Торговля с душком
Прилавок с мясом в магазине. Фото: Евгений Курсков / ТАСС

Прилавок с мясом в магазине. Фото: Евгений Курсков / ТАСС

Как на полки торговых сетей попадают опасные продукты

Ритейлеры поставили на поток продажу просроченных продуктов. Чаще всего потребители жалуются на полуфабрикаты, мясо и сыр с истекшим сроком годности. При этом в России до сих пор нет прозрачной системы контроля за движением товара.

Вторая жизнь фарша

В конце февраля Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Россельхознадзора и оштрафовал ООО «Ашан» на 700 тыс. рублей. Причем штраф был выписан за повторные нарушения. В эпицентре скандала оказался «Ашан-Рублево» на Рублевском шоссе в Москве. По данным Россельхознадзора, в мясных полуфабрикатах там были обнаружены кишечная палочка и стафилококк. Надзорное ведомство вновь требовало приостановить деятельность цеха по переработке мяса, но суд это требование не удовлетворил. И это при том, что неделей ранее Арбитражный суд Москвы уже штрафовал «Ашан» тоже на 700 тыс. рублей и тоже за торговлю некачественными мясными полуфабрикатами. Только тогда к ответственности привлекали «Ашан-Кунцево» на Ярцевской улице.

Кстати, сами ритейлеры обсуждать острые проблемы не хотят. «К сожалению, не сможем прокомментировать данные вопросы, — сообщили РП в пресс-службе АШАНа. — Спасибо за понимание». Понять ритейлеров действительно «можно». Зачем выбрасывать продукт, у которого истекает срок годности, если можно превратить его в полуфабрикат? «Дата изготовления у полуфабриката ставится именно в тот момент, когда он приготовился, — объясняет помощник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко. — Поэтому очень много жалоб именно на полуфабрикаты и нарезку. Нередко в магазинах просто закрывают глаза на то, что у ингредиентов, из которых сделан полуфабрикат, срок годности уже истек». Более того, продавцы магазинов даже не скрывают, что часто руководство просто заставляет их «давать продуктам вторую жизнь» и этот процесс поставлен на поток. Вот и выходит, что в готовом салате вполне может оказаться просроченная колбаса, а в готовых котлетах — просроченный фарш.

В Управлении Роспотребнадзора по Москве отмечают, что с 3 сентября 2014 года по 17 февраля 2016 с портала «Наш город» к ним поступило 1352 жалобы. Из них 634 — на продажу продуктов питания с истекшим сроком реализации, а 637 — на нарушение санитарных требований в организациях торговли. «Снято с реализации 1163 кг продуктов с истекшим сроком реализации и с потерей товарного вида, — докладывают в ведомстве о результате проверок. — Большинство заявленных нарушений нашли свое подтверждение, за что на юридических и должностных лиц составлены протоколы об административных правонарушениях: ЗАО «ТД Перекресток» — 102 протокола, ЗАО «Дикси-Юг» — 66, ООО «Агроаспект» (магазины «Пятерочка») — 58, ЗАО «Тандер» (магазины «Магнит») — 45, ОАО «Седьмой континент» — 43».

Продажа мяса в магазине. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Срок истек

Если в Москве по количеству жалоб лидируют «Перекресток» и «Дикси» — супермаркеты средней ценовой категории — то в регионах абсолютными лидерами по числу пищевых скандалов стали бюджетные сети «Магнит» и «Пятерочка».

Так, в феврале в центре скандала оказались магазины «Пятерочка» в городе Красновишерск Пермского края. Сотрудники Россельхознадзора, Роспотребнадзора и районной прокуратуры обнаружили там все возможные нарушения правил торговли. На полках лежали продукты с истекшим сроком годности, правила хранения не соблюдались, на отдельные виды товара вообще не было никаких документов, сотрудники несвоевременно проходили медосмотр. По результатам проверки к административной ответственности привлекли двух руководителей сети. «Общая сумма штрафов составила 7 тыс. рублей», — сообщили 29 февраля в прокуратуре Пермского края.

Руководство «Пятерочек» в Пермском крае легко отделалось. Несколькими днями ранее ООО «Агротор» и АО «Тандер» в Татарстане были оштрафованы более чем на 600 тыс. рублей. Дело в том, что местное Управление Роспотребнадзора обнаружило просроченные продукты в принадлежащих им магазинах «Пятерочка» и «Магнит». «По результатам проверок было изъято из оборота и уничтожено 54 партии продуктов питания общим весом 205 кг с истекшим сроком годности, признаками порчи, отсутствием информации на этикетке о дате изготовления, сроках и условиях реализации пищевой продукции», — сообщили в региональном отделении Роспотребнадзора.

И все же самый громкий скандал вокруг «Пятерочки» разгорелся прошлым летом в Башкортостане. В августе 2015 года Верховный суд Башкортостана постановил, что магазин должен выплатить 30 тыс. рублей в пользу матери ребенка, который отравился купленной там курицей гриль. В результате мальчик проболел восемь дней. Торговая сеть «Магнит» тоже постоянно попадает в поле зрения как санитарных служб, так и общественного контроля. Например, в конце декабря 2015 года прокуратура проверила «Магнит» в Советском районе Саратова. На его прилавках оказались сливочные сыры и сырные полуфабрикаты с истекшим сроком годности.

Запросы РП о комментариях представители «Пятерочки» и «Магнита» оставили без ответа.

Теневая экономика

Главная причина, по которой просроченные продукты не уничтожаются в срок — это непрозрачность системы контроля за оборотом пищевой продукции. «В мире уже широко распространены электронные системы, позволяющие отследить продвижение продукта от поля до прилавка или до утилизации, — поясняет Алексей Алексеенко. — Мы такую систему тоже разработали, но для ее реализации нет законодательной базы. Пока же выходит, что ритейлеры уничтожают просроченный товар на бумаге, а на деле пускают его на переработку или просто наклеивают новую этикетку с новым сроком годности. Проконтролировать, действительно ли продукт был утилизирован — бывает проблематично. Если же будет создана система электронного учета, то весь путь товара будет прозрачным и просроченную продукцию придется уничтожать».

Пока же в большинстве случаев ритейлерам удается продать протухшие продукты совершенно безнаказанно. Особенно, если товар предлагается по акции с большой скидкой. На эту группу продуктов надо обратить особое внимание. Тем более, если скидка предоставляется на скоропортящийся продукт. «По СанПиНам, скоропортящиеся продукты должны быть проданы в течение 12 часов после вскрытия, — поясняет Евгений Колесник, адвокат, специализирующийся на защите прав потребителей. — Поэтому самое пристальное внимание надо уделять продуктам, которые продаются вразвес, особенно готовым салатам. Если продукт испорчен, то лучше сообщить об этом не только в администрацию магазина, но и в Роспотребнадзор. Если жалоба не дойдет до контролирующих органов, то ситуация может повториться. Чем больше будет жалоб от потребителей, тем меньше будет в магазинах просроченных продуктов».


СПРАВКА

Куда бежать?

Если вы купили просроченный продукт, то первым делом нужно сказать об этом администратору или владельцу магазина. После предъявления товарного чека испорченный товар должны обменять на свежий или вернуть деньги. Если руководство магазина возвращать деньги отказывается, то нужно написать жалобу в территориальное управление Роспотребнадзора. На основании жалобы будет проведена проверка. Если нарушение подтвердится, то магазин будет оштрафован. Если покупатель хочет все же получить компенсацию, в том числе и морального вреда, то нужно обратиться в суд. Роспотребнадзор — основное ведомство, занимающееся проверками магазинов, но жалобы можно писать и в районную прокуратуру и Россельхознадзор. Обычно они проводят совместные санитарные рейды.


«Ребенок учится ходить заново через боль» Далее в рубрике «Ребенок учится ходить заново через боль»Директор социально-реабилитационного центра рассказала РП, как в Магнитогорске помогают детям с ограниченными возможностями преодолеть болезнь и стать счастливее

Комментарии

Живу на Войковской и хожу на коптевский рынок, покупаю подмосковные "сегодняшние" молоко и сметану, белорусскую колбасу , овощи фрукты у проверенных торговцев... И никаких мупермаркетов, там "пятерочек" или Дикси !!
07 марта 2016, 12:09
Правильно "сегодняшние" в ковычки взяли. В Москве априри не может быть сегодняшних продуктов, особенно на рынках. Все как минимум трехдневной давности
08 марта 2016, 22:29
молодец конечно, но все равно обманут, и никак об этом не узнаешь, доверия никому, даже проверенные белорусы туфту делат. как выяснилось
06 марта 2016, 20:52
Ох сложно будет с реализацией этой электронной системы слежения за продуктами, особенно в регионах... Люди сами должны смотреть за тем, что они покупают. И жаловаться почаще, чтобы ритейлеры не наглели!
07 марта 2016, 11:31
Отсутствие должного контроля, его некомпетентность, неэффективность, а так же коррумпированность проверяющих органов просто обескураживает!
Стыдно за такое государство. "Государство с душком".
07 марта 2016, 12:11
У всех глаза есть. Никто не заставляет покупать вас просроченные продукты. Дополнительно нужно организовывать контроль роспотребнадзора. Сложно что ли, два раза в неделю делать контрольные закупки продуктов с небольшим сроком годности?
07 марта 2016, 13:58
В том то и дело. что для вас это легко и для меня несложно. а вот Роспотребнадзор наше мнение не разделяет. Он . видите ли. делает все возможное.
07 марта 2016, 13:57
Смешная ответственность в 7 тысяч рублей с двух лиц. Зато сколько продукции они продали просроченной. а сколько продукции неизвестного производства покупают люди- десятки тысяч в день.
09 марта 2016, 13:59
Пока в стране нет государственного ритейла, барыги в лице перечисленных в статье "народных" гипермаркетов так и будут наглеть, борзеть и диктовать свои условия всем. И выводить денежки в свои офшоры.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»