Святитель Тихон Задонский: «В храме стоять — будто находиться на небе»
Святитель Тихон Задонский. Иллюстрация из книги 1864 года

Святитель Тихон Задонский. Иллюстрация из книги 1864 года

Его пример добровольного отказа от власти в XXI веке приобрел новую актуальность

26 августа Православная церковь празднует преставление и второе обретение мощей святителя Тихона Задонского — монаха, подвижника, писателя. История с мощами святителя показательна для богоборческого XX века. Советские власти изъяли и вскрыли раку с мощами святого, планируя использовать их в своей атеистической пропаганде — но вместо этого не стало самой советской власти, а мощи вновь вернулись в монастырь.

Епископ

«Души многих находятся в худом состоянии... расслаблены, разболелись и требуют врачевства… Христианской веры и жития равного и следов не видано», — писал святитель Тихон Задонский в бытность свою епископом Воронежским и Елецким.

На дворе стоял 1764 год, и вот что представляла собой Воронежская земля: на Дон во многом числе шли от царского надзора раскольники и сектанты — селились общинами, смущали умы казаков Донского войска. В самом Воронеже, в центре города, ежегодно отмечали праздник языческого бога Ярилы: пили по-черному, обряжались в маски, спать ложились тут же на улицах вповалку. Школ к приезду епископа Тихона в Воронеже было две: ученики бежали оттуда массово, а воспитатели были нерадивы, видя в работе своей обременительную обязанность.

Житие святителя говорит: в один из дней праздника Ярилы он сам пришел к толпе празднующих и принялся их вразумлять. И тогда одни «разбежались с площади игрища», а другие «пали к его ногам и испрашивали прощения». Епископ Тихон не удовлетворился этим: назначил всенародное собрание в кафедральном соборе и еще раз произнес перед горожанами речь. «Вы — воинство Христово, отрекитесь же от сатаны, удержите детей от участия в требищах», — после этого с праздником Ярилы было покончено навсегда.

Делами донских раскольников по инициативе епископа занялась созданная миссионерская комиссия: ее члены шли в раскольничьи скиты с проповедями — их целью было не гнать староверов, устрашая законом, а вернуть к Православной церкви. Со школами дело тоже пошло на лад: в Воронеже и окрестных городах повелел епископ создавать учебные классы, сам следил за ними, приезжая на уроки, сам писал проповеди для учеников. Служение в храме не есть средство к жизни, а есть подвиг ради Бога и ближних. В храме стоять, будто находиться на небе… – объяснял епископ Тихон своим подчиненным. В Воронеж выписал ученых мужей из Киева и Харькова — так славяно-латинская школа выросла в духовную семинарию.

Все это епископ Тихон проделал за неполные четыре года. В 1767 году он, почувствовав ухудшения в здоровье, попросился на покой в Задонский монастырь. Он решил, что не вправе занимать кафедру, если собственная немощь может помешать служению.

Писатель

В житии святителя Тихона есть эпизод, который лучше всего описывает его как человека. Уже живя в Задонском монастыре, он много мучился: правильно ли сделал, что оставил кафедру? Метался, писал прошения о восстановлении своем, да все рвал до отправки. В то время жил при монастыре юродивый по фамилии Каменев. В один из дней, когда святитель предавался сомнениям, юродивый на глазах у всех дал ему пощечину и сказал: «Не высокоумь!». Неизвестно, что сделал бы другой человек — бывший епископ, совсем недавно наделенный большой властью, но святитель Тихон с этой поры взялся ежедневно кормить юродивого, не сказав ему ни слова.

Святитель Тихон Задонский. Икона второй половины XIX века

Составители жития полагают: эта кротость, с которой святитель относился к ближним (если только речь не шла о благочестии и соблюдении заповедей — тогда он превращался в настоящего льва) была усвоена им в глубоком детстве. Семья, где он родился, была бедна. Отец, псаломщик в селе на Новгородчине, умер вскоре после его рождения. Мать скончалась, едва отправив сына в духовное училище. С детства святитель был приучен к тяжелой работе: чтобы добыть кусок хлеба, ходил на поденщину к крестьянам. Работал в поле, помогал в хозяйстве. И, пройдя училище и семинарию, побывав епископом на двух кафедрах (до Воронежа святитель Тихон около года был епископом Кексгольмским и Ладожским), сохранил скромность и аскетические привычки. Бывало, что и под старость лет в Задонском монастыре над ним насмехались монахи из молодых: «Смотрите на чудо: был епископом, а теперь на соломе спит».

Он прожил в Задонском монастыре 16 лет. Здесь, на покое, святителю открылся удивительный писательский дар: из-под его пера вышли шесть томов труда «Об истинном христианстве» — по сути, это была фундаментальная система нравственного богословия, два тома «Писем», проповеди, наставления и, наконец, «Сокровище духовное, от мира собираемое» — сборник размышлений о Боге и вере. «Видишь, христианин, что как вода, мимо текущая, и все по ней плывущее, так время нашей жизни и все со временем благополучие и неблагополучие наше проходит, — писал святитель Тихон в 1780 году. — Не такой будет жизнь будущего века, как слово Божие и вера наша нас уверяет. Там жизнь наша однажды начнется, но никогда не кончится, будет непрестанной и непременной».

Житие сообщает: к церкви, куда ходил он на службы, ежедневно прибегала сельская ребятня. Святитель давал кому копейку, кому яблоко, кому хлеба. Дети ходили за ним всегда, и если его не было в церкви, то, заглянув туда, убегали. «Вот беда, — в шутку ворчал на них святитель. — Ради хлеба бедные ходят в храм».

Святой

Последние месяцы жизни святитель Тихон почти не выходил из своей кельи. За три дня до смерти он, по преданию, предсказал свою кончину, и тогда к нему пустили всех знакомых для прощания. Он отошел к Господу на рассвете 21 августа 1783 года. В келье его нашли 14 рублей — большие по тем временам деньги (например, среднее жалованье прислуги во второй половине XVIII века составляло 3 рубля в год). Их, по завещанию святителя, раздали нищим.

Святитель Тихон был причислен к лику святых в 1861 году. В XX веке его мощи, находившиеся в Задонском монастыре, вскрыли по решению Чрезвычайной комиссии. Вскрытие снимали на камеру: богоборческие власти планировали снять фильм для пропаганды атеизма. Впрочем, время вернуло все на свои места: 26 августа 1991 года мощи святителя, пробыв более полувека в музее, вернулись в Задонский монастырь — этот день считают датой второго обретения мощей святого.

Общество оскорблено освобождением Васильевой Далее в рубрике Общество оскорблено освобождением ВасильевойФигурантку самого резонансного уголовного дела последних лет выпустили на свободу

Комментарии

26 августа 2015, 10:07
Эх, загубили русскую ведическую религию, обозвав сатанинской. А что взамен дали? Шик и блеск РПЦ?
26 августа 2015, 10:34
Ну это смотря на сколько погружаться в религию. Где есть люди, деньги всегда существует искушение простым и быстрым обогащением. И не все люди могут пройти это испытание.
26 августа 2015, 15:40
Нужно во всем искать золотую середину
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»