«Тайн в этой истории пока больше, чем фактов»
Аркадий Тарасов.  Фото: Алексей Совертков/ «Русская планета»

Аркадий Тарасов. Фото: Алексей Совертков/ «Русская планета»

Историк Аркадий Тарасов, обнаруживший легендарный колокол «Голубь», будет искать следы его долгого путешествия на Украине

Профессия историка в наши дни ассоциируется в основном с кабинетными штудиями и небольшими открытиями — специалисты чаще отыскивают в архивах малоизвестные факты, чем находят крупные и значимые памятники или произведения искусства. Однако правило это не абсолютно: и в наши дни находятся те, кто — совершенно неожиданно — отыскивает предметы, чья история поистине легендарна. Летом 2015 года кандидат исторических наук, старший преподаватель исторического факультета МГУ Аркадий Тарасов обнаружил на колокольне Никольского кафедрального собора Оренбурга знаменитый и числившийся давно утерянным колокол «Голубь». Он был отлит по заказу Ивана Мазепы — украинского гетмана, долгое время являвшегося одним из ближайших сподвижников Петра I, а затем предавшего русского царя и тайно перешедшего на сторону шведского короля Карла XII. Сам Тарасов, правда, утверждает, что нашел колокол случайно — помогла, скорее, обширная эрудиция, нежели глубокий анализ. «Русская планета» расспросила историка о том, чем «Голубь» знаменит и отдадут ли его теперь Украине.

— Что это за колокол? В чем его важность для исторической науки?

— Я бы выделил четыре обстоятельства. Прежде всего, не так уж и много старинных колоколов дошло до нашего времени. А «Голубь» — это колокол, созданный знаменитым украинским мастером-литейщиком конца XVII — начала XVIII веков Карпом Балашевичем. Этот мастер отливал не только колокола, но и пушки, при этом большая часть его творческого наследия не сохранилась. Во-вторых, «Голубь» обладает огромной художественной ценностью: некоторые специалисты называют его шедевром, другие как минимум считают одним из значительнейших памятников колокольного дела Украины того времени. Его внешний вид сам по себе весьма примечателен. Третье обстоятельство — «Голубь» отлит по заказу Ивана Мазепы, гетмана, чье имя известного каждому школьнику и в России, и на Украине. Возможно, заказ колокола последовал в связи с важным для Мазепы Карловицким мирным договором или шестидесятилетием гетмана. Наконец, самое важное: на «Голубе» изображена фигура человека в жупане и с булавой в руке. Фигура расположена рядом с гербом Мазепы, находящимся в картуше. Очевидно, это изображение гетмана, причем оно может интерпретироваться как его настоящий прижизненный портрет.

Колокол работы Карпа Балашевича

Колокол работы Карпа Балашевича. Отлит в 1699 году. Фото: wikipedia.org

— То есть речь идет о реалистичном портрете? Не об условном, как обычно бывает на парсунах или иконах?

— Портрет, конечно, довольно обобщенный, и все же можно говорить о том, что определенные черты лица там переданы. Он вполне позволяет сделать выводы об облике изображенного человека. В последние годы на Украине проводились масштабные исследования по установлению внешности Ивана Мазепы, предпринимались экспертизы сохранившихся изображений гетмана, их сопоставление с его словесными описаниями. Сложность в том, что существующие портреты Мазепы зачастую противоречат друг другу. Некоторые из них создавались уже после его смерти, не с натуры, хотя, конечно, они могут повторять более ранние портреты, где был запечатлен реальный Мазепа. О других портретах идет спор: судя по всему, на них и вовсе изображены другие люди, например гетман Сапега. К настоящему времени исследователи более или менее сошлись в том, как выглядел Мазепа, причем в разные периоды его жизни. «Голубь» может дать представление о внешности Мазепы на момент отлития колокола, в 1699 году, когда гетману было шестьдесят лет. Но первоочередная задача — доказательство тождества Ивана Мазепы и фигуры, изображенной на колоколе.

— В тот период Мазепа позиционировал себя как защитника православия и покровительствовал церковным мастерам. В чем художественные особенности этого колокола?

— Колокол богато декорирован — и в верхней части, и в нижней. Орнамент разнообразный: здесь и простые валики, и растительные мотивы, и даже пояс, состоящий из ангельских головок. Особый интерес на боках представляют фигура голубя, по которой колокол и получил свое название, имя мастера в картуше, гетманский герб Мазепы и упомянутая фигура в жупане. Кроме того, на колоколе имеется круговая двухстрочная надпись, согласно которой он отлит по заказу Ивана Мазепы в городе Глухове (где и жил Балашевич) для церкви Воскресения Христова в городе Батурине. Церковь Воскресения — это патрональная церковь Мазепы, Батурин же являлся гетманской столицей.

— Считается, что «Голубь» был вывезен из Батурина петровскими войсками?

— Действительно, логично предположить, что колокол был увезен московскими войсками после взятия Батурина в 1708 году вместе со всей тамошней артиллерией, а потом как-то оказался под Черниговом. Однако пока никаких доказательств у нас нет. Это можно попытаться установить. Предстоит кропотливая архивная работа, и где-то может всплыть какое-нибудь упоминание о его судьбе.

— Это ведь не первый раз, когда этот колокол теряют и вновь обретают, верно?

— Да, совершенно верно. В начале ХХ века колокол находился в Домницком монастыре под Черниговом, никем не опознанный, примерно так, как это было сейчас в Оренбурге — висит себе и висит. В 1927 году на него обратил внимание местный этнограф Борис Пилипенко: он его выделил среди других колоколов, атрибутировал. Вскоре из монастыря «Голубь» перевезли в Черниговский краеведческий музей, дали инвентарный номер, составили описание. А потом он вновь исчезает, причем утверждать, когда именно это произошло, пока невозможно. Предположительно, он пропал в годы войны. Если версия верна, тогда его, скорее всего, отправили в эвакуацию как культурное достояние. Либо он исчез еще до войны, в 1930-е. По крайней мере некоторые украинские исследователи предполагали ранее, что он мог быть отправлен на переплавку в годы борьбы с церковью. Между Черниговом и Оренбургом более полутора тысячи километров по прямой. Дорога неблизкая, и обстоятельства этого пути тоже предстоит выяснить.

— А известно, когда и как он оказался в Оренбурге?

— Нет. Это еще одна тайна, связанная с «Голубем», и тайн в этой истории, к слову, пока больше, чем фактов. С одной стороны, сохранились архивные сведения о том, что Никольскому собору Оренбургской епархии должны были передать колокола. До войны он ведь был закрыт, а с 1945 года в нем стала возрождаться церковная жизнь, вот тогда-то туда должны были отправить колокола, и есть документация, где сей факт подтвержден. При этом из документов не следует, что речь идет именно о «Голубе». И тут снова загадка: в известных мне описях собора, по крайней мере до начала 1960-х годов, нет упоминаний о каких-либо колоколах вообще. Теоретически их, конечно, могли обойти стороной при описании имущества, но это маловероятно. Стало быть, он мог оказаться там и после 1960-х.

— А где же он был все это время?

— Это тайна, покрытая мраком. Нельзя забывать, что «Голубь» тогда уже не использовался для служебных целей и вполне мог стоять где-то на задворках. Сейчас начинается только первый этап исследовательской работы по выяснению его истории. Обнаружение ведь было совершенно случайным. Не велось никаких предварительных исследований, не было зацепок, позволяющих предположить место нахождения колокола, после чего в Оренбург бы отправилась экспедиция, уже имеющая рабочую гипотезу. Ничего такого не было — мы нашли его совершенно случайно.

— Как это произошло?

— Я сотрудничаю с еженедельным журналом «Православные храмы. Путешествие по святым местам», каждый номер которого посвящен какому-либо одному храму Русской православной церкви. Для подготовки очередного номера я и фотограф Дмитрий Линников, коллега по МГУ, отправились в командировку, чтобы собрать материалы и сделать снимки Никольского собора Оренбурга: вид с колокольни, самой колокольни, кадры вокруг и внутри храма. Был конец мая этого года. И вот в самом конце съемки, когда мы с фотографом спускались с верхнего яруса колокольни, на нижнем ярусе я обратил внимание на пару старинных колоколов. На одном из них в глаза бросилась крупная надпись. С того места, на котором мы остановились, вполне можно было разглядеть, что колокол отлит в Глухове для Батурина, а также читалось имя Ивана Мазепы. Фотограф сделал несколько снимков. Поскольку съемочный день подходил к концу, усталость одолевала и внимание притупилось, мне не пришло в голову, что можно попробовать забраться выше по лестнице и попробовать снять оттуда другие части колокола и надписи. По возвращении в Москву я стал изучать материалы и фотографии, даже не предполагая, что это может быть тот самый «Голубь»: он расположен на колокольне таким образом, что изображение голубя, гетманский герб и фигура гетмана видны с тех точек на лестнице, мимо которых мы проскочили. В журнале «Православные храмы» я так и написал: по стилистическим особенностям старинный колокол в Оренбурге напоминает знаменитый «Голубь», ныне пропавший шедевр украинского колокольного дела; возможно, оба колокола изначально предполагались для одной церкви, и как попал в Оренбург колокол, предназначавшийся для Батурина, остается загадкой. В конце июня выпала возможность съездить в Оренбург еще раз. 27 июня я специально осмотрел колокол со всех сторон и наткнулся на голубя, фигуру в жупане, герб. Только тогда-то мне все стало ясно.

Аркадий Тарасов

Аркадий Тарасов. Фото: Алексей Совертков/ «Русская планета»

— Как вы думаете, предпримет ли украинская сторона попытки вернуть колокол туда, где он был создан?

