Святая, которую спутали с блудницей
«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Картина Александра Иванова.

«Явление Христа Марии Магдалине после воскресения». Картина Александра Иванова.

4 августа Православная церковь вспоминает равноапостольную Марию Магдалину

Православная церковь чтит ее наравне с апостолами, а католическая соединила в ее лице сразу нескольких евангельских женщин.

«Русская планета» разбиралась в перипетиях жизни Марии Магдалины — святой, которая прошла одержимость бесами, первой узнала о Воскресении, но в народном сознании ошибочно стала блудницей.

Бесы

Евангелист Лука впервые упоминает о ней, говоря о семи бесах: «После сего Он [Иисус] проходил по городам и селениям… и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов».

Интересно, что в Ветхом Завете ничего не говорится об одержимых бесами, за исключением случая, описанного в «Первой Книге Царств», когда царя Саула «возмущал» некий «злой дух».  Но уже в Новом Завете упоминания о бесноватых появляются часто, их много, а недуг их приобретает самые разные формы — от безумства, эпилепсии и ясновидения (как описывали это евангелисты Лука, Марк и Матфей) до немоты, слепоты и «скорченности» — онемения и судорог конечностей, не позволявших человеку выпрямиться (у евангелиста Луки).

«Бесноватых было особенно много именно перед пришествием Христа, — отмечает Дмитрий Миртов, богослов начала XX века. — Это была болезнь того века, и она отчасти объясняется тем, что силы ада, как бы предчувствуя свое скорое поражение, ко времени пришествия Спасителя в мир спешили возможно шире раскинуть свои сети».

Одержимые появлялись как среди иудейского, так и среди языческого населения, сообщает историк Иосиф Флавий, современник апостолов. Храмы и языческие капища — как, например храм Дианы в Эфесе — были местами, куда потоками шли такого рода больные, надеясь на исцеление.

Мария Магдалина была одной из этих бесноватых. И когда Христос, проходя по городам, исцелил ее, она оставила все и следовала за ним до конца.

Магдалина

Имя «Магдалина», упоминаемое евангелистами, богословская наука связывает с городом, где родилась Мария: Магдала или Мигдаль. Этот город на севере Израиля, название которого на арамейском языке значило «красивый» (на иврите — «башня»), ныне не существует, на его месте ведут раскопки.

Магдала входила в состав Галилеи, исторической области на границе Израиля и Ливана. То, что Мария была родом именно из Галилеи, объясняет суть ее характера. «Галилеяне много и резко отличались от иудеев прочих областей Палестины, — пишет святитель XVIII века Димитрий Ростовский. — В Галилее природа была жизнерадостна и население живое, простое; в Палестине южной — бесплодная пустыня и народ, не желающий признавать ничего, кроме буквы и формы правил. Галилеяне были пылки, отзывчивы, стремительны, благодарны, честны, храбры — были восторженно религиозны, любили слушать поучения о вере и о Боге. Иудея была иссушена узким фарисейством и близоруким саддукейством».

Галилеянином звали самого Иисуса Христа — так как он с младенчества жил и потом проповедовал в этих краях. Последний римский император-язычник Юлиан Отступник живший в IV веке н.э., по легенде, умер со словами «Ты победил меня, Галилеянин», обращенными ко Христу. Галилеянами были апостолы — за исключением Иуды-предателя. Галилею святитель Димитрий Ростовский называет колыбелью христианства: именно отсюда вышли первые «пламенеющие духом» праведники, и не случайно именно здесь родилась Мария Магдалина.

Мироносица

Она прошла с Христом весь путь до Голгофы и стала свидетелем крестных страданий. Но главное ждало ее впереди — Марии было дано первой узнать о Воскресении.

Икона святой Марии Магдалины

Икона святой Марии Магдалины. Фото: dionisi.ru

Подробнее всего этот эпизод описывает евангелист Иоанн: Мария пришла к пещере с гробом Христа и увидела, что камень отвален от гроба. Испугавшись, она побежала за апостолом Петром, и тот, придя с другим учеником, увидел в пещере только «одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его». Изумленные, апостолы ушли, а Мария осталась у пустого гроба плакать — и тогда увидела рядом фигуру, которую приняла за садовника. «Господин! — попросила она. — Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». И тогда «садовник» назвал ее по имени: «Мария!» — и она узнала Христа. «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему», — повелел Христос. Так Мария прежде всех узнала, что Он воскрес.

Евангелисты Лука, Матфей и Марк по-разному рассказывают этот эпизод. У Луки свидетелями явления Христа вместе с Марией стали и другие женщины — их число разнится у Матфея и Марка, но Мария Магдалина присутствует везде. Всех вместе этих женщин в Православной церкви называют «жены-мироносицы» — потому что они принесли к гробу благовонное масло-миро, чтобы обмыть в нем тело Христа. Женам-мироносицам посвящен отдельный праздник — третье воскресенье после Пасхи.

Яйцо

Предание приписывает Марии Магдалине появление обычая красить яйца на Пасху. Легенда, которая сложилась, вероятно, в Средневековье, гласит: благовествуя о Христе, Мария ушла из Иерусалима в Рим и там предстала пред троном императора Тиберия. Выслушав ее рассказ о Воскресении, император усомнился: «Правдой это может быть только в одном случае — если куриное яйцо в твоих руках сделается красным». И тотчас же, сообщает легенда, яйцо покраснело — с тех пор в память об этом событии люди ежегодно украшают яйца на Пасху.

Почитание

В Православной церкви Марию Магдалину почитают как святую равноапостольную мироносицу, равняя значение ее дел с делами 12 ближайших учеников Христа.

В католической церкви в образе Марии слились сразу три евангельских персонажа. Это, во-первых, Мария, которую упоминает евангелист Иоанн как сестру Лазаря, принимавшую Христа в своем доме в Вифании. Во-вторых — безымянная женщина, которая совершила помазание головы Иисуса в Вифании. И, наконец, католики отождествляют Марию Магдалину с образом евангельской грешницы (или блудницы), которая омыла ноги Христа миром и отерла своими волосами.

Православная традиция отрицает отождествление с блудницей — хотя в народе это заблуждение по-прежнему сильно. Святитель Димитрий Ростовский поясняет: «Если бы Магдалина была той блудницей, то что бы говорили ненавистники Христовы, всегда ищущие на Него вины? Видя явную грешницу, последующую и служащую ему во все дни, они имели бы всегда повод для хулы и осуждения Его».

Долгая дорога к Абызову Далее в рубрике Долгая дорога к АбызовуСледствие в отношении экс-руководителя «Роснано» Леонида Меламеда может посадить на скамью подсудимых и министра Михаила Абызова

Комментарии

04 августа 2015, 09:09
Столько времени прошло, уже и не понятно, что правда, а что вымысел...
04 августа 2015, 12:32
А вам и не нужно понимать. Понимание - это конек ведизма. А в христианстве нужно верить.
04 августа 2015, 14:48
Интересная, но запутанная история - столько воды утекло с тех пор....
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»