Территория террариума
Петр Порошенко во время посещения завода «Антонов». Фото: Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС

Петр Порошенко во время посещения завода «Антонов». Фото: Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС

Запад превратил Украину в зону дикого передела остатков госсобственности, уцелевшей с советских времен

На минувшей неделе Министерство экономического развития Украины опубликовало информацию о ликвидации авиастроительного концерна «Антонов». В качестве причины названо «отсутствие участников»: три предприятия, входившие ранее в его состав, еще в 2015 году были переданы в ведение государственного концерна «Укроборонпром».

Спустя два дня пресс-служба ГП «Антонов» опровергла новость о ликвидации концерна, подчеркнув, что речь идет лишь о реорганизации. Между тем украинский кабмин успел сообщить о создании ликвидационной комиссии.

Кажется, в данном случае речь идет все же не только о расхождении в терминах, но и о существовании негласных противоречий по поводу предстоящей участи стратегического предприятия.

На это указывает еще одно событие, предшествовавшее новости о расформировании концерна. 20 января был оправлен в отставку «по собственному желанию» замминистра экономического развития и торговли Руслан Корж, курировавший на своей должности авиастроительное направление. Его брат Сергей осенью 2015 года претендовал на место главы ГП «Антонов», но в итоге президентом стал Михаил Гвоздев, экс-руководитель избирательного штаба Петра Порошенко в Хмельницкой области. Гвоздев вступил в должность главы ГП «Антонов» 19 января ― ровно за день до отставки Руслана Коржа с поста замминистра.

Придя к власти, Петр Порошенко поспешил посадить на контролирующие посты в оборонно-промышленной сфере своих людей. К примеру, его давний деловой партнер Олег Свинарчук (Гладковский), занимавшийся автобизнесом, стал главой Межведомственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству и экспортному контролю.

Руководитель ГК «Укроборонпром» Роман Романов также не имеет никакого опыта работы в области ВПК, зато успел потрудиться на Порошенко во время президентской кампании. Глава государственного оборонного концерна в недавнем прошлом ― простой владелец провинциального автосалона; так причудливо сегодня тасуются карты украинской политики.

Авиастроительное предприятие «Антонов», основанное в середине прошлого века, несомненно, является весьма привлекательным куском для дорвавшихся до власти украинских «евроинтеграторов». Тотчас после госпереворота новоиспеченный премьер Арсений Яценюк поспешил отправить в отставку директора завода Дмитрия Киву, проработавшего на ГП «Антонов» около полувека. Рабочие подняли тогда бунт, требуя вернуть 71-летнему инженеру директорский пост. В августе-сентябре 2014 года завод подвергся вооруженным атакам ― сначала предприятие пытался взять штурмом бывший сотрудник ГП «Антонов» Сергей Маренков (назначенный властями главным конструктором завода) с группой своих людей, впоследствии к нему на помощь прибыли внутренние войска. В итоге Киву все равно оттеснили от рычагов управления предприятием, оставив за ним должность главного конструктора.

Помимо назначения в руководство предприятия людей с сомнительными компетенциями, украинская власть нанесла по старейшему авиастроительному предприятию еще один сокрушительный удар, разорвав сотрудничество с Россией.

В июле 2014 года Петр Порошенко издал распоряжение о прекращении поставок России продукции оборонного и двойного назначения. Авиационные технологии подпадают под определение технологий двойного назначения, поэтому все контракты, связывающие предприятие с российскими контрагентами, оказались сорваны.

При этом, как отмечают эксперты, украинская авиастроительная отрасль в последние годы специализировалась преимущественно на производстве комплектующих. К примеру, осуществлялись поставки деталей для производимого в кооперации с Россией самолета Ан-148. Самолеты этой модели выпускались в Киеве, а также в Воронеже по украинской лицензии. Очевидно, что спрос на украинские авиадетали могла обеспечить только Россия, авиастроительная отрасль которой родилась и развивалась в единой связке с украинской в рамках единого советского пространства.

В результате решения киевских властей оказалась сорвана реализация совместного украино-российского проекта по строительству самолета Ан-70, который должен был заменить для ВКС РФ Ан-12. Изначально планировалось, что общий объем поставок Ан-70 российской стороне будет осуществлен на сумму около 5 млрд долларов.

Россия, впрочем, уже нашла альтернативное решение (не только из-за разрыва сотрудничества с Киевом, но также из-за технических изъянов модели Ан-70): вместо украинских самолетов ВКС РФ будут поставлены российские Ил-76МД-90А, кроме того, ведется разработка нового военно-транспортного самолета Ил-112.

При этом «Антонов» вряд ли сможет продолжить выпуск и реализацию Ан-70: дело в том, что большинство элементов для этого самолета поставлялись из России.

В целом положение старейшего авиастроительного предприятия не внушает оптимизма: к примеру, ГП «Антонов» фактически не смогло исполнить условия контракта, заключенного авиакомпанией Cubana de Aviacion, согласно которым украинское предприятие должно было построить шесть самолетов Ан-158. За весь 2014 год ГП «Антонов» удалось выпустить лишь пять авиалайнеров; шестой же самолет был готов лишь после окончания срока договора. По признанию заместителя гендиректора «Укроборонпрома» Сергея Пинькаса, прибыль компании от производственной деятельности составляет всего 8%, а большую часть доходов приносит аренда Ан-124.

Тем не менее активы авиастроительной компании являются весьма привлекательным куском пирога для финансово-политической элиты Украины. О возможной приватизации предприятия слухи ходят давно, с еще домайданных времен.

Самолет Ан-30 им. Могилко на заводе ГП «Антонов». Фото: Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС

В 2010 году Министерство экономического развития Украины разработало законопроект, разрешающий приватизацию ГП «Антонов» наряду с другими госпредприятиям. До реализации этих планов тогда дело все же не дошло, зато новые украинские власти принялись за распродажу доставшихся им госактивов с поразительным рвением.

В прошлом году премьер Яценюк анонсировал «крупнейшую за последние 23 года» волну приватизации госсобственности Украины ― якобы передача компаний в частные руки необходима для повышения «эффективности» и пресечения коррупции.

Уже в начале 2015 года в Раду был внесен законопроект, согласно которому перечень предприятий, запрещенных к передаче из госсобственности, сократился на 1250 пунктов. В числе прочих госкомпаний, подготавливаемых к продаже, оказалось и ГП «Антонов».

Поговаривают, что за планами по приватизации авиастроительной компании скрывается стремление неких влиятельных персон завладеть землей, на которой располагается киевский серийный завод концерна ― недалеко от центра города, рядом со станцией метрополитена.

Мысль о том, что крупнейшее госпредприятие могут пустить с молотка ради нескольких гектаров столичной земли, звучала бы абсурдно, если бы не аналогичные примеры из российской истории.

В эпоху дикого рынка 90-х, когда стратегические предприятия в массовом порядке разграблялись, отдавались за копейки «иностранным инвесторам», которые порой специально скупали российские заводы за бесценок ради полной блокировки их работы ― так было, например, с Московским вертолетным заводом имени Миля. Столичный завод «Сапфир», выпускавший уникальную продукцию для ракетостроения, оказался в руках британских и американских владельцев. Этих дельцов заинтересовала земля, на которой располагалось предприятие, ― на его территории планировалось построить торговый центр, пустующие помещения завода были сданы в аренду.

Следует заметить, что именно авиастроительные активы привлекали более всего «приватизаторов» 90-х, особенно иностранцев. Распродажа госсобственности в России закончилась катастрофой: практически все проданные предприятия оказались на краю гибели. Иркутский авиационный завод в результате «эффективного управления» иностранными хозяевами оказался в долгах, вертолетный завод имени Миля был в шаге от банкротства, примерно такая же ситуация наблюдалась и на других приватизированных производствах. Лишь спустя годы государству удалось восстановить контроль над распроданными ранее промышленными активами. И всем понятно, что разрушение российской промышленности в 90-х было неразрывно связано с ослаблением страны ― когда сами понятия «оборонная тайна» и «секретный объект» были упразднены и представители иностранных держав спокойно посещали любые объекты и могли покупать стратегические предприятия.

Сегодня украинцы склонны обольщаться «дружбой» с западным миром. Но вряд ли Украина сможет стать Европой, как бы об этом ни мечтали сторонники евроинтеграции.

Украина для Запада, по большому счету, это некая земля рядом с Россией и с Россией во многом пересекающаяся. Да, сегодня украинцы поссорились с русскими ― но завтра могут снова помириться. Украинская политическая жизнь очень импульсивна, а народ в своей массе симпатизирует русским и не очень сильно себя от них отделяет, если не брать в расчет украинских националистов. Но радикальные националисты со своими профашистскими лозунгами не представляют чаяний всего украинского народа и являются скорее маргинальной прослойкой, волей истории всплывшей наверх в дни Евромайдана.

На то, что сценарий возможного воссоединения Украины с Россией держат в виду западные политики, указывает то, с какой неохотой Вашингтон и Евросоюз предоставляют Киеву финансовую поддержку. Зачем вкладываться в ненадежный актив? Не принимают Украину и в западные организации ― ни в Евросоюз, ни в НАТО.

Гораздо логичнее использовать период российско-украинского обострения для окончательного разрушения социально-экономической базы Украины (как это было проделано с Россией после развала СССР). Если Москва наладит отношения с Киевом (допустим, после смены власти на Украине в результате очередной революции), то ей в союзники достанется выжженное поле.

Выполнить задачу хаотизации Украины проще всего через алчных «приватизаторов», которые способны растащить и уничтожить все мало-мальски сильные предприятия страны в считанные месяцы, ― так и происходит на практике.

