Священномученик Серафим (Чичагов): пророк, аристократ, воин
Священномученик митрополит Серафим Чичагов. Источник: nikola.ru

Священномученик митрополит Серафим Чичагов. Источник: nikola.ru

Стоя перед винтовками большевиков, он говорил о возрождении христианства

11 декабря Русская православная церковь чтит память священномученика митрополита Серафима (Чичагова). Монархист, георгиевский кавалер и один из инициаторов канонизации Серафима Саровского — событий в его судьбе было столько, что хватило бы на несколько жизней.

Воспитанный в вере

Он принадлежал к известному дворянскому роду и согласно семейной традиции служил в Преображенском полку. Участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, за храбрость при осаде Плевны был награжден Георгиевским крестом.

Тогда же Чичагов всерьез заинтересовался медициной. Этот интерес был вызван военным опытом: он знал, какие страдания испытывают раненые воины, и хотел помочь. Итогом его изысканий стала книга «Медицинские беседы», изданная в 1891 году. Основанная на современных автору методах физиологии, книга представляла собой сборник статей о медицине, здоровье и долголетии. К сожалению, сегодня его метод взяли на вооружение шарлатаны — прикрываясь именем подвижника, они выдают свои собственные псевдомедицинские измышления за «систему Чичагова».

Его мирское имя — Леонид. Позже он признавался, что религиозен был с детства: «Мы были воспитаны в вере и Православии, но если выходили из корпуса (Пажеский корпус. — РП.) недостаточно проникнутыми церковностью, однако хорошо понимали, что Православие есть сила, крепость и драгоценность нашей возлюбленной Родины».

Он служил старостой в Преображенском соборе на Литейном проспекте еще во время армейской службы. Но для близких, в том числе и для жены, его отставка и последующее принятие сана стали неожиданностью.

Прославление преподобного Серафима

В 1896 году Чичагов представил свою работу по истории Серафимо-Дивеевского монастыря. Большая часть этой книги повествовала о подвижничестве старца Серафима Саровского, на тот момент еще не канонизированного.

Во время работы над книгой Чичагов встретил в Дивеевской обители монахиню, которая еще помнила старца Серафима. По легенде, монахиня сказала, что давно поджидает его и старец Серафим велел передать государю, что время его прославления наступило. Позже Чичагов действительно встречался с императором и познакомил его со своим трудом — Николай II был впечатлен и поручил ему провести подготовку к канонизации старца.

Незадолго до этого Леонид Чичагов и сам принял монашество. Его новым именем стало имя Серафим — в честь саровского подвижника.

Смутные времена

Революционную смуту 1905 года Серафим (Чичагов), ставший к тому времени епископом Сухумским, принял болезненно. «Они расточают данные им права и власть для задуманной ими борьбы с религией, Богом установленной властью, с упорством неповрежденного в вере народа, с прежними законами, с христианскими понятиями о собственности, о свободе, об обязанностях перед Богом, старшими, родителями и своими ближними», — так писал он о революционерах.

Серафим Чичагов

Серафим Чичагов. Источник: po-znanie.ru

Примерно тогда же он вступил в «Союз Русского народа» — монархическую организацию, которую большевики впоследствии называли черносотенной. Революция 1917 года не сулила ему — монархисту, потомственному дворянину и священнослужителю — ничего хорошего.

В 1921 году случился первый арест — ему предъявили обвинение в попытке выехать в Польшу (к тому моменту он стал митрополитом Варшавским и Привислинским и действительно собирался ехать). Двух лет лагерного заключения — таков был приговор суда — удалось избежать: в Таганской тюрьме владыке стало плохо, и его отпустили раньше срока.

В 1924 году его арестовали во второй раз, обвинив в подготовке к прославлению преподобного Серафима Саровского. В дело пришлось вмешаться патриарху Тихону — по его ходатайству арестованного освободили через три месяца.

Ленинградская кафедра

В 1928 году владыку Серафима назначили управлять самой неспокойной епархией — Ленинградской. Именно там зародилось правоконсервативное движение «новых иосифлян», последователей митрополита Ленинградского Иосифа. Мятежный митрополит Иосиф ни в каких видах не признавал советскую власть и отказывался принять «Декларацию» нового патриарха Сергия, который готов был идти на уступки власти, чтобы сохранить Церковь.

Ленинградские приходы в своих симпатиях — за или против новой власти — разделились примерно поровну. Для патриарха Сергия было важно привлечь на свою сторону авторитетного иерарха, коим и был владыка Серафим. Он скептически относился к идее иосифлян увести всю церковную жизнь в катакомбы — главным для Серафима было продолжение богослужений и совершение таинств. «Будет литургия — будут и Церковь, и Россия», — так говорил он. В конце концов, его стараниями значительная часть «иосифлян» вернулась в лоно Московской патриархии.

В 1933 году Синод, посчитав, что так будет безопаснее для святителя, отправил его на покой. 77-летний пастырь поселился в Подмосковье, надеясь провести старость в тишине и спокойствии. Однако сбыться этим планам не удалось.

Последний подвиг

В последний раз владыку Серафима вывозили в Таганскую тюрьму под видом оказания медицинской помощи — он был уже очень болен и слаб. В тюрьме — где, как полагают исследователи его жизни, он оказался по навету одного из учеников — от него требовали публичного отречения от веры. Когда в ответ последовал отказ, его обвинили в контрреволюционной монархической деятельности.

Расстрельный приговор привели в исполнение 11 декабря 1937 года на полигоне под Бутово — там же, где нашли свой последний приют тысячи других людей, попавших под маховик репрессий (поименно известны более 20 тысяч расстрелянных). Есть сведения, что к месту казни его, 81-летнего старика, несли на носилках…

Перед смертью он сказал приговорившим его судьям: «Вы из истории хорошо знаете, что и раньше были гонения на христианство, но чем они кончались? Торжеством христианства. Так будет и с этим гонением — оно тоже кончится, и Православная церковь снова будет восстановлена, и православная вера восторжествует».

Серафима (Чичагова) прославили в лике священномучеников в 1997 году. 

Бело-синий символ чести русских моряков Далее в рубрике Бело-синий символ чести русских моряковСегодня в России отмечается День Андреевского флага, дарованного флоту первым российским императором Петром Великим

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»