— Учитывая нынешние сложные отношения между нашими странами, думаю, сейчас этот вопрос обсуждаться не будет. Может быть, последуют контакты между представителями музейной общественности Украины и Оренбургской митрополии РПЦ, не более того. Вряд ли это выйдет на уровень министерств и будет решаться, как, например, решался вопрос о репатриации трофейных ценностей в Германию.

— Читал у кого-то из украинских историков, будто тамошняя школа в XVII веке была сильнее российской.

— Вы имеете в виду школу колокольного литья? Не берусь так утверждать. Для этого необходимо серьезное комплексное исследование обеих традиций. Но, безусловно, следует принять во внимание, что самостоятельная литейная традиция на Украине до второй половины XVII века выявляется с известными оговорками, а в России самобытные колокола отливались уже в XVI столетии.

— Где можно будет найти ответы на вопросы о таинственном путешествии колокола?

— Прежде всего, нужно изучать документы в Государственном архиве Оренбургской области, чтобы установить время, когда он появился в Оренбурге. Зацепка, которая у нас есть, это задокументированное решение передать собору какие-то колокола после войны. Работа в Черниговском областном архиве может дать ответ на вопрос о судьбе колокола после его попадания в местный музей. Но надо учитывать плохое состояние тамошних архивных фондов довоенного времени. Что-то может обнаружиться и в центральных архивах, например в Государственном архиве Российской Федерации.

— А почему украинские историки еще не занялись прояснением этой загадки и вообще историей колокола?

— Не то чтобы вовсе не занимались, отдельные работы были. Но тут по народной пословице: на нет и суда нет. Не было колокола — не было и возможности для полноценной исследовательской работы. Сложно изучать историю произведения искусства, которое считалось утраченным. Его даже сфотографировать как следует, во всех деталях не успели. А вот теперь для ученых будет много работы: историки могут изучать «Голубь» с точки зрения обстоятельств его непростой трехсотлетней жизни, искусствоведы — с точки зрения художественных особенностей, представители естественных наук — с позиции характеристик металла, звучания, геометрических параметров.

— Вы сами будете изучать его историю или постараетесь привлечь к работе коллег?

— Ну, я не дракон на золоте. Конечно, лучше, если сейчас появятся и другие желающие его исследовать. Мне и самому было бы тоже интересно заняться его историей, но для этого необходимо осуществить ряд поездок — работать в архивах Оренбурга и Чернигова. Может быть, что-то есть и в архивных фондах Киева.

— Думаете, вам легко будет попасть в украинские архивы?

— Хороший вопрос, учитывая нынешние реалии. И все-таки граница не на замке, и если заручиться поддержкой (более чем уверен, что коллеги с Украины дадут необходимые рекомендации), то это возможно. Сложнее найти средства на эти поездки, ведь их потребуется немало. Словом, найти колокол было легче всего, труднее отыскать следы его путешествий. 

Как изменялся курс рубля за четверть века Далее в рубрике Как изменялся курс рубля за четверть века25 лет назад в Советском Союзе был введен коммерческий курс рубля

Комментарии

26 октября 2015, 15:22
Что еще раз доказывает о глубокой исторической связи России с Украиной. Очень жаль, что новая украинская власть так старательно разрывает все эти тонкие ментальные нити, которые строились и связывали нас сотни лет.
26 октября 2015, 16:42
Не случайно этот колокол именно сейчас "нашелся", во времена конфликта и раскола на Украине...! Да и история гетмана Мазепы, предавшего Россию, тоже очень показательна...!
27 октября 2015, 16:49
Довольно странно, что Церковь, анафематствовав Мазепу - а анафема произносилась во всех церквах - не обеспокоилась об уничтожении его изображений и имени на церковной утвари! Неужели руководство епархии и настоятель храма, где висел колокол, не знали о текстах и изображениях на нем? И это было все перед глазами звонаря при каждой служьбе ведь! Как-то нескладно. Мазепа ли это?
27 октября 2015, 17:33
Хохлы скоро сдадут все купола и колокола на цветмет и начнут снова деревянные идолы Перуна вырезать из дерева))
28 октября 2015, 09:26
Ошибаетесь. Дерево всё на дрова уйдет, так что лепить будут из земли, если американцы разрешат "украм" их землей пользоваться...! ;-)
28 октября 2015, 12:55
Значит. хохлы будут идолов из глины лепить! Глину то пока сдавать некуда,а чернозем украинский еще фашисты в 1943 году вырезали и с собой увезли
28 октября 2015, 09:23
Вот подскажите мне - что это за трактовка тапкая: "...«Голубь» — это колокол, созданный знаменитым украинским мастером-литейщиком конца XVII — начала XVIII веков Карпом Балашевичем. .."???
О каких-таких "украинцах" того времени вообще идёт речь?!?
Не было в те времена ни украинцев, ни Украины! Была Российская Империя, а до неё - Русь!!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»