновника? Кто помогает ОНФ бороться с казнокрадами? Сервируют ли госслужащие столы санкционными продуктами за бюджетный счет? Об этом «Русская планета» расспросила руководителя проекта «За честные закупки», члена президиума организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Антона Гетту. Вместе с ведущими экспертами он прибыл в Краснодар на окружной антикоррупционный форум проекта «За честные закупки».

Проект Общероссийского народного фронта «За честные закупки» уже доказал, что зарвавшимся чиновникам спуску не дадут. Золотые ручки, итальянские кожаные диваны в приемных и внедорожники стоимостью в несколько квартир, уверяют активисты, остаются в прошлом. Сегодня госслужащие понимают — роскошь за бюджетный счет чревата отставкой. За три года существования проекта отменено 326 закупок на 61 миллиард рублей, дополнительно устранены 90 нарушений еще на 103 миллиарда.

— Антон Александрович, сегодня госзакупки контролируют несколько надзорных органов — СКР, прокуратура, Счетная палата, администрация президента. Зачем тогда нужен еще и народный, общественный контроль?

— Как минимум для того, чтобы объединить структуры, которые вы перечислили. Среди моих коллег есть шутка: к любому контролю можно приспособиться, кроме общественного. Если во время той же прокурорской проверки может попасться недобросовестный сотрудник, с которым чиновнику удастся договориться, последний будет уверен, что завтра прокуратура не нагрянет снова. При общественном контроле такую гарантию получить невозможно: если с кем-то из активистов удастся договориться не поднимать вопрос и не будоражить тему в СМИ, завтра на его место придут сотни новых активистов. Купить всех просто не получится. Недаром Счетная палата РФ говорит, что общественный контроль в этом деле — самый эффективный инструмент.

Руководитель проекта «За честные закупки» Антон Гетта

Руководитель проекта «За честные закупки» Антон Гетта. Фото: ОНФ

— Что принципиально изменилось в подходе российских чиновников в сфере госзакупок с момента появления проекта «За честные закупки»? Особое внимание ОНФ дошло до всех регионов?

— Яркий показатель подобной «недоходчивости» отдельных чиновников — бывший сахалинский губернатор Александр Хорошавин. Когда мы говорили ему о проблемах, он их не замечал. Что произошло потом, знаем из выпусков новостей: точку поставил Следственный комитет. Сегодня общественный контроль стараются замечать, правда, причины разные. Кто-то из чувства самосохранения, понимая, что, проигнорировав замечание движения «За честные закупки», может угодить в наши юмористические мультики или в наш доклад при очередной встрече с президентом Владимиром Путиным. Уже экс-глава РЖД Владимир Якунин в течение четырех часов принял решение об отмене поставки «Мерседеса» за 8 млн рублей, чтобы не спорить с нашими активистами. Отрадно, что за три года появились и другие чиновники, воспринимающие наших активистов как внештатных помощников: зарплату ему платить не нужно, а вариант решения проблемы он озвучит.

— Антикоррупционный форум проходит в Краснодарском крае, неоднократно попадавшем в рейтинги ОНФ. Например, Кубань входит в топ-10 рейтингов Народного фронта по тратам краевой администрации на самопиар. А как здесь обстоят дела с контролем за региональными госзакупками?

— Наше движение здесь не особо развито, при этом другие проекты ОНФ — в сфере контроля за реализацией «майских указов» президента, контроль за образованием и здравоохранением — здесь достаточно активно реализуются. Наверное, отсутствие активности и побудило провести мероприятие именно в Краснодаре, чтобы взбодрить общественность, привлечь к проекту внимание как можно большего числа кубанцев. Выступивший на форуме вице-губернатор Краснодарского края Владимир Свеженец отметил, что общественный контроль — важная вещь, к слушателям пошел посыл об активизации работы.

— На ваш взгляд, почему люди не верят в проект?

— Не знают, как он работает, или действительно не верят, что проблему с разворовыванием бюджетных средств можно решить. Есть и третья версия, которую порой слышишь в регионах: «у нас нет проблем» — но это из области фантастики. Когда слышим последнее, ищем проблему в первых двух причинах, как в поговорке: у нас здоровых нет, есть плохо обследованные.

— Самая запомнившаяся затратная закупка, с которой столкнулись за время мониторинга?

— Назову одну из последних. Центр антикризисных ситуаций МЧС заказал переговорный стол за… 4 млн рублей. Неужели нельзя решать проблемы, обсуждая их за столом подешевле?

— Кто они — активисты, помогающие проекту «За честные закупки» выявлять казнокрадские схемы? Можете описать своего среднестатистического активиста?

— Среднестатистического нет, это очень разные люди. Я бы выделил три основные группы. Первая — предприниматели, столкнувшиеся с нарушением их прав при проведении торгов и обратившиеся к нам. Вторая — фрилансеры, как правило, молодые люди, располагающие свободным временем и выискивающие подозрительные тендеры. Кто-то из них движим патриотическими чувствами, другие хотят реализоваться, быть замеченными в ОНФ. Наконец, третьи — региональные журналисты. Проведя расследование и выявив нарушения, они хотят заручиться поддержкой Народного фронта, подключить наш ресурс.

— Тему борьбы с коррупцией уже лет десять пытается оседлать оппозиция, но, несмотря на все публикации Навального и открытость данных о госзакупках, под системный контроль эту сферу взял только ОНФ. На ваш взгляд, почему у оппозиции не хватает ресурсов?

— Ответ заложен в самом вопросе. Оппозиции не интересна системная работа, такая задача не ставится. Им важнее поднять проблему, рассказать, какие чиновники казнокрады, сосредоточившись на дачах и яхтах. Но откуда деньги на такую роскошь — вопрос, как правило, не разбирается. В рамках проекта «За честные закупки» мы стараемся, чтобы проблема решалась от сигнала до результата, а расточительная закупка была отменена, сама схема, позволившая ей появиться, изменена. А возможности общественного контроля открыты и одинаковы для всех.

— И бизнес, и активисты постоянно жалуются на неудобный, «зависающий» сайт госзакупок. Не случайно вокруг него созданы десятки частных компаний и платных сайтов с куда более доступным и удобным меню. Почему ничего не меняется?

— Несколько раз направляли письма по поводу сайта Zakupki.gov.ru и в адрес казначейства, и Минэкономразвития. К нам прислушивались. Например, раньше была путаница с кириллицей и латиницей — можно было в заявке «покупаю мягкую мебель» букву «м» набрать латиницей, тогда поставщик этот тендер не найдет. Сегодня поисковик не обращает внимания, на каком языке написан запрос. С другой стороны, сейчас нет смысла анализировать старый сайт, на смену Zakupki.gov.ru приходит единая информационная система. Здесь также не дадим спуска Минэкономразвития — то 3 млрд рублей собираются заплатить за разработку системы с непонятным техзаданием, то ВШЭ разработала проект, его отклонили… Так что даже создание электронной системы госзакупок — под общественным контролем.

Сайт «За честные закупки»

Сайт «За честные закупки». Фото: «Русская планета»

— Нарекания вызывает и законодательная база — десятки постановлений, в которых сложно разобраться. Чего, на ваш взгляд, сегодня не хватает российскому законодательству о госзакупках?

— Если не ошибаюсь, оно включает около 80 федеральных актов и десятки ведомственных — объем, как у четырех томов «Войны и мира». То, что в законодательстве не хватает отдельных пазлов, мы говорим открыто. Например, нужно вернуть нормирование, которое позволит исключить покупку предметов роскоши — как в советские времена. Если одним положена служебная «Чайка», то другим — «Волга». Таким ограничением мы исключим покупку золотых ручек, итальянской мебели и дорогущих внедорожников, определим, каким классом чиновники могут летать в самолетах. Трижды вносили предложения по нормированию в Министерство экономического развития, и каждый раз рассмотрение переносили. Вроде бы пакет нормативных актов разработан и в 2016 году эта система заработает, в ее поддержку высказался президент Владимир Путин.

Другое нужное изменение — планирование закупок, чтобы поставщики заранее видели, что та или иная администрация собирается приобрести. Проблему решит создаваемая единая информационная система, которая комплексно подойдет как к размещению заказов, так и к удобному общественному контролю. Когда все это заработает, у нас никто не заберет эстафетную палочку по самой «продвинутой» системе закупок в мире.

— Раз речь зашла о предметах роскоши, считаете ли вы, что российские чиновники должны пересесть на отечественные автомобили?

— Такой опыт у наших руководителей был — на «Волги» пересаживались. Правда, это привело к тому, что от «Волги» только один значок оставался — вся «начинка» от «Роллс-ройсов» и «Мерседесов». Здесь должен быть взвешенный подход, нужно разобраться, насколько российский автопром готов к выполнению такого рода заказов. Насколько я знаю, «Лада» пробные шаги уже делает — в ОНФ обратилось московское представительство Самарской области, попросившее поддержать сентябрьскую выставку «АвтоВАЗа» и порекомендовать их машины при госзакупках. Пока же действует одно требование: автомобили для чиновников должны быть собраны на территории Таможенного союза, это правило распространяется и на госкомпании.

— А сколько должен стоить купленный за бюджетный счет автомобиль, чтобы заинтересовать ваших активистов?

— Считаем цену выше трех миллионов рублей уже запредельно необъяснимой. Но в любом случае нужно разбираться. Опять же, глава условного сельского поселения может купить машину и за два миллиона, и это окажется дороговатым. Здесь важен именно общественный контроль — вдруг в поселке все отлично, отремонтированы дороги и фельдшерский пункт, сами жители ездят на дорогих машинах. Но если дороги разбиты, коммуникации прогнили, зарплату платят от случая к случаю, то покупка машины и за один миллион — расточительство, даже если в другом муниципалитете нормальным будет внедорожник за три. Повторюсь, на федеральном уровне мы предлагаем ограничиться покупкой транспортных средств по цене до трех миллионов.  

— Следят ли «За честные закупки» за санкционными продуктами, которые могут неожиданно оказаться на корпоративах чиновников?

— Отдельной программы по санкционным продуктам у ОНФ нет, но когда встречаем в технических заданиях к застольным мероприятиям иностранные продукты, начинаем разбираться. Например, губернатор Ставропольского края организовал прием для почетных жителей, в меню оказался пункт, по-моему, «испанская салями». Нам объяснили, что это просто торговое название продукта, а производят его в России. Реальных санкционных продуктов в госзакупках мы пока не встречали.

«Это был настоящий мужик» Далее в рубрике «Это был настоящий мужик»В ночь на 20 августа после тяжелой болезни на 84-м году ушел из жизни народный артист СССР, режиссер и педагог Лев Дуров

Комментарии

20 августа 2015, 15:08
Один Гетта музыку сочиняет, другой пособия как жить чиновникам)) Все чаще и чаще звучат предложения по возврату в тех или иных областях к советскому опыту. Как бы снова в Советский Союз все не превратилось с поправкой на время.
20 августа 2015, 15:23
Что верно, то верно. Общественный контроль самый результативный и неподкупный. Все-таки ОНФ не зря ест свой хлеб. Реальный инструмент взаимодействия народа и власти.
20 августа 2015, 17:33
Активисты из ОНФ на общественных началах вроде как работают и на хлеб из других источников зарабатывают.
20 августа 2015, 16:18
Эти вопросы были на повестке дня еще пять лет назад, уже тогда общественники говорили здравые вещи зачем чинушам покупать мерседесы за 3-4 миллиона, когда можно покупать тойоту камри за 1 млн. (цены на 2010 год) объянить так никто и не смог и кроме как коррупционных мотивов, другие варианты не подходили
20 августа 2015, 20:36
Пусть немного не в тему, но я так скажу:
В провинции у некоторых чиновников вообще нет служебных автомобилей (хотя раньше обязательно были), причем как раз у тех, кому они зачастую необходимы..!
Но столичным толстосумам этого конечно же не понять.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»