Конец «инновационной кормушки» Далее в рубрике Конец «инновационной кормушки»Инновационная инфраструктура не выдержала первой же проверки кризисными условиями

Комментарии

01 февраля 2016, 12:21
Чисто по человечески жаль Антонова - такой труд под нож пускают. А ведь Россия предлагала им до всех этих событий сотрудничество по налаживанию выпуска АН - нет же, европейская морковка слаще им показалась. Вот только нет нужды Европе авиапром украинский поддерживать. И ждет его участь авиапрома стран СЭВ, которые лишились в принципе всей своей промышленности после "братания" с Европой. Нашим нужно переманивать быстрее спецов с украинских заводов, пока другие не переманили. Все-таки мозги - это самое ценное, что там пока осталось
01 февраля 2016, 13:32
А кто нас, РФ, превратил в зону дикого передела остатков госсобственности советских времен? Европейско-американская морковка казалось глупым "совкам" такой сладкой. что позволили отделить РСФСР от России, от той же Украины, и расприватизировать национальное достояние.
А, главное. что с тех пор изменилось? Госсобственность возращена государству? Прибыли не выводятся "хозяевами" сотнями миллиардов долларов за год, за 2014, к примеру, на пресловутый "запад"? Не планируется дальнейшая приватизация? Не обнародован длинненький такой список приватизируемых окончательно предприятий, начиная с Роснефти?
Зачем нам переманивать спецов? Кому они тут нужны? Суперджеты по 2 штуки в год из импортных комплектующих клепать?
Не пора перестать разоблачать хохлов, от которых сами отделились и подумать о воссоединении и возвращении государству созданной когда-то нами собственности?
01 февраля 2016, 13:00
Итоги 25 летней независимости Украины поистене ужасны, население в нищете, сокращение народа с 52 млн., до 40 млн., потеря территорий, тотальное банкротство предприятий, чуть чуть на плаву, часть сельского хозяйства отвечающие за рапс и подсолнечник, да металлурги, но цена на металл как и на нефть сильно снизилась
01 февраля 2016, 13:35
Итоги 25-летней независимости Украины после отделения от нее ельцинской РСФСР 12 июня 1990 - снижение цены на нефть?! Так Украине не досталось нефти от СССР! Этим, кстати, и объясняется несколько бОльшее обнищание населения чем у нас.Но, со снижением цены нефти, у нас все впереди. Догоним и перегоним! За 22 года "эффективных собственников" не догнали РСФСР ни в одной отрасли
01 февраля 2016, 22:34
по многим позициям РФ обогнала РСФСР, но про тучные нефтяные годы, конечно же нельзя забывать, а Украина имела втозможность дружить со всеми, и пользоваться всеми благами транзитной страны, но выбрали вот такой вот странный путь
02 февраля 2016, 11:21
Это по каким позициям РФ обогнала РСФСР?!
Ну, не считая проедания советского наследства - спекуляции нефтью/импортом. Я об основе существования - производстве. Не считая "производства" долларовых мультимиллионеров, по темпам "производства" которых обогнали весь мир - 200 тыс шт. за 20 лет.
Зерна собирается меньше, поголовье скота - в разы меньше. Производства "тиливизоров как на самом запади при капитализме как на запади", о которых так мечтали тупые "совки" - вообще не стало, легковых автомобиле с продажей советского ВАЗ - тоже. Даже нефти добывается меньше, а разведывается... В "рекордном" 2014 - на год добычи.
02 февраля 2016, 10:45
Коррупция в высших эшелонах украинской власти просто зашкаливает...!
Мало того, что Парашенко так и не смог по-настоящему расстаться со своим шоколадные бизнесом, так он ещё и начал грести под себя гораздо более жирные и сытные куски, ранее принадлежащие государству.
Везде поставил своих людишек: Гвоздева - главой ГП «Антонов», Свинарчука (судя по фамилии своего дальнего родственника))) - главой Межведомственной комиссии, Романова (провинциального коммерса-автодиллера) - главой ГК «Укроборонпром», и т.д...
И все новые ставленники олигорезидента Петруччо - не имеют опыта и специализации в тех сферах и концернах, которые вдруг возглавили, зато свои, братки-подельники...
Куда все это заведует в итоге Украину - догадаться не сложно...(((
Жалко лишь людей, страну, которая некогда была неотъемлемой частью нашего русскоязычного пространства, которая по воли коррумпированных узурпаторов за несколько лет превратилась в жалкую пародию самой себя, и может окончательно деградировать, превратившись в вотчину коррумпированных самопровозглашённых князьков, в свою очередь находящихся в подчинении и вассальной зависимости у господ из США и командиров НАТО...
02 февраля 2016, 11:28
Свою страну, такую же часть тысячелетней России, не жалко?! Уж РФ коррумпирована как украинцам и не снилось!
Только ничего не создавших за 20 лет, но выводящих на запад по 150 млрд долларов в год "бизнесменов" - долларовых мультимиллионеров "выкормили" 200 тыс. штук не догнав даже РСФСР ни в одной отрасли производства.
И приватизация продолжается! Значит, к приватизированным и разваленным десяткам отраслей, с фундамента - со станкостроения, с тракторостроения, автомобилестроения самолетостроения и т.п. начиная, прибавятся в руках не желающих ничего создавать потому что невыгодно, "эффективных собственников" новые
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»