«Пребывая в посте, молитве и воздержании»
Преподобный Трифон Вятский. Фото: vk.com

Преподобный Трифон Вятский. Фото: vk.com

Какой вклад в историю и веру внес преподобный Трифон Вятский

В Кирове на пожертвования прихожан создают стену памяти преподобного Трифона Вятского, основателя Успенского монастыря. Святой почитаем не только на вятской земле, но и на всем русском Севере. «Русская Планета» выяснила, какой путь прошел на Земле преподобный и что сделал для современного православия.

«В руце Божии»

— Преподобный Трифон Вятский, в миру — Трофим Дмитриевич Подвизаев, родился предположительно в 1546 году в состоятельной крестьянской семье в деревне Конешельской Мезенского района Архангельской области, — рассказывает корреспонденту РП историк Виктор Хохрин. — Его отец рано умер, и забота о воспитании младшего сына в семье легла на плечи матери. Когда она и старшие братья начали настаивать, чтобы подросший Трофим женился, он покинул дом и отправился «евангельски странствовать ради Христа», передав себя «в руце Божии» — такие формулировки использованы в Житие Трифона Вятского.

Через несколько лет скитаний Трофим поселился при церкви в городе Орле, являвшемся неофициальной столицей империи купцов Строгановых. Там он привлек внимание Якова Строганова. Несколько детей богатого промышленника умерли, а потом заболел и последний — сын Максим. Отчаявшийся отец попросил благочестивого юношу помолиться за исцеление мальчика. Просьба смутила Трофима: он полагал, что исцеление — дело рук Божьих, а не человеческих. Но совершил молитву, после которой Максим выздоровел. Это первое из множества чудес, зафиксированных житием преподобного. Яков Строганов предложил ему любую поддержку, но он предпочел продолжить странствия.

— В 22 года Трофим Подвизаев принял постриг на берегах Камы, в Пыскорском Преображенском монастыре, — продолжает Виктор Хохрин. — Агиографы пишут, что братию новый инок поражал своим трудолюбием и смирением. Все работы он выполнял с великой радостью: пек хлеб, готовил еду для всех насельников, рубил дрова в лесу и ухаживал за больными. Питаясь исключительно хлебом и водой, на все службы приходил первым, а уходил последним. Часто простаивал на молитве всю ночь до утра.

Непосильный труд подорвал здоровье юноши, и он тяжело заболел, не мог даже подняться с кровати. И вот на сороковом дне он в забытьи увидел ангела, пришедшего забрать его душу. И уже отправился с ним на небеса, как вдруг услышал голос, повелевший ему возвратиться в монастырь. Вернувшись, Трифон увидел, что у его постели стоит Николай Чудотворец. Святитель взял его за руки, поднял, благословил и исцелил. После чудесного спасения инок стал «подвизаться еще усерднее, и Господь прославил своего раба даром чудес».

Многие исцелялись от его молитвы, поэтому весть о Трифоне быстро пронеслась по округе. И тогда, «ненавидя славы человеческие», подвижник решил отправиться в пермские земли, также входившие в империю Строгановых. В XVI веке их едва начали осваивать русские поселенцы, основным населением оставались языческие племена остяков и вогулов. Став проповедником, Трифон поставил себе задачу приобщить их к православию.

Архимандрит-строитель

Критический момент в отношениях с коренным населением вятских земель настал, когда Трифон Вятский срубил жертвенное дерево, являвшееся центром языческого святилища. Ежегодно к нему съезжались князья всех остяцких племен и приносили дары богам. От суровой расправы подвижника спасло лишь заступничество приказчиков Строгановых. Зато вскоре многие представители родовой элиты, пораженные его смелостью, вняли проповеди Трифона и приняли крещение. Обратив их к Христу, он поселился на реке Чусовой, где жил отшельником и «кормился трудами своих рук», возделывая пашню.

— Через несколько лет из-за случайного конфликта с Симеоном Строгановым Трифон был вынужден покинуть пределы империи промышленников и переселился в вятские земли. В 1580 году он основал неподалеку от города Хлынова (Кирова) первый в этой округе монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, — рассказывает корреспонденту РП историк Анатолий Лысенко. — Решением пяти городов Трифона отправили в Москву к царю Ивану Грозному и митрополиту Антонию с прошением об учреждении обители. Там он был рукоположен в сан иеромонаха и назначен строителем. На этой должности преподобный показал себя как талантливый организатор: добился для монастыря обширных владений и создал успешное монашеское хозяйство.

Еще при жизни своего основателя Успенский Хлыновский монастырь стал одним из самых крупных в регионе. К 1595 году в нем жили «40 человек братов да монастырских трудников 30». А сам Трифон в 1589 году был возведен в сан архимандрита.

Царь Федор Иоаннович пожертвовал новому монастырю многочисленные земельные угодья, рыбные ловли, озера и села. Рачительное использование всей этой собственности со временем позволило отстроить обитель в камне и сделать ее одним из центров духовной жизни Вятского края. Стараниями Трифона Вятского при Успенском монастыре появились первая в городе школа, богатая библиотека, первая больница, иконописная мастерская.

Предательство ученика

В 1601 году пользовавшийся всеобщим уважением архимандрит Трифон был изгнан из основанной им и построенной его трудами обители.

— По одной из версий, взошедший на престол Борис Годунов решил покарать преподобного Трифона за связи с Дмитрием Самозванцем и монахом Сильвестром. В «Повести о смутном времени» содержится упоминание, что именно игумен Хлыновского Успенского монастыря Трофим убедил отрока Григория Отрепьева принять постриг и стать монахом. Однако большинство историков склоняются к другой версии. Они считают причиной изгнания конфликт с братией, — говорит Анатолий Лысенко.

Игумен Трифон настаивал, что монахи должны вести предельно скромный образ жизни, не прельщаться мирскими радостями, не предаваться пьянству. Сам он питался очень скромно, а на теле носил железные вериги и заплатанную власяницу, «всегда пребывая в посте, молитве и воздержании». Объединившись, насельники монастыря решили изгнать неугодного им архимандрита из обители.

— Центром заговора стал казначей Иона Мамин, которого святой Трифон сам юношей привел в монастырь и которому планировал передать бразды правления в обители после своей кончины, — продолжает Анатолий Лысенко. — Монахи отправили Иону в Москву к патриарху Иову с челобитной, в которой попросили сместить Трифона с поста архимандрита, ложно обвинив его во взяточничестве. Патриарх поверил клевете и назначил на освободившийся пост Иону. Смещенного наместника Успенского монастыря могло ждать суровое наказание, если бы за Трифона не вступился Никита Строганов, в то время оказавшийся в Москве. Он упросил отпустить старца на покой в Сольвычегодск, где построил для него келью во Введенском монастыре. Там преподобный и жил, проповедуя и исцеляя.

Лишь перед самой смертью, 15 июля 1612 года, уже тяжело больным, он все же приехал в дорогой его сердцу Хлынов и попросил архимандрита Иону разрешить ему вернуться в Успенский монастырь. Иона отказал. Но под давлением общественного мнения Трифон снова был принят в основанную им обитель. Когда больной, едва державшийся на ногах старец, пешком пришел к воротам монастыря, Иона был так поражен его кротостью, что упал в ноги и стал со слезами молить о прощении.

— 8 октября 1612 года преподобный скончался, оставив монастырю свое завещание, в котором призвал братию не иметь частной собственности, жить в любви, не пить спиртного, неустанно трудиться и молиться, — говорит Виктор Хохрин. — В первой половине XVII века в Успенском монастыре было написано первое житие его основателя. В 1684 году при строительстве каменного Успенского собора его святые мощи были обретены нетленными. Тогда же были написаны первые иконы с его ликом, составлена посвященная ему служба и акафист. А в 1903 году святой Трифон Вятский был канонизирован Святейшим синодом в лике преподобного. Сегодня к месту его погребения приходят тысячи паломников.

«Когда ты работаешь лучше других — не важно, как ты выглядишь» Далее в рубрике «Когда ты работаешь лучше других — не важно, как ты выглядишь»Вадим Даньшин — о том, как стать успешным публичным ученым, имея нестандартный внешний вид

Комментарии

14 июня 2016, 11:21
Можно, кстати, выпускать "Святомонастырский" или, например, "Успенский" квас, на святой воде , под эгидой РПЦ и с ликом святого Трифона на этикетке - отличная будет конкуренция квасу "Вятскому"...! ))

Целебный продукт для религиозных патриотов!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»