Святые «регионалы»
Святой Антоний Дымский. Источник: icon-art.info

Святой Антоний Дымский. Источник: icon-art.info

21 июня — день памяти подвижников из отдельных областей и регионов России

В воскресенье Православная церковь вспоминает святых Новгородских, Санкт-Петербургских, Белорусских, Вологодских и Псковских. Праздники в честь региональных святых были известны еще в XIX веке, но оформились в единые дни в конце XX века.

Они посвящены святым, чье служение и деятельность были связаны с конкретными областями — в противовес дню памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших, где вспоминают всех русских подвижников вне зависимости от их географической локации.

Грек Новгородский

В Новгороде его звали Корсунянин, потому что прибыл он из далекой Корсуни, Херсонеса. Имя его было Иоаким, родом он был из греков, но новгородцы звали его на свой лад — Акимом. Его имя вошло в список святых, подвизавшихся в Новгородской земле. Всего в этом списке около ста имен. Собор Новгородских подвижников установили в 1981 году и празднуют в 3-ю неделю по Пятидесятнице (в этом году этот день выпал на 21 июня).

Аким Корсунянин въехал в Новгород, согласно летописям, в 991-992 году, и задача, стоявшая перед ним, была глобальной — ему предстояло возглавить молодую новгородскую христианскую общину. Таким было повеление киевского князя Владимира: крещеная Русь нуждалась в епископах, и таковые были направлены сюда Константинопольским патриархом — одним из них и был Иоаким.

Новгород встретил своего первого епископа настороженно. Приезду его предшествовали столкновения язычников-новгородцев с войском Добрыни, которого князь Владимир назначил наместником города. Добрыня одержал верх: большинство новгородцев приняли крещение в водах Волхова, но среди них продолжали языческие настроения — часть новообращенных подчинилась силе, но оставила веру в старых богов. Кроме того, как написал потом Иоаким в своей летописи (на которую ссылается историк XVIII века Василий Татищев и о подлинности которой до сих пор идут споры), многие новгородцы объявили о своем крещении, но на самом деле этого избежали.

Такие настроения были в городе к моменту прибытия первого епископа. Дружина Добрыни насаждала христианство жестко, порой прибегая к силе. Иоаким же, осмотревшись на месте, пошел другим путем – он стал проповедовать. До этого момента новгородцы мало видели ученых греков, к тому же знавших их язык. А в дружине Добрыни новую веру объясняли без затей – хватали за ремень и тащили креститься к реке. Иоаким рассказывал жителям, кто был Христос, и зачем он пошел на крест — и это многое изменило: те, кто объявляли себя христианами, но не были ими, те, кто сомневались и прятались от дружинников Добрыни — выходили из толпы и добровольно просили их окрестить.

Иоаким был епископом Новгорода около 40 лет. При нем создавались школы и храмы, при нем выросло первое христианское поколение Новгорода. В своей летописи он написал: «И главное идолище Перуна пало».

Когда Петербурга не было

Преподобный Антоний Дымский — первый в списке Санкт-Петербургских святых, включающем около 70 имен. Антоний пришел в этот край в конце XII века – тогда мало кто мог подумать, что спустя века в этих землях построят город на водах, Петербург.

Он поселился, по преданию, на озере Дымском — уйдя из новгородского монастыря в поисках молчания и уединения. Здесь он построил келью и вырыл пещеру, чтобы жить в ней зимой. Посреди озера возвышался большой валун: когда вода поднималась от дождей или паводков валун скрывался из виду, когда отступала — появлялся вновь. Этот камень преподобный Антоний избрал местом своих молитв: приплывая к нему на лодке, он мог оставаться на нем несколько дней, без сна и отдыха. Это стало началом нового вида подвижничества — столпничества на воде.

Через три года пришли к отшельнику Антонию иноки и стали жить с ним — так постепенно, келья за кельей, вырос на берегу озера монастырь: сегодня он называется Антониево-Дымский. На камне, где молился преподобный Антоний, стоит крест: паломники должны трижды проплыть мимо него, прежде чем войти в обитель. Такой обычай, по преданию, установил сам преподобный.

Празднование Собора Петербургских святых установлено в 2000 году по благословению патриарха Алексия II. Камень же, на котором молился святой Антоний, нередко называют основанием церкви в петербургской земле, вспоминая слова Христа: «На сем камне создам церковь свою».

Срок за критику материализма

1950 год — этой датой завершается список белорусских святых. В 1950 году в советском лагере скончался последний мученик из этого списка — протоиерей Матфей Крицук.

Протоиерей Матфей Крицук. Фото: sr.isa.ru 

Он служил священником в окрестностях города Несвижа: с 1921 до 1939 годы эта область входила в состав католического польского государства. Тогда же начались притеснения православных христиан: повсеместно вводили григорианский западный календарь и богослужения на польском языке. Отец Матфей открыто выступал против: в 1938 году он торжественно отпраздновал с прихожанами 950-летие крещения Руси, на глазах у всех прошел крестным ходом вокруг храма — власти учинили расследование, поставили его под надзор полиции. Священнику грозило заключение, но вскоре началась война.

Он продолжал службы, когда территорию оккупировали немцы — вплоть до 1944 года, когда Несвиж освободила Красная Армия. С ее приходом он возглавил уже целое благочиние.

С обыском к отцу Матфею пришли в июле 1950 года: у него нашли книги с критикой материализма и обвинили в заговоре с целью свергнуть государственный строй. 68-летнего священника приговорили к 25 годам заключения. Он скончался в лагере в том же году.

Собор белорусских святых включает в себя около 80 имен, значительную часть его составили мученики, пострадавшие в годы репрессий. Собор установлен в 1984 году.

Традиция

Традиция вспоминать святых, подвизавшихся в отдельных регионах, существовала на Руси уже в XIX — в это время начали праздновать соборную память Вологодских и Новгородских подвижников. В конце XX века к ним добавились дни памяти подвижников и в других регионах.

Соборная память святых – это время еще раз вспомнить тех, «чьими трудами и скорбями мы теперь — православные христиане». Как сказал накануне 1000-летия Крещения Руси архимандрит Иоанн Крестьянкин: «Поколение за поколением рождалось на Русской земле и, вставая перед выбором одного из двух царств, избирало Царство Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в святых своих. Ничто так не может увлекать и одушевлять, как наглядный пример. И ни от кого нельзя так легко и радостно научиться жить по-христиански, как от того, кто сам искренне работает Христу».

«Являюсь контактным звеном между церковью и светской властью» Далее в рубрике «Являюсь контактным звеном между церковью и светской властью»Бывший мэр Вязьмы Александр Клименков — о том, как он стал священнослужителем

Комментарии

22 июня 2015, 21:28
Очень рад за них, но к сожалению всё это мало кому интересно.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»