Новости – Общество
Общество
Три года без контроля
Сотрудник МЧС России во время проверки пиротехнического магазина. Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
Малый бизнес решили не подвергать проверкам «во благо экономики»
15 июля, 2015 17:00
9 мин
Борьба с экономическим кризисом должна вестись экономическими же методами. Можно активно работать на идеологическом фронте, вспоминать славное прошлое, поддерживать традиционную семью, искать новых зарубежных союзников, но без сформулированной стратегии восстановления производства ощутимых успехов не добиться. Это прекрасно осознают в руководстве страны, но на деле это понимание проявляется крайне странным образом. Так, в ближайшие дни вступит в силу подписанный президентом закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Полный текст документа уже опубликован на официальном портале правовой информации.
Общее содержание поправок таково: в России вводится риск-ориентированный подход к проверкам малого бизнеса. Если малое предприятие не несет в себе рисков государственного масштаба, то есть не связано ни с гостайной, ни с атомным производством, ни с опасными производственными или гидротехническими объектами, то плановые проверки такой организации прекращаются на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Проще говоря, для них объявляются трехлетние надзорные каникулы. Основные результаты, на которые рассчитана данная мера, сформулированы в тексте поправок так: «оптимальное использование ресурсов при осуществлении контроля» и «снижение издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Фактически же государство возлагает немалую часть задач по восстановлению экономического роста именно на малый бизнес, в качестве поощрения выдавая ему «охранную грамоту», то есть наделяя предпринимателей временным статусом неприкосновенности.
Малый бизнес вокруг нас
Чтобы понять, в чем подвох (а он, как водится, имеется), для начала вспомним, что такое «малый бизнес». Предположим, у вас есть некое предприятие. Чтобы попасть в категорию «малых», оно должно соответствовать всем нижеперечисленным критериям. Первое: вы должны быть индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства, потребительским кооперативом или коммерческим предприятием, за исключением государственных и муниципальных унитарных организаций. Второе: доля сторонних владельцев (государства, иностранных лиц, общественных организаций, разнообразных фондов) в вашем капитале не может превышать 49%. Третье: за предыдущий календарный год средняя численность ваших работников никак не может быть более 100 человек. И, наконец, четвертое: выручка за предыдущий год или балансовая стоимость активов за тот же период должна составлять не более 400 млн рублей. Будьте бдительны: лишний рубль — и вы уже средний бизнес, а на него положения нового закона не распространяются.
С требованиями ясно? Теперь разберемся, кто под них подпадает. Мало какие предприятия владеют 400-миллионными активами — это как минимум достаточно крупное собственное помещение; а мелкие бизнесмены, как правило, арендаторы или владельцы 50–100-метровых площадок.
Так что посчитаем-ка выручку в чужом кармане. Напомним, выручка — это общая сумма полученных средств брутто без вычета накладных расходов, зарплат, налогов и т.д. То есть годовая выручка в 400 млн рублей означает, что в один календарный день вы зарабатываете чуть более 1 млн рублей, и это если работаете без выходных.
Парикмахерская «у дома», скорее всего, не дотягивает и до 10% от этой суммы. Салон красоты и тренажерный зал вряд ли наберут 20% от указанного «потолка». Небольшой магазинчик с двумя кассами, куда вы ходите за пивом и пельменями, скорее всего, балансирует где-то в районе 300–500 тысяч рублей, то есть по всем параметрам подходит под понятие малого бизнеса.
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Автозаправка на четыре колонки, расположенная в не слишком удачном месте, тоже имеет возможность вписаться в требуемую сумму.
Таким образом, можно прожить всю жизнь в России и пользоваться услугами только малого бизнеса при условии, что вы передвигаетесь на собственном авто и не получаете зарплату на карточку известного банка. А значит, иммунитет от проверок получит подавляющее большинство субъектов бизнеса, каждодневно обслуживающих наши основные потребности.
Таким образом, можно прожить всю жизнь в России и пользоваться услугами только малого бизнеса при условии, что вы передвигаетесь на собственном авто и не получаете зарплату на карточку известного банка. А значит, иммунитет от проверок получит подавляющее большинство субъектов бизнеса, каждодневно обслуживающих наши основные потребности.
Плюсы и минусы
Таким образом, подписание нового закона становится поводом для двух новостей. Хорошей и плохой. С какой начнем?
