Новости – Общество
Общество
Тегеран просит оружие у Москвы
Танк Т-90. Фото: Sam Panthaky / AFP
Военная помощь Ирану полностью отвечает геополитическим интересам России
16 февраля, 2016 17:00
7 мин
Избавившаяся от санкций Исламская Республика Иран (ИРИ) стремится обезопасить себя от возможной военной агрессии. Несмотря на выполнение пунктов ядерной сделки, Тегерану продолжают угрожать США, Израиль и Саудовская Аравия. В такой ситуации РФ может стать эксклюзивным партнером в области поставок вооружений. На переговоры по военно-техническому сотрудничеству в Москву прибыл министр обороны Ирана Хосейн Дехган.
Он проведет встречи с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, помощником президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимиром Кожиным и министром обороны Сергеем Шойгу. Не исключено, что глава Минобороны Ирана побеседует и с Владимиром Путиным.
Визит Дехгана официально не афишируется, и это обстоятельство лишь подогревает интерес. Нежелание светиться перед камерами косвенно свидетельствует о том, что министр прибыл решать неотложные и очень важные вопросы, а не сыпать перед журналистами пустыми декларациями. По данным «Коммерсанта», Дехган собирается говорить о поставках вооружения на $8 млрд.
Сергей Шойгу и Хосейн Дехган
Сергей Шойгу и Хосейн Дехган. Фото: Вадим Савицкий / РИА Новости
Большие аппетиты Тегерана
Как сообщают информационные агентства, Тегеран заинтересован в широчайшем спектре военной техники. Иран хочет обновить авиационный парк за счет истребителей Су-30СМ поколения 4++, учебно-боевых самолетов Як-130 и вертолетов семейства Ми-8 и Ми-17. Также у Тегерана есть желание приобрести российские береговые мобильные ракетные комплексы «Бастион», которые будут оснащены сверхзвуковой противокорабельной ракетой «Яхонт».
Интерес вызывают и надводные корабли класса фрегат, дизель-электрические подводные лодки. Из наземной техники иранской армии понадобятся танки Т-90 и системы ПВО (ЗРК С-300 и «Бук»). Директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко считает, что Тегеран в первую очередь стремится создать комплексную эшелонированную систему противовоздушной обороны. По его мнению, для этого ИРИ как раз понадобятся отечественные зенитные ракетные комплексы и истребители.
Коротченко уверен, что Россия для персов — «безальтернативный партнер». С 1980-х Иран пытается построить собственный высокотехнологичный оборонно-промышленный комплекс. Российские эксперты подвергают сомнению декларируемые успехи иранских конструкторов. Причина в том, что произведенная в ИРИ военная техника фактически является аналогом советского, китайского или западного вооружения. По-настоящему уникальных разработок у Тегерана нет.
Из-за международной изоляции иранская армия оказалась лишена современных образцов оружия. В текущих условиях помочь республике в масштабной модернизации военной техники может только Россия и частично Китай. Как пишет «Коммерсантъ», Тегеран стремится локализовать производство Су-30СМ и Т-90. Также ИРИ требуется ремонт истребителей МиГ-29, бомбардировщиков Су-24МК и подводных лодок.
У Ирана большие аппетиты, но денег на их удовлетворение пока нет. Запад душил иранскую экономику с 1979 года. Особенно тяжелыми были последние пять лет, когда в республике заметно упал объем выручки от экспорта углеводородов. По расчетам экономистов, чтобы привести экономику ИРИ в нормальное состояние, понадобится как минимум несколько лет. Кроме того, ситуация осложняется низкими ценами на нефть.
В данный момент у ИРИ нет возможности в полной мере оплачивать поставки российских вооружений. В связи с этим руководство республики рассчитывает получить у Москвы кредит. Однако Россия находится не в той ситуации, чтобы пренебрегать финансами даже ради долгосрочной выгоды. Персы — крайне сложные и неуступчивые переговорщики. Двум государствам предстоит пройти большой путь, чтобы прийти к компромиссу.
Еще одним препятствием для успешного российско-иранского сотрудничества является резолюция Совета Безопасности ООН №2231, принятая 20 июля 2015 года. Документ предполагает контроль Совбеза за передачей Ирану вооружений. Также резолюция обговаривает возвращение санкционного режима в случае нарушения условий соглашения по ядерной программе.
Не повторять ошибок
Политика России в отношении Ирана не всегда отличалась прагматизмом. Отечественная дипломатия несколько раз поддавалась на уловки западных коллег, стремившихся поменять политический режим в ИРИ. В 1990-е поставки оружия в Иран (МиГ-29, Су-24, авиационные и противотанковые ракеты, БМП-2 и Т-72, подводные лодки проекта 877ЭКМ) стали одним из факторов спасения отечественной «оборонки».
Но в 1995 году премьер РФ Виктор Черномырдин и вице-президент США Альберт Гор договорились о том, что Москва больше не будет заключать с Тегераном новых контрактов на поставки обычных вооружений. Россия не успела реализовать взятые на себя обязательства в полном объеме и недополучила $2 млрд. Кроме того, Москва была вынуждена отказаться от продажи запчастей к военной технике.
В 2000-е Владимир Путин начал исправлять ошибки ельцинской эпохи. Наша страна возобновила с Тегераном военно-техническое сотрудничество. Российские предприятия экспортировали в Иран самолеты (МиГ-29, Су-24МК, Су-25УБК и Су-25УБТ), вертолеты (Ми-171Ш и Ми-17), ЗРК («Тор-М1»), управляемые артиллерийские снаряды («Краснополь-М»). Своего апогея российско-иранская дружба достигла в 2007 году, когда была заключена договоренность о поставке пяти дивизионов С-300.
9 июня 2010 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1929, запрещавшую передачу ИРИ обычных вооружений (ракетные системы, танки, штурмовые вертолеты, боевые самолеты и корабли). Документ не распространял действие на зенитные ракетные комплексы. Но Дмитрий Медведев, занимавший тогда пост президента РФ, решил сделать реверанс в сторону западных коллег и аннулировал контракт с Тегераном стоимостью $800 млн.
После этого Иран подал к «Рособоронэкспорту» судебный иск в Женеву, потребовав компенсацию в несколько миллиардов долларов. В середине апреля 2015 года Владимир Путин отменил указ Медведева. Иран отказался от претензий и в скором времени получит обещанные дивизионы С-300 с улучшенными тактико-техническими характеристиками.
Москва набила достаточно шишек, чтобы в очередной раз прекращать поддерживать хорошие отношения с ИРИ. В Израиле и Саудовской Аравии Иран считают хулиганом, а Вашингтон жаждет реванша за потерю контроля над богатейшими месторождениями после свержения шаха Мохаммеда Реза Пехлеви в 1979 году. Сейчас на Ближнем Востоке эта страна выполняет функцию главного противовеса антироссийским силам.
В середине 2015 года Москва и Тегеран сколотили негласную коалицию. Иранские солдаты и ополченцы при поддержки российских ВКС ведут войну против ДАИШ. Как полагают востоковеды, на сирийском фронте иранцы в первую очередь спасают свою государственность. Но как бы то ни было, в настоящее время Иран — прямой военный союзник РФ. Любая военная российская помощь Тегерану будет весьма кстати.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости