Торжество Православия
Икона «Торжество Православия» (фрагмент — Императрица Феодора и император Михаил III). Византия, первая половина XV века. Фото: wikipedia.org

Икона «Торжество Православия» (фрагмент — Императрица Феодора и император Михаил III). Византия, первая половина XV века. Фото: wikipedia.org

Почему в конце первой седмицы поста вспоминают победу над иконоборцами

В первое воскресенье (неделю) Великого Поста Православная Церковь отмечает праздник Торжества Православия. Этот день установлен в середине IX века в память о восстановлении почитания икон.

Праздник

Период иконоборчества длился около 150 лет и закончился в 843 году: на церковном Соборе, созванном императрицей Феодорой, ересь иконоборцев осудили окончательно, и почитание икон в Византии было восстановлено. В честь этого события императрица предложила установить торжество — оно пришлось на первую неделю Великого Поста.

Историк Андрей Карташев в книге «Вселенские Соборы» так описывает это событие: «Царица предложила святейшему патриарху Мефодию известить и собрать всех православных … чтобы пришли в Великую Церковь Божию в первое воскресенье святого Поста. И когда бесчисленное множество народа собралось … вместе двинулись от алтаря со святыми иконами и честным крестом и святым евангелием и пошли с литией до ворот дворца... И после долгой молитвы возвратились во святой храм для совершения божественной таинственной литургии с великой радостью и торжеством.

И таким образом восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в храме Божием. Благочестивые же самодержцы постановили: ежегодно в первое воскресение святого Поста праздновать торжественно в Великой Божией Церкви сей святой и честной праздник, который и празднуется доныне. Иконы одновременно были поставлены и во всех церквах Константинополя».

Иконоборчество

Историки церкви полагают, что причиной иконоборческой ереси стали в первую очередь политические соображения. На рубеже VII–VIII веков Византия потерпела ряд крупных поражений от арабов-магометан. Лев III Исавр, пришедший к власти в Византии в 717 году, полагал, что сможет укрепить свое государство, если переманит часть мусульман в христианскую веру. Однако мусульмане отрицали иконы — таким образом, святые образы виделись императору как препятствие для укрепления Византии.

Иконоборцы пытались подвести под свою ересь богословское обоснование. Таким обоснованием стала вторая заповедь, данная Богом Моисею: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… Не поклоняйся им, и не служи им». Императора в его борьбе не остановило даже то, что в христианском мире уже сложилась твердая традиция почитания икон и изображения Христа и святых — по преданию, первыми иконописцами были сами апостолы. По приказу Льва начались гонения на иконы и иконописцев. Сын и преемник Льва Константин V в 754 году созвал так называемый Иконоборческий собор. На нем еретики вынесли анафемы наиболее активным защитникам икон.

Борьбу за восстановление иконопочитания начала императрица Ирина. В 787 году по ее инициативе созвали Седьмой Вселенский Собор, где ересь была осуждена. Однако позже иконоборцы вернули свои позиции, и окончательно победить еретиков удалось только при императрице Феодоре.

Чин

Вслед за установлением празднования Торжества православия сложил и особый чин богослужения в этот день. Текст службы провозглашает торжество Церкви над расколами и ересями, в ней утверждаются все догматы и постановления семи Вселенских Соборов (историки полагают, что текстами с догматами чин дополнили в XII и XIV веках). Служба включает также чин анафематствования — причем, анафему провозглашают всем, тяжко согрешившим перед Церковью, а не только иконоборцам.

На Руси чин Торжества Православия ввел святой Феодосий Печерский: в него добавили имена русских святителей и еретиков. Чин многократно меняли, по Руси ходили несколько отличных друг от друга списков. Из-за большого количества имен (в 17 веке одних еретиков было более 4000 тысяч) чин несколько раз сокращали и, в конце концов, к 1917 году пришли к тому, что стали проговаривать только общие анафемы без указания конкретных имен.

Значение

Митрополит Антоний Сурожский так говорил о празднике Торжества Православия: «Сегодняшний праздник икон говорит нам не только о рукописных иконах... но говорит также, как мы должны относиться к себе и друг другу, говорит, что каждый из нас — святая икона Божия.

Бывают иконы оскверненные, попранные, изуродованные человеческой злобой; и эти иконы нам делаются так дороги, словно это иконы-мученицы; эти иконы нам хочется оберечь, окружить любовью, охранить, потому что они так пострадали от человеческой неправды... Так должны мы смотреть и друг на друга, когда человека изуродовал грех, когда человек ранен, когда так трудно в нем прозреть красоту и славу Божию; тогда-то нам надо глубоко вглядеться в этот святой и оскверненный образ, тогда-то надо приложить весь труд, всю любовь, все благоговение наше, чтобы эта икона, не на древе написанная, а в душе человека, в облике и в образе его, очистилась, исцелилась, вновь освятилась, стала иконой во славу Божию».

«Народ никогда не отпадал от веры» Далее в рубрике «Народ никогда не отпадал от веры»Долгожительница из Татарстана Мария Пилюгина — о своей судьбе, государстве и людях

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»