«Ему похлопали — и ребенок счастлив»
Семейные театры, где на одной сцене выступают дети-инвалиды и их родители, находятся под кураторством Министерства труда, занятости и соцразвития области. Фото предоставлено Еленой Колпаковой

Семейные театры, где на одной сцене выступают дети-инвалиды и их родители, находятся под кураторством Министерства труда, занятости и соцразвития области. Фото предоставлено Еленой Колпаковой

Как в Поморье привлекают в театральное творчество семьи с детьми-инвалидами

В Архангельске в молодежном театре Панова с успехом прошел фестиваль семейных театров. В течение трех часов зрители просмотрели семь спектаклей в четырех жанрах. На сцене выступали дети с такими тяжелыми формами заболеваний, что о театральной игре им можно было только мечтать. «Русская планета» узнавала, как в Поморье появились театры, в которых дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата чувствуют себя полноценными актерами.

Семейные театры, где на одной сцене выступают дети-инвалиды и их родители, действуют в семи районных центрах соцобслуживания под кураторством Министерства труда, занятости и соцразвития области. На реабилитацию инвалидов из областного бюджета выделяются деньги по подпрограмме «Право быть равным».

— Сама идея семейных театров не нова, — рассказывает заместитель начальника управления социального развития министерства труда, занятости и соцразвития Архангельской области Елена Колпакова. — Мы подсмотрели ее в 2008 году в Москве, организатором стал руководитель «Театра доброй сказки» Вячеслав Науменко.

Проект разросся до всероссийского потому, что никому и в голову не пришло позвать на сцену детей с особенностями здоровья.

По словам Елены Колпаковой, для эксперимента Поморье в прошлом году отправило одну такую семью на московский семейный фестиваль вне конкурса. Родители и трое детей, а также их друзья так хорошо выступили на сцене, что получили всеобщее признание.

— Мы не делаем акцент на то, что часть участников — это инвалиды, — продолжает Елена Колпакова. — У нас выступают вместе и здоровые, и с особенностями здоровья. Количество участников не ограничено, и на сцене могут появиться до 25 человек.

Количество актеров не ограничено, на сцене могут появиться до 25 человек. Фото предоставлено Еленой Колпаковой

«У наших детей все на лице написано»

Один из организаторов фестиваля — Архангельский опорно-экспериментальный центр. Это заведение, каких в России единицы: и школа, и детский сад, и больница, и профилакторий. Сюда детей-инвалидов приводят на уроки, здесь им делают процедуры, здесь они занимаются творческим развитием и лечебной физкультурой. Всего в центре обучаются порядка 100 человек.

Действуют в центре две театральные студии: «Светлячки» — для дошкольников и «Золотой ключик», который посещают дети школьного возраста. Помогают в занятиях не только педагоги, но и волонтеры, в которых особенно остро нуждаются малыши.

Репетиции проходят прямо на территории центра. Малыши разучивают постановку по маленьким частям, во время занятий. Сейчас они готовятся к новогоднему представлению: репетируют спектакль «Гости в огороде», который готовятся показать своим друзьям и близким. Пока на сцене центра, хотя на фестивале дети имели оглушительный успех. При этом почти все выехали на сцену в инвалидных колясках.

— Сюжет сказки прост, — рассказывает педагог-организатор центра, которая сама пишет сценарии детям, Елена Крысанова. — Девочка Маша приходит поливать свой огород, туда приходят мамы с детками — зайчики с зайчатами, овечки, медвежата, каждого приглашают в гости попробовать «свои» овощи и завершается все это позитивной песенкой.

Дети стараются вовсю, спектакль отточен до тонкостей, что доставляет маленьким артистам неописуемое наслаждение. Особенно счастлив исполнитель роли картошки. Мальчик пока даже не может говорить, но рядом сидит волонтер, она исполняет роль Сударыни Осени: кладет ручку ребенка на специальную кнопку, установленную на кресле, и звучат слова: «Я картошка, я румяна, хороша…» Лицо ребенка, который справился с таким трудным для себя заданием, искрится улыбкой от счастья.

— У наших детей все на лице написано, — радуется за воспитанника педагог. — Вызубрил свою фразу, сказал ее громко и четко, ему похлопали — и ребенок счастлив. Вы не представляете, сколько эмоций у них было, когда они услышали овации в свою честь на сцене театра, где шел фестиваль.

Студия «Золотой ключик» занимается тоже в центре. Участников — 28 человек, поэтому на репетиции им приходится выстраиваться поперек зала, чтобы места хватило всем. Репетировать могут только по выходным либо по вечерам, когда уже на носу выступление. Творчество — исключительно коллективное, хотя и для них Елена Крысанова писала свой сценарий. Причем роль, говорит педагог, прописывала под каждого. Репетиции проходят очень эмоционально. Постановка «Золотой ключик-2» — о том, как с известных событий из жизни кукол прошел год. Все участники стараются, хотя споров хватает. Чаще всего хвалят исполнительницу роли Мальвины — Ксюшу, которая от похвал краснеет и готова порхать. Как и положено, больше всех вызывает споры добрый, но непоседливый Буратино, который и в жизни такой же и очень любит подшутить над друзьями. За репетициями и обсуждениями родители, которые увлекаются больше детей, не замечают, как летит время и с нетерпением спрашивают, когда же следующая встреча. Костюмы и реквизит делают сами.

Семья Боярских, в которой воспитываются трое детей, включая одного ребенка с особенностями здоровья, занимается в студии второй год. Это их в прошлом году вне конкурса отправили в Москву. От них в спектакле играют сразу шесть человек, включая друзей детей.

— Я и мужа в это втянула, хотя он отчаянно сопротивлялся, — смеется мама семейства, Алена Боярская. — Теперь он незаменимый звукооператор на наших постановках. Да, воспитывать ребенка-инвалида — это трудно. Мы и сами с мужем порой валимся с ног, но нельзя же замыкаться в себе! Мы словно заново жить начали после того, как увлеклись театром. Да наши дети счастливы на этой сцене! И каждый шаг моего ребенка, который дается ему с трудом, я воспринимаю, как личную победу.

«Хотелось радоваться, а не жалеть»

О целительном влиянии театра на людей написано много трудов. Знаменитый педагог Антон Семенович Макаренко использовал театр для реабилитации трудных подростков. В Архангельском центре специальных исследований не проводили — лица заинтересованные — но в благотворном влиянии выступления детей-инвалидов на сцене не сомневаются.

Руководители студий в благотворном влиянии выступления детей-инвалидов на сцене не сомневаются. Фото предоставлено Еленой Колпаковой

— Творческая деятельность — это не лечение, — объясняет заведующая отделением восстановительного лечения Архангельского опорно-экспериментального центра Светлана Зиновьева. — Творческая деятельность позволяет адаптироваться в социуме, реализоваться в обществе. Все мы прекрасно понимаем, что даже обычный ребенок, если поместить его в однообразную среду и лишить общения, будет страдать от этого, у него тоже появятся комплексы. Что касается наших воспитанников, то мы замечаем, что они становятся более отзывчивыми, доброжелательными. Они, как и все обычные дети, готовы реализовать себя в любом виде творчества! Еще одно мое наблюдение: у нас есть молодежный клуб «Ю-Тайм», куда приходят молодые люди-инвалиды, которые не получали всего комплекса реабилитации, включая творческую составляющую. И проблем у них гораздо больше.

Вероника, жительница Северодвинска, воспитывает маленькую дочь и в театральную студию они попали недавно.

— Долго я сомневалась, — рассказывает женщина. — А потом увидела, что там и общаются все по-другому, и на репетиции книжки по медицине приносят, и о новых методах лечения рассказывают, — столько всего полезного, а я дома сидела… Как она сейчас гордится мной, когда я вместе с ней выхожу на сцену! Конечно, это очень здорово, что реабилитации детей-инвалидов сейчас государство уделяет такое внимание!

В том, что отношение окружающих к людям с особенностями здоровья меняется, согласны и в Министерстве соцразвития области.

— Знаете, у нас в жюри на фестивале семейных театров находились профессионалы, — рассказывает Елена Колпакова. — И директор колледжа культуры, и народная артистка. Оценивали всех одинаково, независимо от того, выступали на сцене родители со здоровыми детьми или инвалидами. И вы бы видели, как аплодировал зал детям, выехавшим на сцену на колясках! Нам хотелось радоваться вместе с ними, а не жалеть!

«Проси Николу, а уж он Спасу скажет» Далее в рубрике «Проси Николу, а уж он Спасу скажет»В каких случаях молятся святому Николаю Чудотворцу и как он помогает

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»