Новости – Люди
Люди
Свободный Расход
Алексей Расходчиков. Фото: murmanout.ru
Из мурманской колонии вышел дважды избитый полицейскими анархист
15 октября, 2014 11:09
9 мин
Мурманский анархист Алексей Расходчиков по прозвищу Расход, осужденный на год колонии за применение насилия к полицейскому, 10 октября вышел на свободу. Последние четыре месяца он пытался добиться условно-досрочного освобождения, но полный срок заключения истек раньше.
Конфликт между силовиками и анархистом, в результате которого последний оказался за решеткой, произошел вечером 23 июля прошлого года в центре Мурманска. Полицейский патруль остановил группу молодых людей для проверки документов.
По словам Расходчикова, он поинтересовался причиной проверки, потребовал от сотрудников полиции представиться и спросил, задержан ли он. Не получив четкого ответа на свой вопрос, молодой человек попытался уйти. Один из патрульных по фамилии Елисеев сразу повалил его на землю, после чего полицейские принялись его избивать; Расходчиков не сопротивлялся, а лишь пытался закрыться от ударов. Затем, уже когда он лежал лицом вниз и на нем застегивали наручники, раздался металлический звон и один из полицейских произнес: «Смотрите, да у него еще и нож», — это «бабочка» выпала из чехла.
Следователи, в свою очередь, утверждают, что анархист в момент проверки был пьян и пытался ударить Елисеева ножом.
По данным силовиков, обвиняемый наносил удар левой рукой, хотя Расходчиков, по его словам, — правша и носит нож на правом бедре. У патрульного обнаружились только царапины на руках — «девять небольших скальпированных порезов», которые медицинская экспертиза не признала вредом здоровью потерпевшего. На ноже не нашлось ни отпечатков пальцев, ни следов крови. Видеозаписи с камер наблюдения у ТЦ «Волна» на площади Пяти углов частично подтверждают версию защиты. Были и камеры ближе и с лучшим обзором места происшествия, но, по утверждению местной полиции, в тот день они по неизвестной причине не работали.
В тот же вечер Расходчиков был доставлен в отделение полиции, где его, предположительно, избили еще раз. Приехавшие к нему члены Общественной наблюдательной комиссии обнаружили лужи крови. «Они его скрутили, надели наручники и увезли в участок; там еще на колени поставили и зачем-то головой по стене прошлись. Когда он сказал, что ему плохо, вызвали "скорую". Все это время он был в наручниках — сняли только на операционном столе. После того, как его зашили — шесть швов на голове — он мне позвонил, я приехала с ОНК, той же ночью пошли в отдел собственной безопасности и написали заявление об избиении», — рассказывает член ОНК Татьяна Кульбакина. «В отделе я своими глазами видела кровавые пятна на полу и на стенах, расположенные так, как не накапало бы с человека в вертикальном положении. Видела ребят со следами от наручников, видела полицейского в окровавленной форме», — вспоминает она.
Алексей Расходчиков с пятном собственной крови в здании ОВД. Фото: Ирина Пайкачева / onk.su
Алексей Расходчиков с пятном собственной крови в здании ОВД. Фото: Ирина Пайкачева / onk.su
Поначалу Расходчикова обвиняли в нарушении общественного порядка. В протоколе нанесение ранений полицейскому не значилось. Суд оштрафовал его на 100 рублей.
Параллельно активист ходил на беседы в Отдел собственной безопасности: ему звонили, договаривались о времени. Сторонники анархиста полагают, что нежелание договориться с полицейскими и привело к появлению уголовного дела более чем через неделю после инцидента.
Летом анархист поехал на турбазу под Апатитами на образовательно-правозащитную конференцию «Восток Форум». 1 августа там его застал очередной звонок из ОСБ: следователь договорился с анархистом о новой встрече через три дня. В тот же день на Расходчикова завели уголовное дело по части 2 статьи 318 УК (применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти), а 12 часов спустя ОМОН штурмовал турбазу.
«Там были люди из Германии, которые не понимали, чего от них хотят. Кого-то тащили по полу. Один из них лежал в наушниках, спал. Проснулся от грубого толчка в бок, открывает глаза — а там дуло автомата. Снимает наушники — ему что-то говорят по-русски, он ничего не понимает. А этот парень как раз в одной комнате с Расходчиковым, там обыск. Он в шоке от того, что все вещи перерыли, а на следующий день у него еще следователь пытается какие-то показания брать», — вспоминает участвовавшая в конференции Кульбакина. Ситуация усугублялась тем, что двумя неделями ранее полиция уже устраивала рейд против «Молодежного правозащитного лагеря» на турбазе под Мурманском. Двух голландских документалистов обвинили в пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.
%PART%
5 августа Октябрьский районный суд Мурманска избрал в качестве меры пресечения для Расходчикова ежедневный домашний арест с 22:00 до 8:00 и запрет на телефонную связь. 11 февраля суд приговорил анархиста к году колонии общего режима. С учетом срока, проведенного под домашним арестом, Расходчиков вышел на свободу 10 октября 2014 года. За восемь месяцев заключения он успел побывать в двух колониях: сначала в ИК-16 в Мурмашах, а с апреля — в ИК-20 в Зеленоборском. Именно с этим были связаны проволочки с УДО.
Ходатайство об условно-досрочном освобождении Расходчикова суд принял еще 5 июня. 25 числа оно было отклонено. С одной стороны, активист не получал взысканий и имел гарантии трудоустройства. С другой, обе колонии заявили, что он пробыл в них недостаточно долго, чтобы они могли дать какую-либо характеристику. Кроме того, «в минус» анархисту пошло и непризнание вины, хотя формально это не является обязательным условием УДО.
Рассмотрение апелляционной жалобы на отказ в УДО суд откладывал несколько раз из-за отсутствия видеосвязи с колонией. В итоге заседание состоялось 21 августа после ходатайства Расходчикова о рассмотрении дела в его отсутствие. Тут-то в вышестоящей инстанции заметили, что предыдущее решение тоже было вынесено в отсутствие осужденного, но в тот раз он на это согласия не давал. Дело вернули на повторное рассмотрение, которое должно было состояться 26 сентября. Но Расходчиков сам отозвал заявление: до конца срока оставалось всего две недели.
Алексей Расходчиков по выходу из колонии. Фото: raskhodchikov.info
Алексей Расходчиков по выходу из колонии. Фото: raskhodchikov.info
РП поговорила с вышедшим на свободу активистом.
— Алексей, вы провели восемь месяцев в исправительной колонии, до того шесть месяцев под домашним арестом. Что можете рассказать о заключении?
— О заключении могу сказать, что большинство из впервые осужденных вряд ли представляют, что скрывается за сухой юридической формулировкой «лишение свободы». Речь идет не столько о лишении свободы (само наличие которой в нашем государстве сомнительно), но о лишении возможности вернуться к нормальной жизни после тюремного заключения. Та система, что не иначе как с издевательской иронией названа «исправительной», способна лишь калечить людей, попавших в ее мясорубку. И если бывшему зеку удается избегнуть преступного образа жизни в его дальнейшей жизни, то это исключительно его заслуга, а никак не управления ФСИН, ведь даже сотрудники этого самого управления признают, что перевоспитание — это последнее, чем занимаются наши ИК.
— Чем вы планируете заниматься теперь?
— В первую очередь я планирую добиться правосудия и полного моего оправдания. То, что мое дело сфабриковано, очевидно каждому здравомыслящему человеку, готовому потратить немного времени на хотя бы беглое ознакомление с его материалами, представленными в сети. За исключением судей, разумеется. Кроме того, я планирую продолжить заниматься развитием анархических идей и практик (в дозволенных законом пределах, разумеется) в своем родном городе. Государство далеко не в первый раз своей бессмысленной жестокостью само обличило свою лицемерную бесчеловечную сущность; я надеюсь, что моя история послужит делу разрушения мифа о справедливости и легитимности госмашины.
— Не думали уехать, как это делают многие в похожих ситуациях?
— Уезжать я не планирую, хотя и не исключаю такой возможности. Покинуть родной край, не попытавшись добиться справедливости, — значит признать право авторитарного режима на насилие, тем самым оказав ему содействие. У меня есть голос, и я приложу все усилия, чтоб он был услышан.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости