Табор уходит в землю
Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Российский авторынок упал на четверть — москвичи пересели на метро

Продажи легковых автомобилей в России в январе 2015 года упали на 24,4% (то есть почти на четверть) по сравнению с январем 2014­ года, сообщила 9 февраля Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Предположение о том, что россияне из-за кризиса пересаживаются с машин на метро, подтверждает и статистика транспортных «пробок».

Десятка самых продаваемых машин в январе выглядит так:

1. Hyundai Solaris — продано 8217 штук.

2. Lada Granta — 7737.

3. KIA Rio (последнего поколения) — 5177.

4. Renault Logan — 3366.

5. Volkswagen Polo — 3324.

6. Lada 4x4 — 2948.

7. Datsun on-DO — 2933.

8. Renault Duster — 2743.

9. Lada Kalina — 2526.

10. Nissan Almera — 2261.

В январе 2015 года было продано 115 390 «легковушек», хотя в предыдущем месяце — 270 653. «Если в декабре у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье, — комментирует статистику Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ. — Особенность нынешней ситуации заключается в том, что запасы автомобилей производства 2014 года по низкой цене почти распроданы, и намного раньше, чем обычно. В то же самое время, следуя колебаниям курса, цены на автомобили производства нового года увеличились значительно больше, чем обычно».

Январь был провальным, но осень — из-за ажиотажной скупки товаров, вызванной обвалом рубля, — благоприятной для автодилеров. График ниже, представленный 9 февраля в докладе консалтинговой компании PwC об автомобильных итогах 2014 года, показывает, как продажи машин реагировали на политические и экономические события года.

Источник: оценка PwC

Источник: оценка PwC

По итогам 2014 года Россия оказалась восьмым авторынком мира — за год продано около 2,3 млн машин. Но, в отличие от остальных семи, продажи в России упали сильнее всего  — на 10,2%.

Крупнейшие автомобильные рынки мира

Источник: оценка PwC

Источник: АЕБ, оценка PwC

Выиграют в кризис те автопроизводители, которые смогут лучше локализовать модели, то есть изготавливать их по максимуму из российских деталей, без импорта. Это поможет сдержать цены и выиграть борьбу за кошельки россиян. PwC провело собственное исследование того, насколько повысились цены на модели разных брендов. В целом, сильнее всего подорожали американские машины — из-за укрепления доллара к рублю. Меньше всего увеличились цены российских и корейских машин — наиболее продаваемые модели полностью или почти полностью собираются из российских комплектующих (см. график ниже).

Рост средних цен автомобилей по некоторым брендам c сентября 2014 года по середину января 2015

Для анализа использовались несколько самых продаваемых автомобилей каждого бренда и данные по росту усреднялись по каждому из брендов. Использовались фактические цены дилеров с учетом специальных предложений. Источник: PwC

Для анализа использовались несколько самых продаваемых автомобилей каждого бренда и данные по росту усреднялись по каждому из брендов. Использовались фактические цены дилеров с учетом специальных предложений. Источник: PwC

Что касается китайских машин, то Сергей Литвиненко, директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России, пока оценивает их перспективы сдержанно. И это несмотря на то, что Пекин теперь является политическим союзником российского государства, качество машин из КНР растет, а россияне беднеют и поэтому могут начать присматривать к дешевым машинам. «Хотя китайские компании вкладывают деньги в российский рынок, их заводы в России еще не готовы. Есть завод "Дервэйс" в Черкесске, но там слабая локализация. Возможен даже временный уход некоторых китайских брендов из России», — сказал Литвиненко «Русской планете».

Кроме локализации поддержать падающие продажи может вывод новых моделей и обновление старых. PwC подготовило диаграмму с важнейшими автоновинками 2014–2015 годов.

Примеры некоторых брендов, имеющих сравнительно новый модельный ряд или важные новинки в 2015 году

Примеры некоторых брендов, имеющих сравнительно новый модельный ряд или важные новинки в 2015 году. Источник: PwC

Источник: PwC

В условиях кризиса россияне будут уделять внимание не только марке и характеристикам авто, но и стоимости владения им, полагают в PwC. Поэтому консультанты вычислили среднюю стоимость владения машинами разных классов.

Стоимость владения автомобилем, тысяч рублей / год

Стоимость владения автомобилем, тысяч рублей / год. Источник: PwC

Cтоимость владения для конкретного автомобиля может значимо отличаться в зависимости от конкретных условий его приобретения и эксплуатации. Источник: PwC

Они учли потерю стоимости авто (амортизацию), расходы на топливо, плановое техобслуживание, мойку два раза в месяц, покупку зимней резины, страхование ОСАГО и КАСКО, проценты по кредиту и налоги. Стоимость парковки не учитывалась. Для усреднения предполагалось, что автомобиль приобретен в крупном городе в базовой комплектации с бензиновым двигателем и коробкой-автоматом, эксплуатируется там же (средний пробег 20–26 тысяч километров в год), причем куплен в кредит с первоначальным взносом 50%.

Если пересчитать расходы в более привычные рубли на километры пробега, то получится следующая разбивка по классам:

Класс B (компактный) — 9 рублей на километр.

Класс C (гольф) — 14.

Класс D (средний) — 17.

Класс E (бизнес) — 33.

Компактный кроссовер —16.

Среднеразмерный кроссовер — 20.

Полноразмерный внедорожник (стоимость до 3 млн рублей) — 25.

Полноразмерный внедорожник (свыше 3 млн рублей) — 48.

Отказ россиян от авто из-за кризиса можно наблюдать не только в отчетах АЕБ и PwC, но и своими глазами. Так, на момент написания данной статьи (17:35 мск 9 февраля 2015 года) сервис «Яндекс.Пробки» показывал нетипичные для вечера рабочего зимнего дня свободные дороги в Москве — 4 балла. И это не частное наблюдение. Ранее аналитик «Яндекс.Пробок» Леонид Мельников заявлял радиостанции Business FM, что свободные дороги в столице России, начиная с середины января, нельзя объяснить затянувшимися каникулами — это следствие как внедрения платных парковок, так и экономического спада. Граждане меньше ездят на машинах, а бизнес перевозит меньше товаров.

«Лыжи мечты» дают надежду Далее в рубрике «Лыжи мечты» дают надеждуГорные лыжи могут облегчить жизнь людям с самыми тяжелыми заболеваниями

Комментарии

09 февраля 2015, 21:41
Продажи упали, угоны увеличились. Коллега недавно купил новую Ладу-Гранта, вчера угнали прямо из-под окон. Поминай, как звали.
10 февраля 2015, 11:06
надеюсь была застраховано, иначе ужас, серьезная финансовая потеря
10 февраля 2015, 11:58
ВАЗ - самая угоняемая машина в России. Если покупаешь ВАЗ - сразу разоряйся на КАСКО и хорошую противоугонку.
10 февраля 2015, 12:17
Это не совсем так. По количеству угонов - да, потому что у нас в стране чуть ли не половина машин из Тольятти. Но по частоте (вероятности) угона - ВАЗ на последних местах. Угоняется примерно каждый 526-й ВАЗ в течение года. В лидер, например, Мазда - каждая 76-я мазда угоняется в течение года.
10 февраля 2015, 13:18
Насчет ВАЗ согласен с Николаем, дело не только в количестве, но и в процентном отношении от общего числа угонов.

Насколько я знаю, в прошлом году самая угоняемая тачка в РФ была Деу Нексия
13 февраля 2015, 09:18
А ещё это самое популярное тачко среди провинциальных таксистов!))
13 февраля 2015, 09:17
Такое впечатление, что страховые кампании спонсирует угонщиков за угон незастрахованных автомобилей, а то и сами занимаются этим в свободное от работы время...)
09 февраля 2015, 21:43
Не согласна с автором, нельзя сравнивать покупаемость декабря и января. Во- первых, половину января народ отдыхает. Во-вторых, во время этого отдыха все деньги уходят на подарки и развлечения с семьей, естественно, что до февраля-марта многие отказываются от больших покупок.
10 февраля 2015, 10:26
Катя, декабрь 14-го и январь 15-го Шрайбер не сравнивает, а, скорее, противопоставляет - для контраста. Вы, конечно, правы на счет разницы по этим месяцам.

Собственно, сравнение, из которого делается вывод об обвале, в первой строчке статьи - сравнивается этот январь с январем 14-го.
13 февраля 2015, 09:25
Это что-то вроде стресс-теста, судя по всему. Январь, несмотря на свою сравнительно низкую потребительную особенность, специально выбран, чтобы все было видно как можно более наглядно?
10 февраля 2015, 12:00
Да и загруженность дорог - не показатель. Сам не первую зиму езжу - всегда замечаю, что по зиме народу мало на колесах, ибо неопытные или просто боящиеся предпочитают когда снег и скользко, вообще на дорогу не выезжать. Ставят ласточку свою в гараж и так до весны, пока все не растает.
13 февраля 2015, 09:27
И правильно делают! Слав богу что так, иначе на зимних дорогах был бы вообще сплошной ад! )
09 февраля 2015, 22:54
Все будет в заморозке как минимум до апреля. а потом пойдут продажи в рост у АвтоВАЗа и китайцев, все остальные подрастут процентов на 30 или 40, а доходы у населения на прежнем уровне
10 февраля 2015, 11:28
Главное, что Ладу производят в Египте, это ей поможет, в Египте нет кризиса)
10 февраля 2015, 11:08
Пробки с начала года в Москве сильно под сократились, вчера был понедельник, после обеда шел снег, а даже к шести часам, яндекс пробки больше 6 балов не казали, что для такой погоды в Москве в будний день - нонсенс
10 февраля 2015, 12:02
В непогоду многие автомобилисты предпочитают не рисковать, а ездить на общественном транспорте. Я сам бы поставил в непогоду машину на прикол, только до работы моей так просто не доберешься, либо пешком по колено в грязи, либо на авто. Промзона.
10 февраля 2015, 12:18
Почему-то год назад в такую же погоду в эти же дни пробки были совсем другими.
11 февраля 2015, 09:36
Может просто заслуга Собянина - новые развязки построили, дороги расширили, платные парковки ввели, парктроны всякие, щемят автомобилистов, вот и наводится порядок.
11 февраля 2015, 14:21
Возможно.
10 февраля 2015, 12:54
возможно из-за оттока людей из города, региона и страны.
10 февраля 2015, 17:17
снижение траффика на дорогах Москвы связано с тем что фуры перестали на МКАД пускать, и нелегалов посократили, на битых машинах, а народ московский, как ездил на автомобилях, так и продолжает это делать
10 февраля 2015, 17:43
Фурам ограничили движение на МКАДе очень давно.

Отъезд нелегалов - это прямое следствие кризиса.
Конечно. Плюс огромный приток украинцев в Подмосковье, знаю беженцев, которые заменили мигрантов в конторе по отделке квартир, заказчики с большим удовльствием берут славян, чем азиатов....
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»