Лука Крымский: ученый, врач, святитель
Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Источник: eparhia.ru

Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Источник: eparhia.ru

Обретение мощей святителя Луки Крымского и обретение Крыма совпали по датам

 — Скажите мне вы, поп и профессор, как это вы ночью молитесь, а днем оперируете и режете людей?

 — Я режу людей для их спасения. А  во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?

 — Следующий вопрос. Как это вы верите в Бога, поп и профессор? Разве вы его видели, своего Бога?

 — Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Так в 1923 году проходил первый допрос в ЧК священника и врача Валентина Войно-Ясенецкого.

Жизненный путь ученого и врача даже для смутных большевистских времен был уникален. Профессор медицины, автор канонических работ по хирургии, священник, монах.  Валентин Войно-Ясенецкий крестил своих пациентов перед операциями, пережил репрессии и получил Сталинскую премию, будучи в сане.

В историю монах вошел под именем святителя Луки Крымского — Церковь канонизировала его в 2000 году. Святого назвали Крымским по месту его архиерейского служения. 11 июня православная Церковь чтит его память , а 18 марта празднует обретение его мощей. Удивительным образом эта дата совпала с днем обретения Россией Крыма.

Труд

Отец — верующий католик из белорусов, мать — умеренных православных взглядов. Ничто не предвещало того, что их сын золотыми буквами впишет свое имя в историю православной церкви.

В юношестве Валентин Войно-Ясенецкий выбирал, кем стать — живописцем или врачом. Тяга помогать людям победила. Еще юношей проникся идеями Льва Толстого настолько, что хотел ехать жить к крестьянам. Писал классику в Ясную Поляну, просил выделить ему кров и дать косу для работы в поле.

Отрешился от Толстого будущий святой стремительно. В 1884 году Лев Николаевич публикует свой труд «В чем моя вера?», сразу ставший скандальным, где критикует церковь, стяжательство священников, обрядовость. Спустя семь лет взгляды Толстого приведут к его отлучению от церкви. Прочитав религиозно-философский трактат Л.Н. Толстого, который к тому времени запретили в России, будущий священник Валентин Войно-Ясенецкий понимает: «Не то, не мое». В 1898 году Валентин стал студентом медицинского факультета в Киевском университете.

Начинающий медик Войно-Ясенецкий искал трудной практики. С Красным Крестом поехал на Русско-Японскую войну. Взял на себя руководство госпиталем в Чите. Потом отправился в Симбирск — к людям, в глубинку, туда, где врача порой не видели месяцами. «Я изучал медицину с исключительной целью, — вспоминал он позже. — Быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным». По легенде, в одном из сел крестьяне, узнав, что их врач подал документы в столичную экстернатуру, подняли вооруженный мятеж.

Дух

Религиозность Валентина раскрывалась постепенно. Будущий монах написал труды по анестезиологии и гнойной хирургии, которые вошли в копилку мировых медицинских знаний. Но одновременно спрашивал пациентов об их вере. Полагал, что часть болезней — от безбожия и в наказание за грехи.

Октябрьский переворот 1917 года Валентин Войно-Ясенецкий встретил в Ташкенте. Переехал туда всей семьей, с четырьмя детьми. Причина переезда — прогрессирующий туберкулез супруги: полагали, что сухой климат Ташкента будет ей полезен.

Уже в начале 1919 года случился первый арест. В городе прошли антибольшевистские волнения. Одного из восставших, казака, раненого в уличном бою, Войно-Ясенецкий тайно лечил у себя дома.  

Валентин Войно-Ясенецкий. Источник: http://sv-luka.prihod.ru

Валентин Войно-Ясенецкий. Источник: http://sv-luka.prihod.ru

Вступились партийные бонзы: главного городского хирурга большевики хорошо знали, поскольку сами лечились у него, и выпустили из тюрьмы в тот же вечер. Однако арест окончательно подорвал здоровье жены. После кончины супруги Валентин сам две ночи читал «Псалтирь» над ее гробом.

Позже Валентин Войно-Ясенецкий писал, что смерть супруги стала поворотным моментом в его жизни, стал часто посещать храм, участвовал в приходской жизни. В конце 1920 года епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий предложил ему стать священником. Хирург согласился, для служб в городском Соборе ему определили воскресные дни — чтобы не отвлекать от работы в больнице.

Через два года Войно-Ясенецкий принял монашеский постриг под именем Луки. Еще через год возглавил Туркестанскую епархию. Приходил в больницу в архиерейском облачении и перед операцией крестил пациентов. Стерпеть такого новая власть не могла.

Ссылка

— Вот вы скажите, друг вы нам или враг? — допытывались чекисты на допросах.

— И друг, и враг. Не будь я христианином, мог бы стать коммунистом. Но вы возглавили гонение на христианство и потому, конечно, я не друг ваш.

 — Оставьте свое священство.

 — Не оставлю.

В первую ссылку святитель Лука попал в конце 1923 года. Обвинили в антиреволюционной пропаганде, пособничестве буржуазии, возбуждении масс к сопротивлению Советской власти — стандартный набор обвинений, благодаря которым избавлялись от неугодных. Отправили в Красноярск, затем в Туруханск и далее на север, за Полярный круг. В деревнях, мимо которых ехал ссыльный, его встречали порой толпы людей, просили медицинской помощи и благословения.

Вторая ссылка случилась в 1929 году. Обвинение было абсурднее предыдущих: накануне в Ташкенте покончил с собой профессор-физиолог Михайловский. Последние дни жизни он занимался тем, что пытался воскресить своего умершего сына — «создать из неживой плоти живую». Профессора Войно-Ясенецкого обвинили в убийстве Михайловского с целью «не допустить открытия, подрывающего основы религий». Так гласила официальная формулировка следствия.

В 1934 году его освободили, а спустя три года завели новое дело — «создание контрреволюционной монашеской организации». Вновь ссылка на Север: здесь профессор Войно-Ясенецкий закончил монументальный труд «Очерки гнойной хирургии».

Войну святитель Лука встретил в Красноярске, откуда написал письмо самому Калинину. Отрывки этого письма приводят исследователи: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука»

Святость

Освободили Войно-Ясенецкого в 1943-м. В войну Лука заведовал сетью столичных госпиталей, а позже — уехал из столицы, приняв управление Крымской епархией.

В 1944 году случилось невероятное — действующему священнослужителю, епископу Луке, дали Сталинскую премию, государство большевиков все-таки признало его заслуги в медицине.

Святитель Лука скончался в 1961 году, в Симферополе, дожив до 84 лет. В 1996 году его останки перенесли с городского кладбища в Свято-Троицкий кафедральный собор. Этот день считают обретением мощей подвижника. Лука Крымский прославлен в лике святых в 2000 году. Автобиография, над которой он трудился последние годы, начинается словами: «Я полюбил страдание…».

Борьба за святыню Далее в рубрике Борьба за святынюВ Суздале раскольники удерживают мощи православных святых

Комментарии

11 июня 2016, 18:47
Спасибо автору за эту замечательную историю. Не знал раньше об этом великом подвижнике, было очень интересно!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»