Давайте с плохой. Вы понимаете, что такое три года без проверок для русского бизнеса, того самого, который уже давно превратился в некий собирательный образ? Можно называть это национальной культурой, можно — особенностями менталитета, но без постоянного контроля «Большого Брата» наш купец резко расслабляется и начинает творить странные вещи — примерно как в египетском отеле с опцией «все включено». Это, кстати, одна из причин, по которой общество до сих пор крайне сдержанно относится к бизнесменам, о чем не раз говорил президент РФ. Соответственно, можно ожидать снижения качества товаров и услуг за счет равнодушного, халатного отношения и к чистоте, и к безопасности, и ко всем досадным помехам на пути к максимальному извлечению прибыли. Понятно, что проверок по обращениям в Роспотребнадзор никто не отменял, но в целом наши граждане жаловаться не приучены.
Хорошая новость — скрытые издержки коммерсантов снизятся, владение бизнесом станет менее опасным, что поможет владельцам увереннее себя чувствовать, расширять производство или открывать новые малые предприятия. А это рабочие места, какая-никакая зарплата и социальная защищенность, это экономический рост «снизу». Потому что, сколько ни труби об успехах, есть лишь одна настоящая форма национального подъема — когда вся нация поднимается утром и идет честно делать достойную работу.
Какой из указанных факторов считать более важным, сейчас вопрос скорее идеологический, а не экономический.
Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости
Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости
«Пострадавшая» сторона
Говоря об изменениях в законодательстве, часто забывают, что, помимо представителей малого бизнеса и их клиентов, есть еще одна заинтересованная сторона — проверяющие органы.
Неверно думать, что новый вариант закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» принят на пустом месте и является революцией. С 2007–2008 годов государство планомерно ограничивает самовольные проверки бизнеса разнообразными пожарными, санитарными, экологическими инспекторами, которые, по сути, для многих превратились в своеобразную форму рэкета. И для бизнеса, и для контролирующих органов правила игры постепенно становятся более внятными, а их соблюдение упрощается.
Тем не менее до сих пор сложно оценить количество граждан с «корочками» разнообразных ведомств, «подкармливающихся» проверками бизнеса. Можно предположить, что в масштабах страны это внушительное шестизначное число. И определенный удар по благосостоянию этих людей и их семейств, безусловно, нанесен. Но это все равно не делает вымогательство оправданным способом зарабатывать; а наши чиновники, кажется, уже давно стали воспринимать его именно так.
Справедливости ради скажем, что государство не оставляет своих служителей в беде, и одновременно с ограничением возможностей «кормления» возрастает материальная привлекательность работы в бюджетной сфере (то, что называют престижем профессии). Зарплаты в ней хотя бы не снижаются, а кое-где и растут, бюджетнику гораздо проще получить ипотеку или иной кредит. В общем, частичная компенсация выпадающих доходов существует. И все же наивно думать, что граждане инспекторы не попытаются восполнить выпавшие доходы за счет граждан бизнесменов, а последние, в свою очередь, не переложат их на ни в чем не повинных потребителей. Одно утешение: удастся это не всем — «освобожденные» от части работы контролирующие органы, по всей видимости, подвергнутся сокращению штатов. Другого значения формулировки «оптимальное использование ресурсов» в нашей административной практике нет.
Попытка без убытков
Впрочем, согласно традициям нашего удивительного законотворчества, никакой ответственности за проверку в нарушение нового запрета не предусмотрено. Написанная грозным тоном 7-я часть 8-й статьи попросту смехотворна: «Проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и влечет недействительность результатов проверки…» Только и всего! Фактически это сигнал местным службам: побирайтесь по коммерсантам и далее, но теперь на свой страх и риск, мы вас прикрывать не будем, других забот хватает.
Сам по себе мелкий бизнес необходим России — он во многом служил основой экономической состоятельности империи, на него волей-неволей закрывали глаза коммунисты, он кормил миллионы людей на сломе 1990-х (один только феномен «челноков» чего стоит). Но без жесткого контроля государства бизнес превращается в анархическую вольницу, действующую по принципу «ухватить кусок, поделить и смыться», при этом права наемных работников нарушаются здесь с какой-то залихватской легкостью и махновским цинизмом. Так что в этой сфере нас ждут три весьма интересных года. Бюджетники и работники крупных корпораций могут расслабиться и наблюдать.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости