Правила духовной безопасности
В духовном мире существуют свои законы. Фото: Денис Абрамов/ТАСС

В духовном мире существуют свои законы. Фото: Денис Абрамов/ТАСС

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер — о том, почему законы РФ не могут защитить россиян от опасных религиозных культов, и о трех условиях настоящей свободы

Кибернетик по первому образованию, протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер более 30 лет проработал в структуре МВД, дослужился до звания полковника и в конце 90-х — начале 2000-х был заместителем начальника Центра криминальной информации ГИЦ МВД России. В качестве консультанта депутата Госдумы участвовал в разработке закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». В возрасте 47 лет крестился, а спустя 11 лет был рукоположен в диаконы. Долгое время совмещал службу в МВД с антисектантской деятельностью: участвовал в судебных процессах против «Международного общества сознания Кришны» и в расследованиях противоправной деятельности секты «Аум синрике» на территории России. В 2010-м он стал одним из главных разработчиков Программы мероприятий по обеспечению духовной безопасности. До сих пор борьба с деструктивными культами является для отца Андрея одним из главных направлений в работе.

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер

Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер. Фото: Марина Губина/ Русская Планета

— Духовный мир по своей структуре, — считает отец Андрей, — очень похож на стратификацию человеческого общества в целом. В нем так же, как и в обычном социуме, есть добросовестные законопослушные граждане, есть индифферентные и есть маргинальные слои. И в духовном мире, конечно, существуют свои законы. Именно традиционные религии соблюдают это и потому выжили. А то, что в народе называют сектой, является в духовном смысле беззаконным. Деструктивные религиозные объединения игнорируют духовные законы, и потому они неизбежно будут нарушать и все остальные законы — не только нравственные, но и государственные. Практически во всех западных странах существует такое понятие как религиозные направления, получающие определенные преференции со стороны государства. Если какое-то религиозное объединение на правительственном уровне признано социально значимым, созидательным, то в Европе оно получает определенные льготы и преимущества. Лишь в странах бывшего СССР все по-другому: поддержки созидательные религии не получают, что по сути открывает дорогу любым объединениям.

— Но у нас ведь есть закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», где прописаны права и условия деятельности той или иной религиозной организации, а также основания, по которым можно эту деятельность запретить…

— Все так, но на практике этот закон оказывается очень несовершенным. Я как представитель МВД принимал участие во второй рабочей группе, которая как раз и занималась разработкой принятого в 1997 году документа. И споры тогда велись ожесточенные. Чего стоит хотя бы тот факт, что в первой версии закона вообще не было ни одной статьи, опираясь на которую можно было бы запретить деятельность той или иной религиозной организации. И в рабочей группе, например, тогда не было представителей православных и исламских религиозных объединений, зато был представитель «Общества сознания Кришны». Неизвестно, что было бы со страной, если б эту версию приняли. Хорошо, вовремя одумались: появилась группа разработчиков закона, которая стала активно настаивать на том, чтобы запретительные статьи в нем появились. И тогда первую рабочую группу разогнали, собрали вторую, и работа началась заново.

— И в чем сейчас заключается главное несовершенство закона «О свободе совести»?

— Главное несовершенство и одновременно большая ошибка в том, что в этом законе не выделены религиозные направления, которым государство оказывало бы поддержку. Именно традиционные религии, я считаю, должны на законодательном уровне получить некие преференции в нашей стране. Необходимо также четко прописать, с какими объединениями государство взаимодействовать не будет. В наших законах до сих пор совершенно отсутствует система профилактики и прогнозирования того, как тот или иной религиозный культ может воздействовать на общество. А это ведь напрямую касается вопросов безопасности страны и каждой отдельной личности, потому нужно внедрить правовой инструмент оценки культов. В идеале: когда культ только создается на территории страны, мы должны прогнозировать, чего ждать от него в дальнейшем.

— Но как же быть в этом случае со свободой совести и вероисповедания, которые прописаны в Конституции РФ, и согласно которым каждый вправе исповедовать свою веру, не подвергаясь дискриминации со стороны государства?

— Это не дискриминация, а обеспечение нашей с вами безопасности. В государстве есть такие структуры, как МВД, ФСБ, и мы воспринимаем их существование как данность, необходимость. Духовная сфера жизни общества тоже нуждается в обеспечении безопасности, что в нашей стране было доказано в 90-е годы, когда была предпринята атака различного рода деструктивных культов. Никто не понимал, как жить дальше и кому верить. И это было золотое время для сектантов. Но этот метод не прошел: мы стали активно сопротивляться, и как раз тогда появился большой интерес к православию. Знаете, что защитило? Семья. Она для сектантов — враг № 1, так как передает традиционные ценности. Несмотря на десятилетия атеистического советского режима, у большинства россиян сохранился православный менталитет. Человек может не любить православие, но он живет в традиционной православной среде и все равно впитывает в себя основные нравственные законы. Но сейчас тактика деструктивных культов изменилась — они внедряются тихо. И по современным исследованиям российских спецслужб и антисектантских организаций, сект на территории России сейчас даже больше, чем было в 90-е годы.

— А появились ли у деструктивных культов в последние десятилетия какие-то новые методы воздействия на человека и способы внедрения в общество?

— Очень многие секты сейчас маскируются под благотворительные организации. Новым средством воздействия стал Интернет. Сатанисты, к примеру, теперь используют новый вид человеческих жертвоприношений: именно через всемирную паутину так воздействуют на человека, что тот совершает самоубийство. Вообще, одна из основных причин того, что люди попадают под влияние деструктивных культов, кроется в нашем вопиющем невежестве. Многие думают, что, к примеру, кришнаиты и православные — это почти одно и то же, разница лишь в несущественных нюансах, и все мы верим в одного Бога. Это не так. Беда еще и в том, что деструктивные культы применяют на практике те же самые слова, что используются в традиционных религиях.

Каким же образом можно понять, что ты сам или кто-то из близких попадает под влияние деструктивного религиозного направления?

— Первый критерий — это игнорирование или нарушение духовных законов. Вообще, чем созидательнее религия, тем больший статус она придает каждой отдельной личности. В том же православии каждый из нас имеет бесконечно высокий статус — мы созданы по образу и подобию Божьему. Иисус в Новом завете говорит: «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Но, чтобы быть по-настоящему свободным, нужно три условия. Первое — наличие информации. Свобода — это ведь всегда выбор, но чтобы выбирать, мы должны иметь объективную, полную и своевременно полученную информацию. Второе условие — компетентность, то есть возможность эту информацию понять. Третье — адаптированность информации с учетом зрелости аудитории. Только при соблюдении этих трех условий можно говорить о свободе. Если хотя бы одно из этих условий нарушается, значит, над вами совершается насилие, вас зомбируют, лишают свободного выбора.

— И как этому противостоять?

— Самый верный способ — вести церковную жизнь, соблюдая духовные законы и опираясь на многовековой опыт именно традиционных религий. И следует понимать, что система духовной безопасности, которую сейчас разрабатывают в нашей стране, — это отнюдь не прессинг, это словно система правил дорожного движения: соблюдение этих норм поможет избежать многих серьезных ошибок и проблем.

Северный прием Обамы Далее в рубрике Северный прием ОбамыОдна из главных тем саммита США и стран Скандинавии — угроза со стороны России

Комментарии

Ну да, тут всё "на тоненького" - ведь Христианство это тоже в некотором роде своеобразный "культ", не так ли...?
Так что людям прежде всего надо своей головой думать, чувствовать душой, слушать то что подсказывает ему сердце.
Хотя, люди ведь тоже разные бывают... Бывают умственно-отсталые, душевнобольные, или злые, жестокосердечные...
Первородный грех, а так же потомственные (наследственные) и личностные грехи ведь никто не отменял...
Но важно уметь чувствовать и дарить добро, стремиться к свету...!
15 мая 2016, 12:37
кибернетик, пришедший в религию - это очень интересно. Почти прямое доказательство существования Всевышнего.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»