«"Сухого закона" не было, учили культуре пития»
Емкости под исконно русские напитки. Фото: Екатерина Вулих / «Русская Планета»

Емкости под исконно русские напитки. Фото: Екатерина Вулих / «Русская Планета»

Рязанский историк — о мифическом «беспробудном пьянстве» и наследии Попечительства о народной трезвости

Российское государственное учреждение Попечительство о народной трезвости было создано «для ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками» в 1894 году. Именно тогда была введена монополия государства на производство спиртных напитков и торговлю ими. В Рязанской губернии Попечительство появилось в 1901 году. Оно занималось надзором за выполнением правил торговли крепкими спиртными напитками, распределением субсидий уездным обществам трезвости, организацией народного досуга, распространением брошюр о вреде употребления крепкого алкоголя. Историк и директор Шиловского краеведческого музея Александр Гаврилов рассказал «Русской планете» о преобразованиях, произошедших в уезде с появлением попечительства.

От крепостного до «хозяина Оки»

— Начну с того, что в российской истории с советского времени присутствуют искажения. К примеру, каким вам представляется среднестатистический русский крестьянин? Изможденным тяжелой долей, оборванным и пьяным? — спрашивает Александр Петрович. — А посмотрите на узорчатую печную дверку — она была установлена на простой печи в крестьянской избе в первой половине XIX века. Не думаю, что нищий изможденный раб мог позволить себе заиметь такое произведение искусства. Или близлежащее село Ерахтур, принадлежавшее Николаю Никитовичу Демидову. Там на крестьянских могилах стоят надгробья из черного мрамора. Еще в пример можно привести нашего земляка, известного художника Ефима Фаддеевича Грушина. Его родители, будучи крепостными, держали в Москве лавку с «красным» товаром. Так что между крепостниками и крепостными были многогранные отношения.

Например, бывший крепостной крестьянин Александр Вуколович Качков и вовсе стал «хозяином Оки» — крупным судовладельцем, «теневым» влиятельнейшим человеком России, впоследствии потомственным почетным гражданином.

— Это я к тому, что повальное пьянство среди русских мужиков — тоже часть мифа, который уже пора развеять, — рассказывает Александр Петрович, показывая на стенде фото степенного старца с окладистой бородой.

Не «не пить», а закусывать

В углу комнаты музея располагаются бутыли и «мерзавчики», бочки и кувшины.

— Это емкости для исконно русских напитков, в большинстве случаев слабоалкогольных, — объясняет историк. — Издавна у нас варили пиво, вино, в том числе и пшеничное, которое было крепче остальных напитков. Этот алкоголь не вызывал привыкания. Привыкание начал вызывать «чистый» спирт, который содержался в водке. Он вызывал такое же привыкание, как героин, к примеру, как любой «чистый» продукт, отрицательным образом действуя на память и мыслительные способности. К тому же в водке присутствовали сивушные масла. Все это губительно сказывалось на здоровье людей. Но приносило огромную прибыль. Даже многие крестьяне, бывшие крепостные, стали производить этот спирт на продажу в очень больших количествах. И со временем водка вытеснила наши русские слабоалкогольные вина.

В противодействие этому государь Александр III создал общество попечителей о народной трезвости. Оно не требовало полного отказа от алкогольных напитков, оно требовало от народа употреблять плодово-ягодные вина и закусывать горячими блюдами. Именно для этого в шиловской чайной, построенной на средства общества, раз в сутки подавалось бесплатное горячее блюдо.

Члены попечительского совета Шилова с церковным хором

Члены попечительского совета Шилова с церковным хором. Фото: Екатерина Вулих / «Русская планета»

Александр Гаврилов поясняет, что содержалось общество на личные средства императора, на деньги благотворителей, на средства, вырученные от продажи специальной литературы о пользе здорового образа жизни, от развлекательных мероприятий. Деньги в конце XIX века выделялись колоссальные: по рублю золотом на человека в каждом уезде. В Спасском уезде, к примеру, проживало на тот момент до 80 тыс. человек. На эти средства открывались библиотеки, народные дома и чайные, передвижные кухни, пропагандировался здоровый образ жизни. С другой стороны, и доходы казны от продажи спиртных напитков стали просто гигантскими и к 1913 году составили 27% общих государственных доходов.

Попечительство устраивало чайные, в которых, помимо самого чая с сахаром (стоимостью в 1 копейку), подавали горячие блюда. Есть сведения, что бедным крестьянам чай отпускали бесплатно. В чайных также продавали молоко и кофе, фруктовый квас — они стоили не дороже 20 копеек. Именно здесь посетителей приучали к чистоте и гигиене, красивому оформлению подаваемых блюд.

— Местные жители рассказывают, что в чайной на привокзальной площади в Шилове выступал сам Шаляпин. Якобы Федор Иванович ехал на поезде, начальник станции вместе с членами местного попечительского совета остановил этот поезд, зашли с хлебом-солью и попросили его спеть. Когда я начал разбирать архивные документы по обществу, выяснил, что Шаляпин был одним из видных его попечителей, так что легенда о местных концертах певца получила косвенное подтверждение. Оказалось, что тот самый Шаляпин, который говорил, что бесплатно поет только соловей, выступал за деньги лишь в крупных процветающих городах, а в маленьких деревнях и селах очень часто давал абсолютно бесплатные концерты.

«Трезвость была нормой крестьянской жизни»

Александр Петрович еще раз повторяет, что никакого «сухого закона» не было, а внедрялась именно «культура пития». По его словам, некоторые члены общества отказывались от алкоголя полностью, носили своеобразные красные жетоны, но личный «сухой» образ жизни никому не навязывали. Добровольно отказывались от алкоголя отцы больших семейств и владельцы крепких хозяйств, не пили даже в праздники. В губернии общество выращивало виноград — порядка 9 сортов. Поэтому были и виноградные вина, устраивались даже конкурсы виноделия.

— Русская трезвость — это не слова, Общество вело статистику, согласно которой на самом деле трезвость была нормой крестьянской жизни. Поэтому население положительно отнеслось к созданному обществу. В Шилове была ячейка Общества попечительства, крестьяне часто выступали со своими инициативами. Так, в журнале заседаний за февраль 1909 года можно найти запись о прошении крестьянина Акима Иванкова, который выступил с предложением «об открытии в их селе крайне необходимой народонаселению попечительской библиотеки-читальни при земской сельской школе; снабдив ее потребным количеством религиозно- просветительных и других полезных и необходимых народу книг и изданий, а также волшебным фонарем и картинками к нему…». Действительно, средства на создание уездной библиотеки были выделены — 120 рублей золотом. К 1916 году в библиотеке, помимо газет и журналов, насчитывалось 500 книг. Кстати, всего в Рязанской губернии к 1909 году уже существовало 137 народных бесплатных библиотек.

Александр Гаврилов сожалеет, что о наследии, которое оставило Всероссийское Общество попечительства о трезвости, мало говорят и мало знают.

— Возникновение клубов, бесплатных библиотек, а также забота о здоровом образе жизни народа почему-то приписывается исключительно большевикам и последующему коммунистическому строю. Но это не так, — заключает историк. 

«Я — фотограф мужицкий» Далее в рубрике «Я — фотограф мужицкий»Как знаменитый фотохудожник из Вятки показал миру жизнь российского крестьянина

Комментарии

10 апреля 2016, 12:34
В любом социуме всегда находятся отдельные личности, которые своим примером очень портят всю статистику. Вот так и с пьянством. Русские вообще не пьяницы не разу. И на Западе, между прочим, испокон веков пили больше. Но пьянью почему-то стали считать нас. Это просто часть той информационной войны, которыя призвана для того, что бы убить в русских всю национальную гордость и сделать из них посмешище для всего мира.
10 апреля 2016, 22:31
Про русскую трезвость до Великой Октябрьской Социалистической Революции можно почитать у Толстого, Куприна, Горького и особенно, подчеркиваю особенно у Лескова
11 апреля 2016, 09:37
Молодцы. Заботились о народе, культуру прививали... Не сравнить с суровым аскетизмом изб-читален в раннесоветское и с убогой реальностью сухого закона в позднесоветские времена...
11 апреля 2016, 16:31
То то и оно, что нужно не эталон разбавленный в магазинах продавать, а нормальный натурпродукт!
А счастливым обладателям частного дома или дачи можно заниматься виноделием и самогоноварением для личного потребления.
Главное - всегда чувствовать меру!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»