Новости – Люди












Люди
«Состоит на учете как экстремист»

Алексей Гаскаров. Фото: Сергей Бобылев / ИТАР-ТАСС
Продлен арест левого политика Алексея Гаскарова; суд над «второй волной» обвиняемых по «болотному делу» может начаться в марте
3 февраля, 2014 16:23
8 мин
В понедельник, 3 февраля, Басманный суд Москвы постановил оставить в СИЗО еще на три месяца одного фигуранта «болотного дела» антифашиста Алексея Гаскарова. По словам адвокатов, Гаскаров и другие обвиняемые из «второй волны» арестов по делу о массовых беспорядках на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года уже ознакомились с половиной материалов уголовного дела, и можно ожидать, что к середине марта дело все-таки поступит в суд.
— Гаскаров вел скрытный образ жизни, ночевал в разных местах, использовал приемы конспирации, — скучным голосом зачитывал следователь Игорь Симбирев, сутулый и усталый мужчина в блестящих погонах. Было видно, что суд по продлению ареста представитель обвинения воспринимает как пустую формальность. У следствия «имеются основания полагать», что Гаскаров может скрыться, может надавить на свидетелей, может уничтожить улики и может продолжить преступную деятельность. Какие основания имеются у следствия, он не уточнил.
— Необходимость применить к нему ранее избранную меру пресечения не отпала, — резюмировал усталый следователь Симбирев.
Судья Наталья Мушникова стала перелистывать материалы дела: вот допрос свидетеля, «чьи анкетные данные сохранены следствием в тайне», вот показания самого Гаскарова, вот опознание его людьми под псевдонимами Иванов и Петров (под этими именами скрываются полицейские, возможно, из управления МВД по противодействию экстремизму, которые якобы видели, как Гаскаров напал на омоновца), вот справка из полиции города Жуковского, согласно которой Гаскаров «состоит на учете как экстремист».
Как считает адвокат антифашиста Дмитрий Динзе, следователь в своем выступлении привел «много фактуры, которая не подтверждается материалами дела». По его словам, не было приведено никаких свидетельств и доказательств того, что Гаскаров скрывался и «применял приемы конспирации» (он жил у родителей, а в квартире по месту прописки регулярно появлялся, поскольку там шел ремонт), нет подтверждений того, что Гаскаров «обладает значительными денежными средствами» и потому может скрыться. Само расследование дела уже было официально завершено, и непонятно, как теперь можно «воспрепятствовать производству по делу».
Гаскаров обвиняется в участии в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК) и применении насилия к представителю власти (часть 1 статьи 318). По версии следствия, 6 мая 2012 года на Болотной площади он попытался вырвать из цепочки солдата внутренних войск Булычева, дернув его за руку, а затем «применил насилие» к бойцу второго оперативного полка полиции Игорю Ибатулину, потащив того за ногу.
Сам Гаскаров не отрицает, что тащил Ибатулина. По словам антифашиста, он пытался оттащить бойца от лежащего на асфальте демонстранта, которого тот якобы избивал дубинкой. В обоих случаях признанным потерпевшими полицейским не было причинено никакого вреда, говорит Динзе, а на видеозаписи четко видно, что Гаскаров и не пытался причинить им вред.
— Оттаскивание потерпевшего Ибатулина и разворот за плечо потерпевшего Булычева не тождественны применению насилия, — настаивал адвокат.
Гаскаров и его защита утверждают, что обвиняемый 6 мая был сам избит неизвестным бойцом ОМОН, который сильно ударил упавшего демонстранта ногой по лицу. После этого антифашист обращался с заявлением в Следственный комитет, но безрезультатно.
Динзе привел заключение ветерана спецназа МВД и эксперта в области тактико-специальных действий Игоря Бурмистрова, который изучил видеозапись действий Гаскарова 6 мая. Эксперт не нашел агрессии в поступках подсудимого: по его мнению, на Болотной площади тот лишь разнимал драку. Действия неустановленного омоновца эксперт охарактеризовал как «добивающий удар», который был нанесен беззащитному и не представляющему опасности человеку, причем без последующего задержания. Сам удар ногой в бровь Гаскарова эксперт описал как «лоу кик либо маваши гири».
Другой адвокат Гаскарова Светлана Сидоркина напомнила, что при вынесении решения о мере пресечения «суд обязан принимать во внимание данные о личности обвиняемого». Она попросила приобщить к делу несколько характеристик, трудовой договор, адвокатский опрос его знакомых и соседей, письмо жителей Жуковского и многочисленные интервью и комментарии в СМИ, которые должны показать, что Гаскаров не скрывался от следствия, а необорот, вел открытый и публичный образ жизни.
Сидоркина зачитала показания антифашиста Игоря Полозенко, который рассказал, что весной 2013 года он находился под домашним арестом по «делу Мосшелка». И тогда к нему домой приходили оперативники из Центра «Э», которые предлагали Полозенко «решить проблему с уголовным преследованием». Для этого он должен был подписать предложенные оперативниками показания против Гаскарова, в которых говорилось, что именно Гаскаров якобы был «организатором штурма» общежития «Мосшелк».
Адвокаты попросили смягчить меру пресечения на домашний арест или залог.
— У меня это уже четвертое продление ареста, поэтому я не вижу смысла подробно повторять все те аргументы, которые я здесь уже говорил, — обратился к суду сам Гаскаров.
Он коротко обратил внимание, что одни и те же его действия следствие квалифицировало сразу по двум статьям Уголовного кодекса. Согласно материалам дела, боец Ибатулин получил легкие повреждения от действий «неустановленных лиц», а не Гаскарова. Он повторил, что не отрицает, что действительно дернул этих правоохранителей за руку и за ногу, но не считает это «побоями» или же «насилием». «Наша позиция со следователями расходится именно в квалификации дела», — заметил Гаскаров.
После двухчасовых раздумий судья Мушникова предпочла привычно удовлетворить ходатайство следователя и продлить арест Гаскарова еще на три месяца — до 28 апреля 2014 года. В этот день будет ровно год с момента его ареста.
В том случае, если обвиняемый находится в СИЗО больше года, вопрос о продлении ареста может решать только Мосгорсуд — так, сегодня там был продлен срок ареста еще одному фигуранту дела Ильи Гущину. Суд оставил его под стражей до 6 июня — именно до этой даты сейчас продлен срок расследования «болотного дела». Заседание Мосгорсуда по Александру Марголину назначено на вторник, 4 февраля.
Обвинение в отношении Алексея Гаскарова, Ильи Гущина, Александра Марголина, Елены Кохтаревой и Дмитрия Рукавишникова было выделено в отдельное производство еще в конце прошлого года. Гущин и Марголин обвиняются в том, что они наносили удары полицейским, пенсионерка Кохтарева — в том, что она бросала в омоновцев бутылки. Кохтарева находится под подпиской о невыезде. Рукавишников, которому были предъявлены обвинения только в «массовых беспорядках» (он якобы двигал кабинки туалетов), вышел по амнистии в конце прошлого декабря.
Дело оставшихся четырех обвиняемых может поступить в суд во второй половине марта, предположила Сидоркина в беседе с «Русской планетой». По ее словам, обвиняемые знакомятся с материалами дела с конца декабря и уже изучили около 35 томов — это больше половины всех материалов.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости