Новости – Общество
Общество
«Цена автомобиля выше трех миллионов запредельно необъяснима»
Всероссийский форум «Госзаказ — За честные закупки». Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Руководитель проекта «За честные закупки» Антон Гетта предлагает вернуть советское нормирование для чиновников: одним — «Чайка», другим — «Волга»
20 августа, 2015 14:52
12 мин
Сколько должен стоить автомобиль чиновника? Кто помогает ОНФ бороться с казнокрадами? Сервируют ли госслужащие столы санкционными продуктами за бюджетный счет? Об этом «Русская планета» расспросила руководителя проекта «За честные закупки», члена президиума организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Антона Гетту. Вместе с ведущими экспертами он прибыл в Краснодар на окружной антикоррупционный форум проекта «За честные закупки».
Проект Общероссийского народного фронта «За честные закупки» уже доказал, что зарвавшимся чиновникам спуску не дадут. Золотые ручки, итальянские кожаные диваны в приемных и внедорожники стоимостью в несколько квартир, уверяют активисты, остаются в прошлом. Сегодня госслужащие понимают — роскошь за бюджетный счет чревата отставкой. За три года существования проекта отменено 326 закупок на 61 миллиард рублей, дополнительно устранены 90 нарушений еще на 103 миллиарда.
— Антон Александрович, сегодня госзакупки контролируют несколько надзорных органов — СКР, прокуратура, Счетная палата, администрация президента. Зачем тогда нужен еще и народный, общественный контроль?
— Как минимум для того, чтобы объединить структуры, которые вы перечислили. Среди моих коллег есть шутка: к любому контролю можно приспособиться, кроме общественного. Если во время той же прокурорской проверки может попасться недобросовестный сотрудник, с которым чиновнику удастся договориться, последний будет уверен, что завтра прокуратура не нагрянет снова. При общественном контроле такую гарантию получить невозможно: если с кем-то из активистов удастся договориться не поднимать вопрос и не будоражить тему в СМИ, завтра на его место придут сотни новых активистов. Купить всех просто не получится. Недаром Счетная палата РФ говорит, что общественный контроль в этом деле — самый эффективный инструмент.
Руководитель проекта «За честные закупки» Антон Гетта
Руководитель проекта «За честные закупки» Антон Гетта. Фото: ОНФ
— Что принципиально изменилось в подходе российских чиновников в сфере госзакупок с момента появления проекта «За честные закупки»? Особое внимание ОНФ дошло до всех регионов?
— Яркий показатель подобной «недоходчивости» отдельных чиновников — бывший сахалинский губернатор Александр Хорошавин. Когда мы говорили ему о проблемах, он их не замечал. Что произошло потом, знаем из выпусков новостей: точку поставил Следственный комитет. Сегодня общественный контроль стараются замечать, правда, причины разные. Кто-то из чувства самосохранения, понимая, что, проигнорировав замечание движения «За честные закупки», может угодить в наши юмористические мультики или в наш доклад при очередной встрече с президентом Владимиром Путиным. Уже экс-глава РЖД Владимир Якунин в течение четырех часов принял решение об отмене поставки «Мерседеса» за 8 млн рублей, чтобы не спорить с нашими активистами. Отрадно, что за три года появились и другие чиновники, воспринимающие наших активистов как внештатных помощников: зарплату ему платить не нужно, а вариант решения проблемы он озвучит.
— Антикоррупционный форум проходит в Краснодарском крае, неоднократно попадавшем в рейтинги ОНФ. Например, Кубань входит в топ-10 рейтингов Народного фронта по тратам краевой администрации на самопиар. А как здесь обстоят дела с контролем за региональными госзакупками?
— Наше движение здесь не особо развито, при этом другие проекты ОНФ — в сфере контроля за реализацией «майских указов» президента, контроль за образованием и здравоохранением — здесь достаточно активно реализуются. Наверное, отсутствие активности и побудило провести мероприятие именно в Краснодаре, чтобы взбодрить общественность, привлечь к проекту внимание как можно большего числа кубанцев. Выступивший на форуме вице-губернатор Краснодарского края Владимир Свеженец отметил, что общественный контроль — важная вещь, к слушателям пошел посыл об активизации работы.
— На ваш взгляд, почему люди не верят в проект?
— Не знают, как он работает, или действительно не верят, что проблему с разворовыванием бюджетных средств можно решить. Есть и третья версия, которую порой слышишь в регионах: «у нас нет проблем» — но это из области фантастики. Когда слышим последнее, ищем проблему в первых двух причинах, как в поговорке: у нас здоровых нет, есть плохо обследованные.
— Самая запомнившаяся затратная закупка, с которой столкнулись за время мониторинга?
— Назову одну из последних. Центр антикризисных ситуаций МЧС заказал переговорный стол за… 4 млн рублей. Неужели нельзя решать проблемы, обсуждая их за столом подешевле?
— Кто они — активисты, помогающие проекту «За честные закупки» выявлять казнокрадские схемы? Можете описать своего среднестатистического активиста?
— Среднестатистического нет, это очень разные люди. Я бы выделил три основные группы. Первая — предприниматели, столкнувшиеся с нарушением их прав при проведении торгов и обратившиеся к нам. Вторая — фрилансеры, как правило, молодые люди, располагающие свободным временем и выискивающие подозрительные тендеры. Кто-то из них движим патриотическими чувствами, другие хотят реализоваться, быть замеченными в ОНФ. Наконец, третьи — региональные журналисты. Проведя расследование и выявив нарушения, они хотят заручиться поддержкой Народного фронта, подключить наш ресурс.
