Танки Победы
Готовые танки Т-34 в цехе ЧКЗ. Фото: Фотохроника ТАСС

Готовые танки Т-34 в цехе ЧКЗ. Фото: Фотохроника ТАСС

Выдающиеся боевые машины, которые помогли победить Гитлера

Победа в войне создавалась не только на поле боя, но и в конструкторских бюро — вступив в Великую Отечественную со скромным набором видов бронированной техники, советская армия вынуждена была перевооружаться на ходу. Созданные в рекордно короткие сроки и сумевшие сломать хребет немецкому панцерваффе, эти машины стали легендами.

КВ-2

Тяжелый танк из серии, названной в честь наркома оборона СССР Климента Ворошилова, изначально разрабатывался для другой войны — советско-финской. Необходимость создания мощной, хорошо защищенной боевой машины стала очевидна во время бесплодных попыток прорвать укрепления линии Маннергейма. КВ-1, вооруженного 76,2-миллиметровой пушкой, было недостаточно: требовался танк, способный бороться с дотами, дзотами и другими фортификационными сооружениями.

Для решения этой задачи были привлечены два конструкторских бюро: КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ) и артиллерийского АОКО (завод №172 им. Молотова). На разработку проекта было отведено всего несколько дней: конструкторов перевели на казарменное положение. Работая по 16–17 часов в сутки, они сумели в течение двух недель, к январю 1940 года, представить проект машины. А уже в феврале был изготовлен опытный образец.

По первоначальному проекту в качестве вооружения для обновляемого танка рассматривалась 152-мм гаубица образца 1909/30 годов. Однако 152-мм гаубица образца 1938 года, известная под названием М-10, имела намного лучшие огневые характеристики: ее бронебойный снаряд массой 52 кг с начальной скоростью 436 м/с пробивал броневую плиту толщиной 72 мм на дистанции 1500 м. Кроме того, она могла специальными бетонобойными снарядами массой 40 кг разбивать железобетонные укреплениями. Правда, установка такой гаубицы потребовала разработки новой башни — больших размеров, чем у КВ-1. Экипаж нового танка состоял из шести человек: в отделении управления размещались командир, механик-водитель и радист-пулеметчик с пулеметом ДТ, в башне — наводчик, заряжающий и замковый, закрывавший замок орудия.

Помимо гаубицы, КВ-2 был оснащен тремя 7,62-мм танковыми пулеметами ДТ: один из них был спарен с гаубицей, другой располагался в шаровой опоре кормовой стенки башни, третий — слева от механика-водителя, в лобовом листе подбашенной коробки. Танк получил новый двигатель: после доработки дизель В-2К имел большую мощность 600 лошадиных сил. Правда, это не дало значительного повышения характеристик — из-за новой башни танк весил почти на 10 тонн больше (его боевая масса равнялась 52 тоннам. — РП), и прирост мощности мотора компенсировался возросшей массой. Зато КВ-2 отличался на редкость хорошей защитой: бронекорпус с толщиной лобовых и бортовых плит от 75 мм, не пробивался из подавляющего большинства существовавших в то время противотанковых орудий.

Советский тяжелый танк КВ-2

Советский тяжелый танк КВ-2. Фото: waralbum.ru 

Немцев неуязвимость КВ-2 поражала. Отметим, что КВ-1 и КВ-2 были первыми танками, принявшими участие в боевых действиях. Так, к 22 июня 1941 года в частях Северо-Западного фронта имелось 57 тяжелых танков КВ, из них 18 КВ-2. «Группе «Раус» удалось удержать свой плацдарм, но в полдень, получив подкрепление, противник контратаковал на левом фланге в северо-восточном направлении на Расеняй и обратил в бегство войска и штаб 65-го танкового батальона, — писал 23 июня 1941 года в своем дневнике немецкий танкист, участник боев под Расейняем. — В это время русский тяжелый танк перерезал путь, связывавший нас с группой «Раус», и связь с этой частью отсутствовала в течение всего дня и последующей ночи. Для борьбы с танком была направлена батарея 88-мм зенитных орудий. Атака оказалась такой же неудачной, как и предыдущий бой с батареей 105-мм гаубиц. Ко всему прочему, попытка нашей разведгруппы подобраться к танку и сжечь его зажигательными бутылками провалилась. Группе не удалось подобраться на достаточно близкое расстояние из-за сильного пулеметного огня, что вел танк».

КВ-2 серийно выпускался на ЛКЗ до июля 1941 года. Большая часть этих танков была уничтожена во время отступления Красной Армии. Уцелевшие танки воевали в течение нескольких последующих лет. Начиная с 1943 года, часть их была переделана в ремонтно-эвакуационные машины: к тому времени ходовые качества танка морально устарели. Из трехсот с лишним танков КВ-2 до нашего времени уцелел лишь один – он находится в Центральном музее Вооруженных сил.

