Гетто для «ревнителей чистоты»
Верующие в мечети. Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Верующие в мечети. Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Кто и зачем собрался создавать в России «теократический анклав» для мусульман

В наше общественно-политическое и информационное поле в который раз вброшена более чем странная идея, с одной стороны, прямо противоречащая действующему законодательству, а с другой — выдающая полное незнание предмета, о котором, собственно, идет речь. Учитывая важность проблемы противостояния исламскому радикализму в стране, это вряд ли можно считать случайностью. Скорее, пробным шаром, проверяющим реакцию мусульманской и — шире — всей российской общественности на все более удивительные «общественные инициативы».

Недавно член Общественной палаты Валерий Коровин запустил, а его коллега по этой структуре Максим Григорьев подхватил, мягко говоря, несвоевременное предложение о создании на территории РФ, а именно в горной Чечне «некоего теократического анклава для молодых мусульман», ищущих «традиционных форм существования в рамках ислама». Предлагается сформировать «своего рода теократическую автономию, по статусу подобную Афону, но только на основе исламской традиции, в которой жизнь общины Пророка могла бы быть воссоздана во всей полноте».

Подобный анклав, по замыслу авторов, стал бы альтернативой уходу в ДАИШ (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация), поскольку именно там можно было бы найти «подлинный исламский образ жизни», опирающийся на «традицию». «Искренние мусульмане …могли бы жить там в соответствии со священным для мусульман писанием, в соответствии с Кораном и Сунной Пророка, соблюдая те традиционные формы жизни и те нормативы, которые были свойственны для времен Пророка», — сказал Валерий Коровин. «Это пока идея, которая имеет право на жизнь, — добавил Максим Григорьев. — Но важно то, что сегодня мы лишь противодействуем терроризму, в случае создания анклава — перейдем в наступление».

Издержки возникновения в России подобного «мусульманского гетто» очевидны. Во-первых, на всей территории нашей страны действует Конституция и весь остальной корпус российского законодательства, не предусматривающие «жизни по Корану и Сунне» — исключительно по Основному закону. Во-вторых, искусственная сегрегация россиян по религиозному признаку (как и непосредственно мусульман — по внутрирелигиозному) ни к чему хорошему привести не может. В-третьих, подобный анклав — правда, в горном Дагестане, Кадарская зона — в конце 1990-х уже существовал. Привело это ко второй чеченской войне, и это совсем недавняя история, забывать которую мы не имеем права.  

«Глобалистский проект, которым, несомненно, является создание всемирного халифата, по определению не может существовать в каком-то "анклаве", поскольку это противоречит его сути, — пояснил РП член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов. — Разве что после очень существенного изменения первоначального плана. Идея всемирной пролетарской революции трансформировалась в план построения социализма в отдельно взятой стране лишь после того, как 99% пламенных революционеров были физически уничтожены. Однако ни в "Исламском государстве", ни в исламистском движении в целом мы подобных процессов пока не наблюдаем. Так что идея "теократического анклава" — откровенно бредовая. Почему она поступила именно из Общественной палаты — вопрос по поводу ее качественного состава». Политолог предположил, что за вбросами подобных предложений в общественное пространство стоит федеральное исламистское лобби, пытающееся напомнить о себе.

«Эта идея не имеет права на жизнь, — отметил политолог Александр Цыганов. — Такие  анклавы быстро станут сначала религиозными эксклавами, затем — идейными, затем — враждебными, затем — вооруженными и экспансивными. Перемещение ревнителей чистоты в отдельные гетто никаких социально-политических проблем не решает. Если бы им хотелось просто жить в чистоте (как в христианстве в монастырях), они и сейчас могли бы уходить в эти горные районы, где и устанавливали бы свои порядки. Но это будет вырастать в различного размера Сирии, отчего те же мусульмане рванутся не в горы к "чистоте", а в Европу — к "неверным", но зато к миру и порядку». Крайне сомнительно и то, что на идею «подпишется» глава Чечни Рамзан Кадыров, предоставив земли своей республики идейным врагам, убежден политолог.

«Это просто какое-то нелепое предложение, — подчеркнул эксперт Института национальной стратегии, казанский исламовед Раис Сулейманов. —  У членов Общественной палаты должно быть понимание цивилизационного единства России: нельзя создавать отдельные анклавы по религиозному принципу. Это путь к противостоянию, а самое главное — что делать потом, если подобное, не дай Бог, реализуется? Как Коровин и Григорьев планируют контролировать эту территорию?» Если люди не хотят жить в светском российском государстве по светским законам, то оптимальным решением проблемы для сторонников «чистого ислама» может стать «хиджра» (эмиграция) из РФ в мусульманские страны, убежден эксперт. «Никакого насилия не надо, — пояснил Сулейманов. — Хотите жить по нормам "чистого ислама" — покупаете билет, пакуете чемодан. Кстати, очень многие так и сделали, уехав кто в Турцию, а кто в арабские страны».

Полное неприятие идеи создания «теократического анклава» высказало и мусульманское духовенство. «В настоящее время создание мусульманского анклава на территории России неприемлемо, — заявил председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края, муфтий Мухаммад Рахимов. — Не стоит разделять наше общество. С ДАИШ надо бороться комплексно, и подходить к этому основательно. Это и воспитание молодежи, и формирование определенного, правильного взгляда на жизнь, то есть вовлечение молодых людей в конструктивную деятельность, а не разделение их».

Того же мнения придерживается и глава Духовного управления мусульман Республики Северная Осетия — Алания, муфтий РСО-А Хаджимурат Гацалов. «Можно было бы не обращать на презентованную "идею" внимания, — сказал он. — Мало ли идей выдают люди в своем мнимом величии, не понимая сути вопроса и не вникая в глубину материала. Но это предложение на фоне трагических событий в Европе и на Ближнем Востоке, обрушивающихся одно за другим на обывателя, породило недоумение своей несуразностью, абсолютным непониманием проблемы и "невинной простотой". Бред? Думаю, не бред. Какая-то продуманная очередная грандиозная глупость».

Таким образом, «мудрую мысль» о «теократическом анклаве» в России никто не поддержал. Осознав, что попали пальцем в небо, авторы идеи принялись выкручиваться, изобретая нелепые разъяснения своего замысла. Всего через несколько дней выяснилось, что муфтий Гацалов, предполагая «продуманную очередную грандиозную глупость», оказался совершенно прав. Валерий Коровин, а затем его соратник, ветеран боев за Новороссию политолог Танай Чолханов пояснили, что имели в виду не салафитов (хотя все поняли задумку именно так), а… суфиев, которые, по их мнению, являются единственным традиционным исламским течением для Северного Кавказа.

«Противостоять радикалам, которые стараются оправдывать насилие с помощью своей собственной версии религиозного заблуждения, можно, только укрепляя традиционную суфийскую традицию в СКФО», — постулировал Чолханов, не потрудившись, однако, привести доказательств. Под «анклавом» он понимает «любой отдаленный горный поселок Чечни или Дагестана»: «Это — островки традиционной культуры. Здесь куется новое поколение».

Ситуация, к сожалению, далеко не столь проста. События последних лет на Северном Кавказе ясно показали, что пропагандистское противопоставление «хорошие суфии — плохие салафиты» отнюдь не линейно. Среди первых (как, конечно, и среди последних) достаточно горячих голов и безответственных религиозных деятелей. Считать суфизм единственно возможной «прививкой» против радикализма в исламе после событий в Ингушетии и Дагестане — как минимум выдавать желаемое за действительное.

Нет ответа и на многие другие важные вопросы. Если для российского государства хороши только суфии, что же делать с остальными мусульманами? Объявить вне закона? «Прекрасное» решение… Как быть с регионами, где исторически не было суфийской традиции (а существует она фактически лишь в тех же Дагестане, Ингушетии и Чечне), то есть на большей части Северного Кавказа, включая русские края и области с большой долей мусульманского населения? Что делать Татарстану и Урало-Поволжью в целом, где суфийская традиция хотя и существовала, но не главенствовала, а в советское время прервалась и не была восстановлена?.. Ответ, пожалуй, только один: искусственное противопоставление суфиев всем остальным мусульманам — путь к дестабилизации. Как и идеи разного рода анклавов — теократических или каких бы то ни было еще.

Автор — секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Проезжай, не скупись Далее в рубрике Проезжай, не скуписьРоссия решила вплотную взяться за решение одной из двух основных проблем — намечено масштабное строительство платных трасс Читайте в рубрике «Политика» Будет ли шоу продолжаться?Пламенные борцы с коррупцией получили отрезвляющий окрик из Кремля Будет ли шоу продолжаться?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»