Теракта не было
Теракта не было

Крушение Ту-154 — следствие технических неполадок и ошибок экипажа

Самый главный вопрос, который волновал сердца и умы россиян последние дни: был ли взрыв на борту упавшего в Черное море Ту-154. Оснований для подтверждения версии о теракте было предостаточно: разбросанные обломки и фрагменты тел на несколько километров, недавнее освобождение Алеппо, всеобщая ненависть боевиков разных мастей к России и естественное желание испортить нашим гражданам празднование Нового года.

Теракт невольно кажется самым простым и одновременно логичным объяснением трагедии, произошедшей ранним утром 25 декабря. Однако, судя по последним сообщениям внушающих доверие СМИ, взрыва на Ту-154 не было, и причина крушения кроется в сочетании нескольких факторов.

Посадка на воду

Версию о теракте практически сразу исключил глава думского комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров, хотя объяснение этому было весьма прозаичное: дескать, борт Минобороны, российский аэропорт… Вы, о чем говорите, господа хорошие? Верилось в такое твердое убеждение с трудом, но позже заявление Озерова было подкреплено фактами.

Также в первые часы после катастрофы настораживало, что ФСБ на официальном уровне и через источники в федеральных СМИ полностью отрицала вероятность диверсии. Уровень доверия россиян к представителям власти, мягко говоря, невысокий и было странным, что версия о теракте была сразу отброшена.

Картина крушения стала проясняться благодаря показаниям очевидцев.

Несколько невольных свидетелей катастрофы рассказали примерно одно и то же. Сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ наблюдал, как Ту-154 стал стремительно снижаться к поверхности моря, как будто собирался совершить посадку. Самолет шел на невысокой скорости с задранным вверх носом. Лайнер задел хвостовой частью воду, которая тут же отвалилась, и затонула в море, сообщает «Коммерсант».

Жительница Сочи Ирина Авдеенко рассказала телеканалу «Дождь», что во время прогулки по пляжу слышала, как из адлерского аэропорта взлетает самолет. «Моторы работали нормально. Я краем глаза увидела — самолеты же с огнями летают — прямо над морем яркую вспышку, точнее, не вспышку, а свет от фар самолетных и потом уже брызги, причем очень большие», — отметила девушка. Она добавила, что в момент падения Ту-154 двигатель уже не работал.

Из показаний очевидцев следует:

— взрыва на борту самолета Минобороны не было, иначе его бы услышали, наверное, тысячи людей;

— по каким-то причинам у лайнера могли отказать двигатели сразу после взлета;

— у пилота не было возможности вернуться в аэропорт, видимо, из-за совершенно непредсказуемой и крайне сложной технической ситуации, которая не позволяла набрать высоту;

— командир экипажа мог пойти на вынужденный риск и попробовать посадить самолет на воду;

— при попытке приводниться Ту-154 подвергся гидроудару: у машины отвалился хвост, а потом она развалилась на части.

Здесь важно дополнить, что посадкам на водную поверхность пилотов специально не обучают. Считается, что у молодых пилотов велик соблазн попробовать это сделать на тренажерах, что может привести к формированию «вредной привычки». Техника безопасности предписывает пилотам в самых экстренных ситуациях стараться дотянуть до ближайшей взлетно-посадочной полосы.

Вода часто кажется мягкой, но это очень обманчивое впечатление и случаев удачных посадок единицы. Идеальными условиями посадки на воду являются отсутствие ветра и волн, и близость к берегу, то есть морское пространство — априори создает огромный риск. Как показывает практика, через несколько минут после удачного приводнения самолет неизбежно начинает тонуть.

Пассажирам и экипажу необходимо как можно скорее выбираться на крылья из аварийных выходов и ждать помощи извне. Счет идет буквально на секунды и если спасатели не прибудут на место крушения в течение примерно 5-10 минут, будет поздно. Несложно догадаться, что у людей, находившихся на Ту-154, не спасло бы даже чудо. Шансы выжить в декабре в шести километрах от берега были ничтожно малы.

Неисправное крыло

Источники агентства ТАСС приходят к выводу, что, вероятно, летчики намеревались посадить лайнер на воду. Лайнер упал на скорости 510 км/ч (средняя скорость во время полета составляет 900 км/ч), пытаясь совершить маневр вправо. По информации агентства, Ту-154 летел с сильно задранным носом, как и указывают очевидцы.

Собеседник ТАСС говорит о том, что пилоты выключили механизацию, которая увеличивает подъемную силу крыла, то есть они не пытались набрать высоту. При этом лайнер столкнулся хвостом о воду, когда совершал маневр вправо (видимо, имеется в виду измененный курс на север). Аэродинамика воздушного судна такова, что задранный вверх нос (положительный угол тангажа) мог привести к потере подъемной силы.

Резкое снижение высоты Ту-154 сразу после взлета объясняет тот факт, что самолет сразу пропал с радаров. В первой новости появившейся утром 25 декабря в СМИ было, как раз, указано, что борт просто исчез из наблюдения. Позже, когда примерный квадрат «пропажи» лайнера стали прочесывать с воздуха, по маслянистому пятну на воде стало понятно, что он затонул.

Целый ряд СМИ со ссылкой на якобы расшифрованную запись первого черного ящика утверждают, что к падению самолета привели проблемы с закрылками, которые являются частью механизма крыла. Эта версия объясняет потерю подъемной силы крыла, о которой сообщает ТАСС. Закрылки используются при наборе высоты, посадке, торможении и полете на малых скоростях, то есть они снижают и регулируют взлетную и посадочную скорость.

Если закрылки убираются или, наоборот, выдвигаются неравномерно, то самолет начинает кренить, и он может стать неуправляемым. При этом, как указывают эксперты, многие пилоты не знают, что делать в такой ситуации, ведь падение машины может произойти в любой момент. Судя по продолжительности записи черного ящика, один из пилотов обращался к командиру менее одной минуты.

Из имеющейся информации можно подчерпнуть, что катастрофа стала следствием технических неполадок и ошибок летчиков, которые могли неправильно рассчитать необходимый угол тангажа, из-за чего Ту-154 летел с задранным к верху носом и в итоге рухнул в воду. Также дополнительным фактором, усугубившем ситуацию, мог стать «перегруз»: на борту лайнера была различная «гуманитарка», и один из пилотов якобы жаловался, что судно «тяжелое».

Вход - рубль, выход - два! Далее в рубрике Вход - рубль, выход - два!По данным поисковых сервисов «Яндекс» модными тенденциями наступающего 2017 года уже поинтересовалось более 14 миллионов наших соотечественников! Поговорим о моде, пока «Петух» не клюнул?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»