T-34

Самый массовый средний танк Второй Мировой войны, предназначенный для боя на средних и ближних дистанциях, серийно выпускался с 1940 года. Он был разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183. Благодаря мощному дизельному двигателю авиационного типа В-2 и широким гусеницам, «тридцатьчетверка» обладала высокой подвижностью и была эффективной в маневренном бою. При относительно небольшой толщине брони углы наклона бронелистов были выбраны настолько удачно, что давали дополнительную прочность при попаданиях снарядов. А необычайно высокая удельная мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе — РП) давала танку Т-34 преимущества в проходимости и маневренности.

Удачная конструкция танка обеспечивала Т-34 надежную защиту от снарядов, мощное вооружение и надежную ходовую часть. Первоначально танк оснащался 76-мм пушкой Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра. С февраля 1941 года наряду с Л-11 стали устанавливать 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с этой пушкой. Экипаж Т-34 состоял из четырех человек: командира, механика-водителя, заряжающего и радиста.

Высокая технологичность конструкции позволила наладить серийное производство Т-34 на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развернуто на мощных машиностроительных заводах Урала и Сибири, и продолжалось в послевоенные годы. Ведущим заводом по модифицированию Т-34 являлся Уральский танковый завод № 183. Всего в годы войны было выпущено более 52 тысяч танков Т-34, которые приняли участие практически во всех крупных сражениях войны.

В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. Сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни были заменены более простой литой шестигранной башней. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. На основе танка создавались различные модификации — например, Т-34-57 — танк-истребитель, вооруженный 57-мм пушкой ЗИС-4 (некоторое количество таких танков успешно показало себя в битве под Москвой — РП) огнеметный танк ОТ-34 (ТО-34), а также несколько самоходных артиллерийских установок.

Советский Танк ИС-2 у Бранденбургских ворот

Советский Танк ИС-2 у Бранденбургских ворот. Фото: Фотохроника ТАСС

ИС-2

Этот советский тяжелый танк, получивший название в честь Иосифа Сталина, выпускался в 1943–1953 годы. Он был самым мощным и бронированным из советских танков того времени и одним из сильнейших танков в мире. Своим рождением он обязан битве под Курской дугой: самое крупное танковое сражение Великой Отечественной войны продемонстрировало превосходство немецкой бронетехники над советской. «Тридцатьчетверки» не могли противостоять «Тиграм», требовались более тяжелые и обладающие более мощным вооружением машины. Новую модель, которую разрабатывали сотрудники КБ Котина и конструкторы завода № 9, оснастили 122-мм пушкой. Выбор орудия определялся как хорошими бронебойными качествами — оно пробивало 160-мм броню немецких танков с дистанции в 1000 метров — так и широкими возможностями ее промышленного производства. Лобовая броня со спрямленным носом давала лучшую защиту: она выдерживала прямое попадание 88-мм немецкого бронебойного снаряда с расстояния в километр, одновременно позволяя избежать существенного увеличения массы танка. Корпус танка сваривался из катаных броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. Его конструктором удалось добиться гармонии между мощной защитой и относительно невысокой массой: ИС-2 весил 46 т, но был защищен гораздо лучше, чем «Пантера», весившая 44,8 т и даже 55-тонный «Тигр I».

В дальнейшем танк подвергся нескольким важным улучшениям. Одной из главных проблем был низкий темп стрельбы (2–3 выстрела в минуту) и скромный боекомплект (28 снарядов). В 1944 году эта проблема была решена путем замены орудия: ИС-2 оснастили усовершенствованной пушкой Д-25Т с новой казенной частью. Конструкторы собирались увеличить и бронебойность снарядов, однако с лета 1944 года качество брони немецких «Пантер» ухудшилось, что сделало их более уязвимыми для наших снарядов, и проблема решилась сама собой: ввиду недостатка марганца броню «Пантер» стали отливать из высокоуглеродистой стали, легированной никелем и отличавшейся повышенной хрупкостью.

Первой частью, которая использовала ИС-2 в бою, была 11-я гвардейская отдельная тяжелая танковая бригада. Хорошая защита танков сократила потери — так, в апреле 1944 года, во время боев на юге Украины, 72-й гвардейский отдельный танковый полк 20 дней сражался с противником, потеряв всего восемь танков этого типа. Один ИС-2, например, выдержал пять прямых попаданий из 88-мм орудия немецкой тяжелой самоходной установки СУ-88 «Фердинанд»/«Элефант» с дистанции в 1,5–2 км. В одном из самых известных боев с участием этих танков — во время сражения за Сандомирский плацдарм на Висле (август 1944 года — РП.) — они противостояли грозным «Королевским тиграм». Ведя огонь с дистанции 600 метров, ИС-2 уничтожили 4 «Королевских тигра» и повредили еще 7. Потери советских войск составили 3 уничтоженных и 7 поврежденных танков этого типа. 

«Настоящие мужики – это наши!» Далее в рубрике «Настоящие мужики – это наши!»Ансамбль народной песни «Белое злато» о настоящем и ненастоящем фольклоре, современной молодежи и правильных мужчинах

Комментарии

05 мая 2015, 16:06
под Рассеняем был КВ-1
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»