Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Суровый стиль» оттепели

Никита Хрущев разносит Элия Билютина. Фото: wikipedia.org

В издательстве Paulsen вышел первый путеводитель по собранию русского искусства XX века в Третьяковской галерее
Сергей Простаков
29 июня, 2014 11:13
10 мин
В издательстве Paulsen вышел первый в своем роде путеводитель по экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу, где экспонируется русское искусство XX века. Под одной обложкой собраны тексты искусствоведов, которые анализируют картины, ранее мало известные широкой публике. Другим достоинством путеводителя являются многочисленная прямая речь художников — творцы сами рассказывают о своих произведениях. Благодаря этому книга, естественно, выходит далеко за рамки путеводителя по отдельной экспозиции музея, превращаясь в полноценную историю искусства.
«Русская планета» с разрешения издательства Paulsen публикует фрагмент книги, посвященный живописи «сурового стиля» 19501960-х годов.
С началом десталинизации в эпоху хрущевской оттепели (19561962) молодые художники стремились вырваться из культурного вакуума соцреализма, который перерождался в безликую учебно-производственную систему. Портреты вождей и официозные тематические картины создавались до самого конца советского периода, но уже не воспринимались как произведения искусства. В поисках связи времен шестидесятники обратились к наследию 1920-х годов — эпохе революционных идеалов, не искаженных сталинским правлением. Эта позиция постепенно оформилась в официальную идеологию оттепели. Посвященная 30-летию МОСХА выставка, которая открылась в конце 1962 года, вызвала самые ожесточенные споры в развитии советского искусства. На ней экспонировались работы 19201930-х годов, табуированные в период соцреализма, а также произведения молодых авторов, демонстрирующих отступление от официальных канонов.
Обложка путеводителя по собранию русского искусства XX века в Третьяковской галерее
Обложка путеводителя по собранию русского искусства XX века в Третьяковской галерее
Наибольший гнев генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, посетившего выставку, вызвали абстракционисты студии Элия Белютина, но также досталось Николаю Андронову, Павлу Никонову и другим создателям так называемого «сурового стиля» 1960-х годов. Определение «суровый стиль» намекает на «суровые будни» и «правду жизни», которую шестидесятники противопоставили вечному празднику соцреализма. Кроме обращения к будничной тематике правдивость и убедительность «суровому стилю» придавало обнажение живописных приемов, плоскостная огрубленная трактовка образов. На этом пути шестидесятники активно использовали и совмещали традиции «Бубнового валета», ОСТа и даже символизма.
Программные произведения «сурового стиля» — «Плотогоны» Николая Андронова и «Геологи» Павла Никонова — демонстрируют разнообразие источников. И если в «Плотогонах» цветовые эффекты Петра Кончаловского сочетаются с мотивами Александра Дейнеки, то в «Геологах» актуализируется традиция Павла Кузнецова с проекцией на иконописную стилистику Дионисия, что в глазах советских идеологов началах 1960-х годов выглядело абсолютной крамолой. Сам факт обращения «суровых» к запрещенным ранее традициям уже воспринимался современниками как радикальный новаторский жест, хотя в живописи 1960-х годов уже чувствуется определенная исчерпанность и «усталость» тематической картины.
Движение нонконформистов и резонанс, который оно получило в западных средствах массовой информации, заставили идеологов расширить стилистические рамки официального искусства. К концу 1960-х годов «суровый стиль» получил официальное признание, в 1969 году в МОСХе была создана отдельная молодежная секция и художники получили право на индивидуальное высказывание, разумеется, в рамках установленных правил игры. Эти узаконенные молодежные революции расшатывали устои советского общества.
В целом в искусстве 1970-х годов наблюдается полистилистика, предполагающая игру с традициями, и диалог художественных языков, характерные для эстетики нарождающегося постмодернизма. В работах Виктора Попкова, Дмитрия Жилинского, Татьяны Назаренко очевидно обращение не только к ближним, но и к дальним традициям — древнерусской иконописи, искусству раннего Ренессанса, примитивам XVIII века. Экспрессия шестидесятников угасает и вытесняется холодной ретроспективной отстраненностью «ученого» взгляда и полистилистикой. В ряде случаев художники буквально «контрабандой» вводят в свои произведения эстетику поп-арта, фотореализма и других актуальных направлений западного искусства. «Двойная оптика», стилевые игры с использованием цитат и намеков вполне соответствовали «двойной жизни» в позднесоветском обществе. «Быть собой» — отчаянное кредо 1960-х годов — поколение семидесятых восприняло как плохую театральную позу и предложило «быть другим», не впадая в самообман.
Вместо «суровых» ударников, которых авторы зачастую списывали со своих друзей, в картинах семидесятников появляются собственно друзья, проводящие время в «серьезных» беседах или просто отдыхающие. Тема производственного труда сменяется темой труда «нематериального», связанного с интеллектуальной деятельностью.
Виктор Попков у себя в мастерской. Фото: Лев Иванов / РИА Новости
Виктор Попков у себя в мастерской. Фото: Лев Иванов / РИА Новости
Искусство 1980-х годов уже не имеет ярко выраженной стилевой тенденции. Советские художники либо продолжают традиции «сурового стиля» и ретроспективизма 1970-х годов, либо пытаются адаптироваться интернациональному контексту постмодернизма.
Виктор Попков. «Строители Братска»
«Строители Братска» — программная работа, во многом определившая лицо направления, которое художественный критик Александр Каменский охарактеризовал как «суровый стиль». Искусство «суровых» в пику сталинскому соцреализму отличалось упрощенными моделировками форм, жесткими ритмами контуров и драматизацией колористического строя за счет использования открытых цветов. Все эти приемы использовались и воспринимались как способ прямого «правдивого» высказывания и прямого действия в противовес вечному празднику сталинского соцреализма. Тем не менее произведения «суровых» были вписаны в систему советского художественного производства, которая при создании больших тематических полотен, как правило, предполагала творческие командировки в качестве гарантии подлинности и «реалистичности» представленных изображений. И в центре внимания по-прежнему оставались ударные стройки гигантов социалистической индустрии.
На рубеже 19501960-х годов ресурсы всей страны были направлены на строительство Братской ГЭС — одной из крупнейших гидроэлектростанций в СССР. Возведение станции началось в 1954 году и завершилось в 1967 году — к 50-летию Октябрьской революции. В советской экономике и политике Братская ГЭС имела не только стратегическое, но также идеологическое значение, поэтому на строительство командировались люди искусства, которые по впечатлениям от поездки создавали песенные циклы, поэмы и повести. Так, в 1961 году Евгений Евтушенко написал поэму «Братская ГЭС».
Картина Попкова «Строители Братска» также была написана после творческой командировки. И, по свидетельствам друзей — участников поездки, Виктор Попков, в то время недавний выпускник МГХИ имени В. И. Сурикова, восхитился колоссальными масштабами стройки и сделал множество натурных набросков, в которых запечатлел лица строителей. Однако в процессе работы над картиной художник практически отказался от привезенного материала и вместо реальных рабочих написал своих друзей и знакомых, используя их в качестве моделей. В конечном итоге этот несколько условный постановочный характер композиции даже усилился, поскольку Попков не стал конкретизировать обстоятельства места и времени, погружая своих героев в ночной сумрак с мельканием огней на горизонте. Таким образом, вместо панорамы сибирского пейзажа в картине появляется локальное пространство, словно подсвеченное софитами, и поэтому бригада строителей кажется агитбригадой актеров, расположенных на мизансцене.
«Строители Братска», Виктора Попкова. Изображение: artpoisk.info
«Строители Братска» Виктора Попкова. Изображение: artpoisk.info
Симптоматично, что в картине Попкова строители представлены не за работой, как это часто имело место в традиции соцреализма. Они не действуют, они буквально выступают вперед гордые, спокойные и уверенные в себе. Их общность не вызывает сомнений, но каждый член бригады также существует и в собственном пространстве благодаря строгому и выверенному распределению пространственных интервалов. Герои вынесены на первый план, и темный фон за их спинами в отличие от «светлых далей» соцреализма не раскрывает ясных перспектив. В картине Попкова все зависит только от единства этой малой группы, а также от личного участия и волевого усилия всех ее членов. Строители ждут сигнала и подают сигналы, они готовы к действию, так же как готовы к диалогу и прямому высказыванию.
Именно поэтому образы, созданные художниками «сурового стиля», имели кредит доверия у современников, которые хотели не только работать и радоваться, но также общаться и думать. В культуре 1960-х годов «Строители Братска» задали новое антропологическое измерение. Через несколько лет похожие мизансцены с голыми подмостками и полным отсутствием натуралистических декораций можно будет увидеть в постановках Юрия Любимова в театре на Таганке.
В своих следующих работах Виктор Попков отказался от прямой и броской трактовки образов в пользу отстраненной стилизации и символического обобщения и дал толчок ретроспективизму 1970-х годов.
В 2005 году группа молодых художников «Что делать?» сняла видео «Строители», в котором участники группы попытались сделать «живую картину» по мотивам «Строителей Братска» и таким образом «протестировали» ее как метод моделирования социальных, творческих и рабочих групп.
«Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу. Искусство XX века. Путеводитель» М.: Paulsen, 2014
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