Новости – Общество
Общество
«Теневая» докапитализация на 34 триллиона рублей
Фото: Максим Богодвид/РИА Новости
Бюджетные средства утекают через коммерческие банки, как через решето
18 августа, 2015 17:30
6 мин
Банк России предлагает ужесточить требования к банкам, где госструктуры могут размещать временно свободные средства. В последнее время государственные деньги слишком часто оказывались в кредитно-финансовых организациях, впоследствии лишавшихся лицензии. В итоге средства надолго «повисали в воздухе», не принося государству никакого дохода, а их возврат мог затягиваться на неопределенное время.
Как сетовал Центробанк в конце 2013 года, госструктуры слишком формально подходят к выбору банка для размещения временно свободных средств. «Законодательные требования, соответствие которым необходимо при допуске банков к средствам госструктур, касаются статуса банка и таких параметров, как, например, величина капитала, но это не гарантирует финансовую устойчивость», — отмечалось в письме ЦБ первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову. Позже, уже обращаясь к Дмитрию Медведеву, регулятор снова жаловался, что, несмотря на его рекомендации, деньги госструктур по-прежнему размещаются в неустойчивых организациях. Но каких-либо целенаправленных действий в этой связи ЦБ так и не предпринял.
Лишь после череды отзывов банковских лицензий, сопровождавшихся периодическими нравоучениями со стороны ЦБ, в декабре 2013-го госструктуры частично вывели казенные средства с банковских депозитов, но потом, когда первая волна прошла, чиновники вновь вернулись к гонке за процентами.
Заработать на бюджете
«Размещение государственных средств в частных банках — это попытка оптимально использовать ликвидность и зарабатывать дополнительные средства в случае простоя денег, то есть тогда, когда известно, что необходимость в этих деньгах возникнет через месяц или больше, — поясняет логику чиновников аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко. — Естественно, в крупных госбанках намного ниже ставки, из-за чего квазигосударственные организации и региональные правительства ищут варианты более выгодного приложения капитала».
Проценты по вкладам в частных банках действительно, как правило, выше, чем в государственных, поэтому туда обычно и направляются бюджетные деньги. Однако именно чересчур высокие (относительно среднерыночных) ставки по депозитам почти наверняка свидетельствуют о неустойчивости кредитной организации. И чиновники, очевидно, не могут об этом не знать. Так что вложения в подобные банки могут говорить либо о безалаберном отношении к казенным средствам, либо о личной заинтересованности того или иного должностного лица в негласной поддержке конкретного банка за госсчет.
Фото: Максим Блинов/РИА Новости
Фото: Максим Блинов/РИА Новости
При этом что с деньгами происходит потом, сказать точно никто не может. Но от попадания на биржу они точно не застрахованы. Более того, именно потому, что срок размещения средств, как правило, ограничен несколькими месяцами, банк будет стремиться вложить их в краткосрочные, а значит, высокорисковые финансовые инструменты с максимальной отдачей. Таким образом, банк фактически пользуется государственными средствами как низкопроцентным кредитом для получения значительных спекулятивных прибылей, намного превышающих тот депозитный процент, который в итоге получает бюджет.
О реальных масштабах подобных неявных операций с госденьгами можно только догадываться. По данным «РИА Рейтинг», с 1 апреля 2014 года по 1 апреля 2015 года в банковскую систему страны ежемесячно поступало около 2,8 трлн рублей из государственных источников, а в целом за год более 34 трлн рублей (для сравнения: на официальную программу докапитализации банковского сектора выделен 1 трлн рублей). Сколько из этих денег пошло на спекулятивные рынки и сколько прибыли с этого поимели банки, подсчитать невозможно.
Карман с дыркой
Впрочем, прибыль конкретного коммерческого банка, пусть и нечестно заработанная, не представляет прямой угрозы для сохранности бюджетных средств, а вот его убытки, особенно не отраженные в официальной отчетности, — напротив. Чем больше дыра в банковском капитале, тем неосмотрительнее становится поведение банка в части рисковых инвестиций. И тем выше шансы, что он обанкротится.
Один из последних примеров отзыва лицензии у банка, имевшего в своем распоряжении государственные средства, — история с банком «Российский кредит», где находилось 900 млн рублей, размещенных Фондом социального страхования. Несмотря на то что формально фонд соблюдал все требования к выбору банка-партнера («Российский кредит» был включен в перечень партнеров по итогам тендера), а сам банк занимал 45-е место среди крупнейших кредитно-финансовых организаций страны, всего через пару месяцев после получения этого вклада он лишился лицензии, и в результате деньги фонда канули в неизвестность.
Этот случай не единичный. В Инвестбанке, лишившемся лицензии в 2013 году, надолго «зависло» 150 млн рублей из бюджета Калининградской области и 400 млн рублей пенсионных накоплений от НПФ «Индустриальный», а в АМБ-банке, потерявшем лицензию менее месяца назад, находилось 75 млн рублей госкомпании «Росатом» и подконтрольной ей «ВНИИЭФ-гарант».
Деньги могут не вернуться
Из каких средств будут компенсированы потери госструктур, связанные с банкротствами выбранных ими кредитно-финансовых организаций, никогда нельзя сказать наверняка. Более того, даже сам по себе возврат денег отнюдь не гарантирован. Госструктуры не являются кредиторами первой очереди, а значит, если после банкротства банка от его активов что-то и останется, то, скорее всего, это «что-то» все равно до них не дойдет. Система страхования вкладов здесь тоже бессильна, поясняет главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов: под ее действие подпадают вклады физических лиц, а государственные средства размещаются только на счетах юридических лиц, а следовательно, не застрахованы.
Некоторые эксперты не исключают, что такая «потеря» госденег может быть не случайной, а вполне запланированной — с целью «отмывания» средств или, например, вывода капитала. И как же борется с этим Центробанк? Исключительно в устной форме. Недавно регулятор предложил в качестве дополнительных критериев при отборе банков-партнеров учитывать их рейтинги и аудированную отчетность, а не только размер капитала, как это происходит сейчас. Разработкой новых критериев намерен в обозримом будущем заняться Минфин. А пока министерские чиновники трудятся над составлением новых правил, а регулятор, похоже, и вовсе успокоился до следующего раза, когда рухнет очередной «российский кредит», госсредства продолжают свободно ходить «по частным рукам».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости