Священник Роман Богдасаров: «Запрет признавать священные тексты экстремистскими — это борьба за нашу историю»
Священник Роман Богдасаров. Фото: ovco.org

Священник Роман Богдасаров. Фото: ovco.org

Новый закон оградит верующих от посягательств на их святыни, считают в Церкви

В октябре Владимир Путин внес в Госдуму проект федерального закона, согласно которому содержание священных писаний и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими. Как внутри Православной церкви относятся к этой инициативе, РП рассказал иерей Роман Богдасаров, заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

— Почему, на ваш взгляд, именно сейчас стало актуально введение такого закона?

— Конечно, этот вопрос был поднят не просто так. Сейчас мы видим, что на Западе делаются попытки признать грех нормой — грех с точки зрения Священного Писания, с точки зрения традиционных религий. В христианской Библии говорится: гомосексуализм — это грех. В этой ситуации, если какой-то судья в России или другом государстве начинает смотреть и подгонять под существующие требования современной морали священные тексты, признавая нужное нормальным, а ненужное — экстремистским, традиционные религии окажутся в незавидном положении. Они должны будут корректировать высказывания святых и пророков — просто потому, что те не будут вписываться в конъюнктуру. Это недопустимо. И цель этих поправок — защитить общество от таких посягательств.

Другой момент связан с попытками некоторых людей присвоить ярлык экстремизма священным текстам. Это касается, например, «Исламского государства», которое не имеет никакого отношения к исламу. Цель поправок — защитить общество и верующих от подобных манипуляций и посягательств.

В законопроекте Владимира Путина речь идет о четырех священных книгах. Это христианская Библия, мусульманский Коран, иудейский Танах и буддийский Ганджур. На ваш взгляд, нужно как-то расширить этот список?

— Традиция православного христианства признает священным не только Писание, но и обширный свод святоотеческих творений, постановлений Вселенских Соборов — без этих текстов мы не можем говорить о полноте канона. Эти творения объясняют нам, как правильно трактовать те или иные моменты Библии, как прочитать ее, чтобы не ошибиться и не отпасть от полноты веры.

Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов — мы совершаем богослужения по тому чину, который оставили эти святые. А кроме этого есть еще огромный пласт трудов отечественных святых. Что же теперь — проверять на экстремизм преподобного Сергия Радонежского? Или святителя Алексия, без которого, возможно, не было бы русской государственности?

Мы будем стремиться к тому, чтобы в обществе было понимание: христианство — это не только Ветхий и Новый Заветы, это еще огромное наследие, которое тоже нельзя рассматривать с точки зрения таких современных категорий, как экстремизм. В этом плане законопроект — это борьба за нашу историю. Борьба за то, что наше государство имеет огромное 1000-летнее наследие. И не зря его столицу называли «Третьим Римом», подразумевая, что она наследует еще более древней традиции.

Разворот Острожской Библии. Иллюстрация с изображением Святого Матфея. Фото: Людмила Пахомова / ТАСС

— На ваш взгляд, каковы слабые места законопроекта?

— Слабое место сейчас только одно: этот законопроект только появился, и нужны первое и второе чтения в Думе, чтобы сделать его более четким и учесть все моменты. Но здесь есть одно сильное место — решение было принято на высшем уровне нашего государства, и этот факт смягчает все слабые места. Главное сейчас не заболтать эту инициативу: не начинать многолетнюю дискуссию о том, как сделать все еще лучше. Мы живем в динамичное время, и решения надо принимать быстро.

— Как вы полагаете, этим законом могут воспользоваться новые религиозные течения? Ведь многие секты своей основой считают те же священные тексты, но только толкуют их совсем иначе.

— Не нужно смотреть на законопроект как на некую лазейку для нетрадиционных явлений. Он констатирует как раз обратное: что есть традиционное Писание, а есть новомодные новоизмышления. У последних давайте проверять хоть каждое слово на соответствие законам Российской Федерации.

— Разве недостаточно уже принятого закона о защите чувств верующих? Или вот издательский совет Русской православной церкви маркирует рекомендованные книги особым грифом — это тоже мера по отделению подлинного от ложного.

— Практика показала, что всего этого недостаточно. Судья, вы помните, возбудил дело — стал рассматривать на экстремизм священные тексты ислама. Новый законопроект — это необходимость нашего времени.

— На днях Высшая аттестационная комиссия Минобрнауки официально признала теологию научной специальностью. Такая инициатива и законопроект по священным текстам — на ваш взгляд, это грани одного процесса?

— Это шаги, без которых невозможно построить новое современное общество, основанное на традиционных ценностях. В этом смысле мы идем по правильному пути. Во многих зарубежных странах теология как наука давно существует — как существуют, например, политические партии, которые носят религиозный характер. В конечном итоге признание религиозного фактора в жизни общества — это признак прогресса страны.

— Почему получается так, что, с одной стороны, мы выводим священные тексты из закона об экстремизме, а с другой — принимаем законы, которые, например, отменяют 15-летний срок существования религиозной организации как условие для получения госрегистрации. То есть, говоря образно, почему мы закрываем дверь перед экстремистами и сектантами, но при этом широко отворяем им окно?

— Возможно, в Минюсте полагали так: отмена 15-летнего срока ожидания может способствовать позиционированию нашего государства — оно скажет мировому сообществу, что у нас никакая религия не притесняется. Но сугубо мое мнение таково: механизмы, которые защищают наше еще не окрепшее сознание — особенно в уголках нашей родины — от вторжения представителей самозваных религий, должны все же действовать. Определенный ценз оседлости для новых религиозных организаций должен существовать.

Красиво жить не запретим? Далее в рубрике Красиво жить не запретим?Необходимо ввести уголовную ответственность чиновников и менеджеров госкорпораций за нецелевые закупки

Комментарии

21 октября 2015, 08:45
Как-то несправедливо, выделили всего четыре книги, а остальные священные писания как бы сразу стали подозрительными и экстремистскими.
21 октября 2015, 15:56
Ну да, почитаешь так Библию на досуге, особенно Ветхий завет, таки там сплошная кровь и поножовщина, да и товарищ Яхве жесточайшим образом мучает народы, а уж как он торговался за смерть жителей Содом и Гоморры, таки вообще не понятно, как в такого Бога можно верить)))
21 октября 2015, 16:16
Почему РИГВЕДУ не внесли в список священных книг?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»