Святитель Василий Великий: «В людях от природы есть наклонность к заповедям Божиим и сила исполнять их»
Василий Великий. Источник: k-istine.ru

Василий Великий. Источник: k-istine.ru

Он подарил нам чин литургии и, по преданию, создал первый иконостас

14 января Православная церковь чтит память святого Василия, архиепископа Каппадокийского. Он оставил миру свой чин литургии, тома богословских трудов и, по преданию, был создателем первого иконостаса. За это к имени святителя по традиции прибавляют эпитет Великий.

Династия

Его бабка с дедом пережили гонения императора Диоклетиана (начало IV века) за то, что держались христианской веры. Его родной дядя был епископом, а четверо братьев и сестер — Макрина, Феозва, Петр и Григорий — были причислены к лику святых. Последнего из них, Григория, ставшего епископом в городе Ниссы, вместе с Василием назовут одним из трех великих отцов-каппадокийцев (от названия местности Каппадокия, ныне — территория Турции). Третьим «каппадокийцем» станет Григорий Богослов, которого Василий встретит на учебе в Афинах и которого уговорит уйти с собой в пустыню, дабы творить молитвы вдали от глаз людских.

Димитрий Ростовский пишет: семья Василия была источником и оплотом веры.

Уединение

Биографы сообщают: Василий начал свое обучение наукам и богословию под руководством отца и бабки, которая была ученицей самого Григория Чудотворца. Потом обучался в Кесарии Каппадокийской, оттуда уехал в Константинополь, а затем в Афины. Он изучил каждую из существующих наук до совершенства, отмечают составители жития, и не было предмета, о котором он бы не знал и не мог судить.

Дошло до того, что в Афинах широко прознали об учености Василия. Когда на улице однажды разгорелся диспут по вопросам веры, и Василий, скрывая свое имя, из толпы отвечал спорщикам, то один из них сказал: «Этот человек говорит так умно, что это либо сам Бог, либо — Василий».

Около 357 года он вернулся на родину, где сначала преподавал риторику в местном училище. В то же время родная сестра Василия Макрина все более следовала монашескому образу жизни: собрав вокруг себя группу молодых женщин, она удалилась в фамильные земли и там основала общину. Этот поступок сильно повлиял на молодого ученого: Василий принял крещение, раздал все свое имущество и уехал в паломничество по святым местам Палестины, Сирии и Египта. Вернувшись, он основал мужскую монашескую общину недалеко от места, где подвизалась его сестра. Ее первыми насельниками стали брат — Григорий (Нисский) и однокурсник по афинской академии Григорий (Богослов).

Житие сообщает: отшельники жили аскетично и дружно. Вместе возделывали землю. Вместе обтесывали камни, возводя нехитрое жилье. Вместе стояли на молитве. Григорий Богослов позже называл дни, проведенные в общине Василия, лучшими в жизни. «Кто вернет мне эти  псалмопения, бдения и молитвенные к Богу переселения? Кто даст согласие и единодушие братьев, которых ты ведешь на высоту и к обоженью? Кто даст соревнование и поощрение к добродетели, которое мы ограждали письменными уставами и правилами?» — рассуждал он позже в одном из писем к Василию.

Ариане

Предположительно в 362 году Василию пришлось вернуться из пустыни в Кесарию. Причиной стали вызовы времени: по всей империи вновь набирали влияние ариане — последователи ереси, осужденной на Первом Вселенском соборе в 325 году. Родоначальником ереси был Арий — священник, утверждавший, что Христос стоит ниже Бога-Отца, поскольку был им сотворен. По легенде, на Первом Вселенском соборе, где приняли догмат о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына, Арий за свои высказывания получил пощечину от Николая Чудотворца.

На время ересь ушла в тень, но вскоре заявила о себе снова: одной из причин стало то, что ариан поддержали императоры, от Константина Великого, под конец жизни вернувшего из ссылки арианских епископов, до Валента, взошедшего на трон в 394 год, который открыто исповедовал арианство сам.

Предстояла борьба, и молодой церкви требовались образованные люди, чтобы противостоять лжеучениям. Сначала Василий выступает как советник Кесарийского епископа Евсевия. По его кончине Василия по преемству самого избирают на кафедру. Он пишет несколько книг против ариан, в том числе отвечая на новые вопросы о природе Святого Духа (крайние ариане утверждали, что Святой Дух не есть Бог), разъясняет суть христианского учения в многочисленных письмах, беседах и проповедях.

Видя, что влияние Василия растет, император Валент попробует разделить Каппадокию и поставить над частью отделенных территорий своих епископов. Василию удастся противостоять этому: он лоббирует поставление на новые кафедры верных ему людей.

В 378 году Валент погибает в сражении с готами. В Церкви воспринимают это событие как кару Божью за отступление от догматов. Годом позже умирает и сам Василий, прожив всего 49 лет. В 381 году, уже после смерти святителя, Второй Вселенский собор в Константинополе повторно осудил ариан и их учение.

Литургия и иконостас

Легенда приписывает святому Василию создание иконостаса — украшенной иконами перегородки, отделяющей алтарь в храме. Во время богослужений Святой Дух спускается в храм, от чего начинает раскачиваться позолоченный голубь, висящий над престолом. Но в один из дней голубь остался недвижим. Василий удивился этому, но потом заметил, что дьякон, прислуживавший ему, засмотрелся на прихожанку. После этого святитель распорядился установить преграду, отделяющую алтарь, чтобы ничто не могло отвлечь клир от службы.

Другой важной частью наследия святого Василия стал составленный им чин литургии. Согласно уставу, литургия по чину Василия Великого совершается 10 раз в году, в том числе в Великий четверг и Великую субботу на Страстной седмице, в кануны Рождества и Крещения.

Современник Василия святой Амфилохий так говорил о значимости трудов «великого каппадокийца»: «Святитель Василий… не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

А сам Василий в своих сочинениях неоднократно напоминал: «Любовь к Богу не есть что-либо учением приобретаемое. В людях от природы есть наклонность к заповедям Божиим и сила исполнять их».

«Третий Рим» вместо американского «Города на холме» Далее в рубрике «Третий Рим» вместо американского «Города на холме»Россия стала бастионом традиционных ценностей и естественным полюсом притяжения для западных христиан

Комментарии

14 января 2016, 12:08
Согласен со святым Василием, человеку нужна концепция развития, те самые нормы морали и рамки дозволенного, законы и правила по которым надо жить. Упорядочивание своих мыслей и действий, а в конечном итоге и мира вокруг себя - это нормальный естественный процесс для всякого здравомыслящего существа!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»