Святитель Нифонт, епископ Новгородский
Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Фото: amichaelskirche.de

Святитель Нифонт, епископ Новгородский. Фото: amichaelskirche.de

Его жизнь — пример для вразумления раскольников

21 апреля Православная церковь вспоминает святителя Нифонта — епископа Новгородского, жившего в XII веке.

Пример его жизни нужно приводить для вразумления раскольников — в первую очередь тех, кто сегодня призывает на Украине стоять за самопровозглашенный «Киевский патриархат». В свою эпоху — когда росло недовольство греческим священноначалием — Нифонт призывал к тому, чтобы во всем следовать канонам и не отделяться от греков до тех пор, пока они явно не исказят веру.

Новгород

Он стал епископом Новгородским в 1131 году. Хиротонисали Нифонта в Киеве, где он некогда принял монашеский постриг и проживал в Киево-Печерском монастыре. Есть версия, что новгородцы после ухода на покой предыдущего епископа сами просили Нифонта к себе, зная о его мудрости и монашеском благочестии.

Прибыв в Новгород, Нифонт развернул широкое храмовое строительство. При нем в центре города построили церковь из белого камня в честь Богородицы, началась реставрация Софийского Собора — его украсили новыми иконами и обновили купола. В Новгороде, где всего полвека назад после призывов безымянного волхва горожане чуть не убили местного епископа и готовы были в массовом порядке оставлять христианскую веру, появление новых храмов и украшение старых имело целью утвердить в вере новгородцев. Недаром, как сказано в летописи, еще послы князя Владимира, вернувшись из Царьграда, говорили о том, что через красоту храмов и богослужений поняли, «что пребывает там Бог с людьми».

Одновременно Нифонту впервые пришлось вступить на политическую арену. Киев, Чернигов и Новгород были на грани междоусобной войны — тогда Новгородский епископ, согласно преданию, обратился с увещеванием к враждующим князьям. Слова его подействовали на них так сильно, что кровопролития до поры удалось избежать.

Каноничность

В 1147 году киевский князь поставил на митрополичью кафедру своего человека (им был ученый монах Климент Смолятич), не согласуя это решение с Царьградом, как того требовали правила. Нифонт выступил решительно против неканонического избрания. В этот момент стало понятно, что Новгородский епископ будет стоять на страже канонов даже под страхом смерти.

В то время русские митрополиты избирались в Греции самим патриархом и происходили сами из греков. «В России они поэтому были люди чужие и по происхождению, и по языку, и по национальным симпатиям и не возбуждали к себе особенного доверия ни в князьях, ни в народе», — пишет историк Петр Знаменский. При этом на Русскую митрополию, по его словам, присылались даже не лучшие люди из греков: из 25 митрополитов-греков в первые четыре века существования Русской церкви не более пяти-шести человек заявили себя просвещением и благочестием. Была и другая причина, по которой в Киеве решено было не ехать за митрополитом в Грецию: в самом Царьграде царили смуты из-за патриаршего престола.

По решению князя Изяслава Мстиславича в Киеве собрался Собор. Шесть епископов были за то, чтобы избрать митрополита без благословения патриарха. Трое (в их числе и Нифонт как самый яркий противник) возражали, говоря, что таким образом искажаются каноны. Спор выиграло большинство. Для поставления Климента пошли еще дальше: благословение патриарха решили заменить символическим благословением частицей мощей святого Климента — эту святыню привез из Корсуни еще князь Владимир.

Нифонт назвал это решение «своевольным» и отказался подчиняться ему. За «оппозицию» князю епископа заточили в Печерский монастырь. Только два года спустя опальному священнику удалось покинуть заточение — его выпустил князь Юрий Долгорукий, взявший Киев. При Долгоруком же был изгнан с Киевской кафедры митрополит Климент — вместо него по прошению в Царьград прибыл новый митрополит из греков, утвержденный, как и требовали каноны, патриархом.

Живя на Руси, Нифонт и сам понимал, что от греков вряд ли дождешься хорошего — тем не менее верность церковным установлениям была для него важнее. Впоследствии Русская церковь обретет независимость от Царьграда. Однако во времена Нифонта, как полагают исследователи, это отделение хотя и назревало, но могло быть пагубным для русского православия: прошло меньше двух веков с момента крещения, и греки были нужны Руси своей традицией и опытом святых отцов, чтобы не произошло искажения веры.

Позже византийцы сами запятнают себя унией с католиками (1439 год). На Руси решено будет избирать митрополитов из местных кандидатов и без участия Царьграда — грекам, принявшим латинский Символ Веры и верховенство папы, перестанут доверять окончательно. В 1589 году в Русской церкви учредят патриаршество, и вслед павшему Царьграду воспрянет Третий Рим — Москва, последний оплот православной веры.

Епископ Нифонт отойдет ко Господу в 1156 году — приехав по делам в Киево-Печерскую лавру. По преданию, перед смертью к нему явится основатель киевской обители преподобный Феодосий и скажет: «Вернулся? Вот и хорошо. Отныне, брат Нифонт, неотлучно будешь пребывать с нами».

В 1549 году Новгородского епископа и защитника канонов причислили к лику святых.

Мадам Отчаяние Далее в рубрике Мадам ОтчаяниеИнтервью бывшего госсекретаря Мадлен Олбрайт представляет собой клубок противоречий, неточностей и откровенной лжи

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»