ТРУДный вопрос
фото: progorod58.ru

фото: progorod58.ru

Государство должно изменить презрительное отношение молодежи к «простому» труду, приобщив ее к созидательной работе в школах

Новый министр образования РФ Ольга Васильева в первые же дни своего нахождения на посту главы ведомства выдвинула целый ряд новаторских инициатив, призванных серьезно изменить систему среднего и высшего образования.

При том, что большая часть предложений министра была встречена в обществе с большой долей одобрения (например, идея реформы системы единого госэкзамена, вызывавшего ранее серьезные нарекания со стороны педагогов и родителей), одна инициатива все же натолкнулась на неоднозначную реакцию. Речь идет о требовании министра отменить запрет на принудительное привлечение школьников к уборке помещений учебных учреждений и прилегающих территорий, а также к сельскохозяйственным работам. По словам Васильевой, это поможет приучить детей к созиданию и не позволит им вырасти «потребителями».

«Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника», - заявила министр.

Мнения в российском обществе по поводу данной инициативы разделились: одни, ностальгируя по своей юности, защищают предложение министра, говоря о полезном воздействии труда на детей и подростков, а другие критикуют инициативу, припоминая свою личную неприязнь к подобной практике в школьные годы.

Принудительное привлечение детей и подростков к уборке и сельскохозяйственным работам было широко распространено в советское время, коммунистическое руководство полагало, что таким образом подрастающим поколениям прививается тяга к труду и созидательной деятельности, прославляемой идеологами социализма. После развала СССР подобные порядки просуществовали в российских школах еще достаточно долго, вплоть до начала 2000-х, когда на привлечение детей к труду (без согласия родителей), не предусмотренному образовательной программой был наложен законодательный запрет.

Объемы выполняемых работ устанавливались школьной администрацией: в каких-то школах ограничивались лишь редкой уборкой в классе, а кого-то заставляли летом по две недели «вкалывать» на школьном огороде, и убирать не только школьный газон, но и территорию административных учреждений города и местные парки. Приятных эмоций такие воспоминания у большинства комментаторов не вызывают, что вполне объяснимо.

Гениальный советский педагог Василий Андреевич Сухомлинский писал, что «воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы», а также о том, что «если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия открыт».

«Мы планируем воспитательный процесс на продолжительное время с таким расчетом, чтобы каждый воспитанник в составе своего коллектива выполнял сложную, ответственную работу от ее начала до ее завершения» - писал Сухомлинский в книге «Воспитание коммунистического отношения к труду».

Очевидно, что мытье полов и выкапывание картофеля лишь с большой натяжкой можно отнести к «сложной, ответственной» работе, способной искренне заинтересовать детей и поспособствовать «достижению общественной и интеллектуальной цели». Иное дело изготовление каких-то предметов своими руками (например, в школе, которой руководил советский педагог-новатор, большая часть убранства и утвари была сделана учениками) – это уже по-настоящему творческий труд.

К сожалению, такой труд тоже оказался выжит в последние годы из системы школьного образования. Если прежде на уроках труда мальчиков учили работать на станках, изготавливая различные поделки, а девочек шить и готовить, то теперь большинство школ даже не располагает оборудованием, необходимым для таких занятий. Станки и швейные машинки были признаны «опасными» для детей и списаны в утиль, а дети занимаются «высокоинтеллектуальной» работой на компьютерах. При том, что компьютеры современные дети с успехом осваивают дома, а вот молодых мужчин, умеющих починить розетку или стул становится все меньше.

В результате, отмечается явное перепроизводство «белых воротничков», а вот к труду квалифицированных рабочих у молодежи формируется пренебрежительное отношение, как к чему-то глубоко архаичному. Хотя работу на современном высокотехнологичном производстве никак нельзя назвать примитивной или скучной по сравнению с трудом рядового клерка.

Заставить человека трудиться можно тремя способами: либо побудить в нем искренний интерес к какому-то виду деятельности, либо мотивировать при помощи вознаграждения, либо просто принудить. Последний вариант наименее продуктивен – в этом случае формируется не тяга к работе, а отвращение, формальное и небрежное отношение.

Поэтому, не следует ограничиваться привлечением детей к скучному механическому труду, вроде уборки или сбора мусора (хотя, как элемент воспитательного процесса такие виды деятельности тоже могут существовать), ровно как не нужно бросаться в иную крайность, формируя у детей представление о том, что работа возможна лишь за офисным компьютером, а труд на реальном производстве – удел «неудачников».

Остается надеяться на то, что продолжением здравых инициатив нового министра образования будет предложение по возвращению в школы профессионального оборудования, установление сотруднических отношений между школами и предприятиями реального сектора экономики. Например, вместо того, чтобы заставлять подростков орудовать примитивными тяпками на школьных огородах, полезно было бы организовывать поездки школьников на современные сельхозпредприятия, где посевы контролируются с беспилотников, а коров доят роботы, или на высокотехнологичные заводы, где автоматика доведена до совершенства.

Вот тогда, возможно, молодежь перестанет с презрением относиться к «простому» труду и изживет потребительскую психологию.

Подкидышей не будет Далее в рубрике Подкидышей не будетПочему запретами не удастся решить проблему младенческих убийств

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»