— Тему борьбы с коррупцией уже лет десять пытается оседлать оппозиция, но, несмотря на все публикации Навального и открытость данных о госзакупках, под системный контроль эту сферу взял только ОНФ. На ваш взгляд, почему у оппозиции не хватает ресурсов?
— Ответ заложен в самом вопросе. Оппозиции не интересна системная работа, такая задача не ставится. Им важнее поднять проблему, рассказать, какие чиновники казнокрады, сосредоточившись на дачах и яхтах. Но откуда деньги на такую роскошь — вопрос, как правило, не разбирается. В рамках проекта «За честные закупки» мы стараемся, чтобы проблема решалась от сигнала до результата, а расточительная закупка была отменена, сама схема, позволившая ей появиться, изменена. А возможности общественного контроля открыты и одинаковы для всех.
— И бизнес, и активисты постоянно жалуются на неудобный, «зависающий» сайт госзакупок. Не случайно вокруг него созданы десятки частных компаний и платных сайтов с куда более доступным и удобным меню. Почему ничего не меняется?
— Несколько раз направляли письма по поводу сайта Zakupki.gov.ru и в адрес казначейства, и Минэкономразвития. К нам прислушивались. Например, раньше была путаница с кириллицей и латиницей — можно было в заявке «покупаю мягкую мебель» букву «м» набрать латиницей, тогда поставщик этот тендер не найдет. Сегодня поисковик не обращает внимания, на каком языке написан запрос. С другой стороны, сейчас нет смысла анализировать старый сайт, на смену Zakupki.gov.ru приходит единая информационная система. Здесь также не дадим спуска Минэкономразвития — то 3 млрд рублей собираются заплатить за разработку системы с непонятным техзаданием, то ВШЭ разработала проект, его отклонили… Так что даже создание электронной системы госзакупок — под общественным контролем.
Сайт «За честные закупки»
Сайт «За честные закупки». Фото: «Русская планета»
— Нарекания вызывает и законодательная база — десятки постановлений, в которых сложно разобраться. Чего, на ваш взгляд, сегодня не хватает российскому законодательству о госзакупках?
— Если не ошибаюсь, оно включает около 80 федеральных актов и десятки ведомственных — объем, как у четырех томов «Войны и мира». То, что в законодательстве не хватает отдельных пазлов, мы говорим открыто. Например, нужно вернуть нормирование, которое позволит исключить покупку предметов роскоши — как в советские времена. Если одним положена служебная «Чайка», то другим — «Волга». Таким ограничением мы исключим покупку золотых ручек, итальянской мебели и дорогущих внедорожников, определим, каким классом чиновники могут летать в самолетах. Трижды вносили предложения по нормированию в Министерство экономического развития, и каждый раз рассмотрение переносили. Вроде бы пакет нормативных актов разработан и в 2016 году эта система заработает, в ее поддержку высказался президент Владимир Путин.
Другое нужное изменение — планирование закупок, чтобы поставщики заранее видели, что та или иная администрация собирается приобрести. Проблему решит создаваемая единая информационная система, которая комплексно подойдет как к размещению заказов, так и к удобному общественному контролю. Когда все это заработает, у нас никто не заберет эстафетную палочку по самой «продвинутой» системе закупок в мире.
— Раз речь зашла о предметах роскоши, считаете ли вы, что российские чиновники должны пересесть на отечественные автомобили?
— Такой опыт у наших руководителей был — на «Волги» пересаживались. Правда, это привело к тому, что от «Волги» только один значок оставался — вся «начинка» от «Роллс-ройсов» и «Мерседесов». Здесь должен быть взвешенный подход, нужно разобраться, насколько российский автопром готов к выполнению такого рода заказов. Насколько я знаю, «Лада» пробные шаги уже делает — в ОНФ обратилось московское представительство Самарской области, попросившее поддержать сентябрьскую выставку «АвтоВАЗа» и порекомендовать их машины при госзакупках. Пока же действует одно требование: автомобили для чиновников должны быть собраны на территории Таможенного союза, это правило распространяется и на госкомпании.
— А сколько должен стоить купленный за бюджетный счет автомобиль, чтобы заинтересовать ваших активистов?
— Считаем цену выше трех миллионов рублей уже запредельно необъяснимой. Но в любом случае нужно разбираться. Опять же, глава условного сельского поселения может купить машину и за два миллиона, и это окажется дороговатым. Здесь важен именно общественный контроль — вдруг в поселке все отлично, отремонтированы дороги и фельдшерский пункт, сами жители ездят на дорогих машинах. Но если дороги разбиты, коммуникации прогнили, зарплату платят от случая к случаю, то покупка машины и за один миллион — расточительство, даже если в другом муниципалитете нормальным будет внедорожник за три. Повторюсь, на федеральном уровне мы предлагаем ограничиться покупкой транспортных средств по цене до трех миллионов.
— Следят ли «За честные закупки» за санкционными продуктами, которые могут неожиданно оказаться на корпоративах чиновников?
— Отдельной программы по санкционным продуктам у ОНФ нет, но когда встречаем в технических заданиях к застольным мероприятиям иностранные продукты, начинаем разбираться. Например, губернатор Ставропольского края организовал прием для почетных жителей, в меню оказался пункт, по-моему, «испанская салями». Нам объяснили, что это просто торговое название продукта, а производят его в России. Реальных санкционных продуктов в госзакупках мы пока не встречали.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости