Новости – Люди












Люди
Теракт как повод

Последствия теракта в Анкаре. Фото: Mehmet Ozer / AFP
Анкара слишком быстро назначила и наказала «виновных» в страшном теракте
14 марта, 2016 15:45
5 мин
Страшный теракт произошел на одной из самых оживленных улиц Анкары в минувшее воскресенье, 13 марта. В 18:43 по местному времени (в 19:43 по Москве) на бульваре имени Ататюрка рядом с офисом турецкого премьера взорвался автомобиль.
Чтобы заведомо увеличить число жертв, злодеи подогнали свое авто прямо к остановке общественного транспорта. В результате взрыва погибли 37 человек и еще 125 получили ранения различной степени тяжести.
«Это было похоже на конец света. Я увидел огромный огненный шар, услышал взрыв. Прошло уже полтора часа, а мое сердце до сих пор колотится. Я просто в шоке», — приводит российский телеканал РЕН ТВ свидетельство одного из местных жителей, по счастливому случаю ставшего лишь очевидцем теракта.
Впрочем, турецким спецслужбам сразу же стало не до лирики. Основной подозреваемый обнаружился немедленно — запрещенная на территории страны Курдская рабочая партия. Следователи ссылаются на данные предварительного анализа картины происшествия и исследование останков смертницы, которая, предположительно, и привела в действие взрывное устройство. Как сообщили турецкие СМИ со ссылкой на источники в следствии — там не сомневаются в ее причастности к Рабочей партии Курдистана (РПК). Более того, в Стамбуле и Эскишере полицейскими были задержаны еще четырнадцать ее членов.
Не заставил себя ждать и «акт возмездия» силами турецких ВВС. Авианалет был совершен на север Ирака, бомбардировкам подверглись районы Кандиль и Гара. Информации о жертвах и разрушениях пока нет.
А если не курды?
Шок, страх, неизменно приторные официальные соболезнования иностранных правительств и разбор полетов — стандартный набор в подобных ситуациях. Но в случае с данным терактом особенность все же есть — виновные обозначены моментально и стремительно.
И это очень напрасно, полагает политолог, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов: «У меня, как не только политолога, но еще и юриста по образованию, версия с причастностью курдов к этой трагедии вызывает осторожное сомнение, — заявил эксперт "Русской планете". — Вообще-то Рабочая партия Курдистана воюет с официальной Анкарой уже на протяжении нескольких десятилетий и можно сказать, что совершение подобных террористических актов — нехарактерный для них почерк. Боевые отряды РПК, бывало, нападали на госучреждения и воинские части, но никогда не использовали смертников. Понятно, что само по себе это еще не означает, что они не могли бы совершить теракт. Тем более что за последние несколько месяцев турецкие правительственные войска в ходе боевых действий убили нескольких сотен мирных курдов. Но как минимум турецким властям не следовало бы спешить с выводами».
Но это же действительно очень удобно, когда вероятный террорист ясен, его можно уничтожить и тем самым несколько успокоить страх среди гражданского населения. Официальная Анкара решает, очевидно, важную для нее внутреннюю задачу. Мы же, не скованные таковой, выдвинем и иные предположения.
На прошлой неделе завершился саммит ЕС — Турция, в ходе которого евробюрократами было принято важное и, смеем надеяться, справедливое решение — поддержка Турции в деле проведения «фильтрации» беженцев с Ближнего Востока на своей территории. Турецкая сторона уже отчиталась, что свыше двух миллионов беженцев с Ближнего Востока, в частности с Сирии, находятся на ее территории и Европе никак не грозят. Однако зададимся житейским вопросом: все ли эти вынужденные переселенцы находятся в фильтрационных лагерях?
Адский тупик
Вопрос, понятно, скорее риторический. Как и другой, напрашивающийся следом — мало ли среди них сторонников террористических организаций? Террористических организаций на Ближнем Востоке вообще очень много, при этом далеко не все арабы привечают нынешнее слишком светское для них турецкое правительство. Какие-то беженцы поддерживают Эрдогана в конфликте с Сирией, но есть же и группировки радикалов, которые вполне могли совершить этот террористический акт, исходя из не вчера еще народившихся противоречий с «умеренными» исламистами в турецкой верхушке.
В конце концов, вся новейшая история исламского мира показывает, что как раз для исламских радикалов — тех, которых принято называть салафитами, фундаменталистами, — теракты являются куда более характерным почерком, нежели для пусть и не робких, воинственных, но все же мыслящих иными категориями курдов.
А значит, версию с курдами, какой бы удобной и даже очевидной она ни казалась, ни в коем случае не стоит считать единственной. И уж тем более странной выглядит операция «возмездия», когда со стороны РПК не последовало и намека на взятие на себя вины за это злодеяние.
Впрочем, Анкара останется, конечно же, при своей позиции. Десятилетия противостояния с курдами даруют ей индульгенцию в собственных глазах — тактика опасная в своей безрассудности, но тут случай тот, когда легче смириться, нежели пытаться вразумить.
Да и надо ли пытаться? Уже и Организация объединенных наций высказывала свои протесты относительно политики Анкары в отношении курдов, Россия обозначала свою позицию четко еще во времена дружбы с Эрдоганом. Все это не возымело никакого действия.
Но нежелание решать проблемы цивилизованно вряд ли можно считать конструктивным способом предотвращения трагедий вроде нынешней. Если зло просто порождает зло, то зло, помноженное на глупость и упрямство, прямо открывает врата ада.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости